Многоразовая российская ракета будет взлетать вертикально, а приземляться как самолет

Многоразовая российская ракета будет взлетать вертикально, а приземляться как самолет Роскосмос, Многоразовая ракета, Космос, Техника, Длиннопост

На 2022 год намечены летные испытания первой российской многоразовой возвращаемой космической ракеты сверхлегкого класса, которая будет садиться на Землю как самолет.


В рамках совместного проекта Фонда перспективных исследований (ФПИ) корпорации "Роскосмос" и Объединенной авиастроительной корпорации уже завершен аванпроект возвращаемого ракетного блока. Судя по сообщениям специалистов, выглядеть это будет примерно так: на высоте 59-66 километров предусматривается отделение первой ступени ракеты-носителя и ее возвращение в район старта с посадкой на обычную взлетно-посадочную полосу. В базовой конструкции возвращаемого блока будут применены поворотное прямоугольное крыло большого размаха и классическое хвостовое оперение. При возвратном полете к месту старта используется модифицированный серийный турбореактивный двигатель.


Разрабатываемая ракетно-космическая система будет выводить на солнечно-синхронную орбиту до 600 килограммов полезной нагрузки. Предварительные расчеты показывают: стоимость вывода обещает быть в полтора-два раза ниже, чем у обычных ракет подобного класса. Каждый управляемый блок рассчитан на 50 полетов без замены маршевых двигателей, работающих на криогенном топливе "жидкий кислород - сжиженный метан". Запускать ракеты планируется с мобильных комплексов.


При проектировании использован технологический задел проекта многоразового ускорителя "Байкал". По словам руководителя проектной группы ФПИ Бориса Сатовского, в рамках проведенного аванпроекта проанализирован большой объем информации и накопленный научно-технический задел по возвращаемым ступеням. Проведено сравнение нескольких альтернативных аэродинамических компоновок и произведены расчеты газодинамики и теплообмена изделия на возвратной траектории. Инженерно-конструкторские проработки показали достаточную технологическую готовность к созданию демонстратора.


Напомним: еще в середине апреля в одном из интервью Дмитрий Рогозин, который в настоящее время возглавил "Роскосмос", а тогда был в ранге вице-премьера, курирующего ракетно-космическую отрасль, заявил, что российские возвращаемые ракеты должны принципиально отличаться от возвращаемых ракет Space X из-за географических особенностей России.


Каждый управляемый блок новой ракеты рассчитан на 50 полетов без замены маршевых двигателей

"Мы же не можем, как Илон Маск, возвращать нашу ракету - они стартуют с мыса Канаверал и подгоняют морскую платформу в ту точку, в которую должна сесть первая ступень. Рули управления наверху, а она садится на двигатель. Мы-то где будем сажать ее? В Якутии? Это невозможно физически, из-за географических особенностей. Если мы хотим перейти к возвращаемым ступеням, то она должна у нас из вертикальной переложиться в горизонт и на двигателе с крылышками, которые должны раскрыться, самолетным образом вернуться на ближайший аэродром, но это уже совмещение с авиацией",

- сказал тогда Дмитрий Рогозин.


О том же говорят и многие наши конструкторы. Главная мысль:


такой способ спасения первых ступеней ракеты, как у Space X, - не для России. Там есть плавучая платформа, которая может подстроиться под любое наклонение. Ступень должна возвращаться к месту старта, то есть откуда взлетела, туда и вернулась. Надо либо ее подхватывать на вертолете, либо применять в ней самолетную схему.


...


Факт остается фактом: многие спецы и у нас, и за рубежом считают, что повторное использование элемента ракеты позволит серьезно сократить стоимость коммерческих запусков. Ведь первая ступень ракеты - самая дорогая в производстве. Цена ее маршевых двигателей колеблется от 10 до 70 миллионов долларов.


Впрочем, у специалистов до сих пор нет единого мнения об экономической целесообразности "многоразовости". Многие считают, что с технической точки зрения решение, бесспорно, интересное, но если говорить о практической стороне, то это слишком затратно. На сегодняшний день важнее снижать стоимость ракеты-носителя и стоимость самой пусковой услуги.


"Если говорить о многоразовости, то в ракете максимально интересная вещь для возвращения - это двигатель, очень дорогой и сложный элемент, - сказал в одном из интервью "РГ" президент РКК "Энергия" Владимир Солнцев. - Поэтому целесообразно как раз его пытаться сделать многоразовым. Наши заделы позволяют такую задачу реализовать, ведь двигатели "Энергомаша", которые используются для ракет, - многоразовые. Например, РД-171 испытывался на 25-кратное использование. На Земле его 25 раз успешно запускали, останавливали и снова запускали".


Полный текст:

https://rg.ru/2018/06/21/mnogorazovaia-rossijskaia-raketa-bu...

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
20
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
На 2022 год намечены летные испытания первой российской многоразовой возвращаемой космической ракеты сверхлегкого класса, которая будет садиться на Землю как самолет.

Вернёмся немного в прошлое. 2001 год:

- Когда "Байкал" полетит?

- Такой же вопрос президент задал мне на МАКСе. Я ответил, что все зависит от финансирования. Если будет все нормально, то лет через пять можно будет провести первый испытательный пуск.

https://www.aex.ru/fdocs/2/2001/9/19/14907/


Семнадцать лет назад было "через пять лет". Сейчас - "через четыре года".

раскрыть ветку (4)
9
Автор поста оценил этот комментарий
Ну так космос же. Космические скорости, теория относительности, замедления и искажения времени, все дела...
3
Автор поста оценил этот комментарий
Если будет все нормально, то лет через пять

Думаю, щас то же "если" действует

2
Автор поста оценил этот комментарий

Значит осталось 4х17=68 лет)

Автор поста оценил этот комментарий

https://youtube.com/watch?v=K_1PemwSzlo

"5 минут, Турецкий!"

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку