Мир детского телевидения и его маленький зритель
Постепенно телевидение сходит с «пьедестала», лидирующего медиа. По статистике от Mediascope, ежедневое посещение интернет-СМИ на 5,4% превышает охват телевидения. Это же относится и к детскому контенту.
Нет, дети не теряют «доверие» к теле-пропаганде, не стремятся к более оперативному поиску информации, однако же упадок в сфере российского детского ТВ происходит. Рассмотрим его на примере самого популярного в России канала, принадлежащему медиа-холдингу ВГТРК, – «Карусель».
Среди развлекательных программ «Карусели» все реже встречается образовательный контент. Заглянем в эфирную сетку канала: практически постоянно, целый день, детям «крутят» различные мультики, и с каждым годом их смысловая и образовательная нагрузка снижается до уровня песенок по типу «Руки мыть, руки мыть нужно каждый день». Тогда дети, умеющие размышлять и анализировать то, что они «потребляют», теряют к телеканалу интерес. Вот тут-то их и поджидают интернет-просторы.
А там происходит следующее – ребенок «теряется» в обилии контента, не зная, где искать интересные программы, и (что ближе к реальности) даже не пытается что-то полезное находить. Вместо это его встречает бессмысленная, часто даже деградационная информация, которая очень радуется – ведь именно ей удалось принять участие в формировании психики и ценностей ребенка.
Причем, раньше «Карусель» с функцией «генератора» образовательного контента справлялся. Мое поколение – дети начала 2000-х, до сих пор с ностальгией вспоминает такие передачи, как «Давайте рисовать!», «Вопрос на засыпку», «В гостях у Витаминки», «Funny English» и т.д. …
Современным образовательным передачам нужно соответствовать времени и находить новые форматы, чтобы вызывать интерес и доверие у детей. С такой целью недавно, например, «Arzamas» запустил новый проект «Гусьгусь», в котором собраны лекции, сказки, подкасты на самые разные темы, от космоса до «Гарри Поттера» и классической музыки. При этом приложение ориентировано на широкую аудиторию – и дети, и взрослые найдут там для себя что-то новое или глубже разберутся в чем-то старом.
Новый и интересный формат, который можно встретить в этом приложении - это подкасты, где дети через коммуникацию со взрослыми или экспертами в какой-либо области обсуждают и узнают все, что угодно. Например, в рубрике «Урубамба» в гости, как эксперт, приходит представитель какой-либо страны и рассказывает о ней. Интересен этот формат тем, что беседу в передаче ведет «голос ребенка», который в процессе размышляет, задает порой глупые, порой серьезные вопросы, и вместе с ним так же думают и размышляют зрители, включаясь таким образом в процесс.
Создать такой проект на просторах телевидения было бы хорошей идеей и большим вкладом в детское просвещение. Если бы такой проект транслировали на той же «Карусели», аудитория бы у него выросла во много раз. Но пока для этого далеко, а телевизор все так же будет оставаться «ящиком с мультиками», которому родители могут доверить свое дитятко и быть уверенными, что на ближайшее время надоедать и мешать им никто не будет.


