Михаил Ивановский "Железные бойцы"

Клим Жуков в Телеграмме опубликовал это, из книги. Просто прочтите, насколько кратко, емко, по делу, просто (без этих сегодняшних видео как пожарить лук (три минуты нарезки, потом жарка).

---

Вот какие полезные советы можно было почерпнуть в советской детской книге, изданной в 1931 году ОГИЗ "Молодая гвардия":

"Советские ребята должны хорошо стрелять. Учиться надо начинать с лука.

Надо срезать прямую ровную ветвь, чтобы получилась палка длиной от земли до твоего подбородка. Обстругай ее, чтобы на концах было потоньше, обсуши, согни и натяни тетиву.

Лук делается только из сухого дерева, из сырого получится дуга, обруч, что угодно, а не лук. Орешник, жимолость, молодая рябина, бук — самый хороший материал. Другие деревья не годятся. Ветви у них или кривые или ломки очень. То место, где беретесь рукою за лук, обмотайте для прочности крепкой бечевкой или проволокой.

Тетиву можно сделать из крепкой бечевы, шпагата или из резины. Веревочную тетиву за один конец привяжите наглухо к луку, а другой сделайте с петлей, чтобы тетиву можно было снять, когда не стреляете. Лук тоже должен отдыхать. Индийцы Полинезии на войне и охоте имеют всегда по два лука. Одним стреляют, а другой отдыхает, — висит за спиною спущенным.

Резиновая тетива удобнее. Купите толстых трубок, как для рогатки или для моделей самолетов. Как сделать — догадайтесь сами. Это самые простые луки. Можно сделать посложней и получше.

Хорошую стрелу можно сделать из сосновой доски; сосна — дерево стройное, стрела получится прямой и легкой. Длина стрелы вдвое меньше лука; впрочем, если сделать немного больше половины лука, будет лучше. Стрелы должны быть очень легкими, но острый конец тяжелым. Обкрутите его проволокой или сделайте потолще.

У кого есть старые пули без гильз, это замечательные наконечники. Одни пули без медного патрона — гильзы — бросают в печь. Свинец выплавляется, остается мельхиоровая оболочка. Ее насаживают на стрелу.

Не вздумайте бросить в печь пулю вместе с гильзой, в которую насыпан порох. Патрон взорвется, может очень опасно ранить.

Лук из жимолости со стрелой из пулевого наконечника — очень сильное и опасное оружие На расстоянии пяти-шести шагов стрела пробивает лист кровельного железа. Из такого лука можно убить но только птицу. На человека даже в шутку не смейте направлять лук. Шутки плохие: сорвется рука, — вряд ли вылечат товарища."

Или

"Отступая из какой-нибудь деревни, можно насыпать в колодцы зубного порошка. Противник подумает, что это— отрава, он не будет пить воду, а пить-то хочется. Как же быть? Исследовать воду некогда. На своей шкуре испробовать никто не захочет. Пойди разберись, отравлена вода или нет. Плавает какой-то белый порошок и в воде муть. Так и пойдут дальше в бой не напившись. А вода на фронте важнее хлеба, пить хочется непрерывно.

Можно налить в снаряды душистого цветочного одеколона. Снаряд упадет, разольется, запахнет какой-нибудь «персидской сиренью» или «букетом моей бабушки».

Многие удушливые газы пахнут очень приятно. Есть газ, пахнущий свежескошенным сеном. Другой обладает запахом гвоздики. Третий пахнет чесноком. Гвоздика — цветок совсем безобидный. Однако за приятным запахом скрывается смерть.

Противник подумает, что это — удушливый газ, и наденет маски. В противогазе дышать трудно, слышно плохо, видно скверно. Словом, боец в противогазе становится вдвое слабее, а это только нам и нужно."