МИГРЕНЬ (часть 3)

Второе появление адвоката произошло точно так же, как и первое. В окошко постучал немолодой уже человек с лицом, как две капли воды похожим на лицо старика из геликоптера и юнца, что заменил его, когда адвокат пришел ко мне в первый раз. Это могли быть родственники, до того они были похожи. Финкиль взошел на корабль и сел на свой уже стул. Свет попросил не зажигать. Я не был уверен, но похоже, что он здорово устал. Садясь в кресло, он пыхтел, как старый чайник. Сев, адвокат потер руки, словно зяб, что в общем не удивляло, мой кораблик остыл и это доставляло кучу неудобств.
- Прохладно у вас, - сказал Финкиль, - на улице светло и даже жарко, тем приятнее оказаться в полумраке и прохладе. Что у вас с отоплением?
- Неисправность системы жизнеобеспечения. Буду мерзнуть, пока не завершится суд и не починят корабль. Вам принести плед?
- Если вас не затруднит.
Финкиль с видимым наслаждением завернулся в плед, оставив одни руки, достал свой кейс и открыл его.
- Итак, мистер Джей Ти, разбирательство назначено на третье число после семнадцатого качения, то есть через три часа после третьего по счету пуска кораблей. Вы слышите, как взлетают корабли?
- Да, они здорово мешают мне спать.
- Когда начиная с этого момента корабли в третий раз взлетят, отсчитайте три часа и к вам придут. Это свидетельство, - мне протянули листок бумаги, - гарантированной полной безопасности на случай, если власти решат задержать вас. Если они упекут вас за решетку до процесса, им придется заплатить страховому агентству сумму, многократно превышающую ущерб от вашего прилета. Думаю, вы можете быть спокойны по дороге в суд. Власти вас не тронут. Второе. Вкратце обрисую ситуацию. Во что мне удалось раскопать.
Адвокат закашлял и захрипел, проворно вытащил из кармана флакон с желтыми таблетками, проглотил две из них и ему удалось отдышаться. На все ушло несколько секунд, после чего он продолжил:
- Итак, согласно заключению независимой экспертной комиссии, почтовое отделение Аррадона понесло ущерб в размере трехсот миллионов аррадонов, местной валюты, из которых двести семьдесят пять потеряно в результате приостановления отправления всех почтовых сообщений, а двадцать пять в результате уничтожения той самой капсулы, что имела несчастье столкнуться с вашим кораблем. Сумма иска, что предъявила почтовая служба Аррадона, как раз составляет 300 миллионов, но она любезон согласилась вычесть затраты на ремонт корабля, если вы признаете себя виновным и согласитесь с предъявленным иском.
- И на сколько же сократится тогда сумма иска?
- На 5 миллионов.
- Велика сумма.
- Я так и знал, что вы так скажете. Стало быть, вы отказываетесь от предложения почтовой службы?
- А это было предложение?
- Да. И слышали бы вы, что пришлось выслушивать от этих напыщенных болванов. Даже если бы они жили по семь циклов, все равно не набрали бы ума. Barba crescit, caput nescit. Тогда запишем, мы отказываемся. Второе. Или третье?
Тут его охватил второй приступ кашля и мне пришлось подождать несколько минут, пока он разбирался с ним. Кашель прекратился, адвокат продолжил:
- Третье. Власти Аррадона, предъявившие обвинения в сопротивлении властям пр исполнении служебных обязанностей, требуют подвергнуть вас наказанию в виде выплаты штрафа в размере трех миллионов аррадонов и принудительных работ на благо Аррадона в течении трех качений, то есть по вашему, трех запусков кораблей. Так что, как видите, неприятности не заканчиваются. И наконец последнее. Высший суд Аррадона постановил назначить вам наказание в виде выплаты штрафа в размере трехсот тысяч аррадонов за сокрытие вещественного доказательства, коим является ваш корабль. Решение окончательное и обжалованию не подлежит. Да и бесполезно это было бы.
Пока он кашлял в третий раз, я обдумывал услышанное.
- Ну, что скажете? – спросил Финкиль, справившись с кашлем.
- Невеселое положение.
- А я скажу, что ничего страшного. Произошло то, что и должно было произойти. Вы не пошли у них на поводу и им приходится на вас давить. Не беспокойтесь. Доверьтесь старому Финкилю, он вас вытащит. Так что, молодой человек, продолжайте сидеть на корабле и никого не впускайте сюда, кроме меня, разумеется… По вашему лицу вижу, что вы мне не совсем доверяете. Спрашивайте. Что вас беспокоит?
- Все-таки я не понимаю кое-чего. Или ваше законодательство такое запутанное, или оно направлено против нарушителей… То есть конечно, оно направлено против нарушителей, но оно заведомо считает, что тот, кто нарушил, виновен. Но так же нельзя?
- А, presumption of innocence. Всякое законодательство сложно по умолчанию, потому и существуют адвокаты. Иначе процесс был бы коротким и ясным. Виновен, или же, что в нашем случае более желательно, невиновен. Законы несовершенны, потому что учесть все ситуации невозможно. В данном случае законы несовершенны не в вашу пользу.
- Но ведь так же нельзя?
- Это в вас обида говорит на почтовиков. Не остыли еще. Наверно, эти пять миллионов здорово вас поддели. Я сам, признаться, немного не вышел из себя, когда это недоношенные объявили их условия.
- Так это они связались с вами.
- Обычная практика. Связываются с адвокатом, предлагают сделку. Здорово экономит время, да и суд не нужен, все решается до суда. Но! Предложили бы что-нибудь существенное, тогда и можно было бы говорить. Но они уверены, что выиграют процесс, потому что закон на их стороне. Глупцы, не иначе, потому что против них вышел Финкиль, - он засмеялся и уже привычно перешел в кашель. Я спросил его:
- Вы приболели?
- Наверно, если старость считать болезнью. Не будем об этом. Давайте поговорим, что можно будет сделать в дальнейшем. Итак, ничего не меняем и продолжаем гнуть свою линию, никаких сделок, по крайней мере, никаких таких сделок. Твердая уверенность в победе. У меня есть одна мысль, которая может оказаться плодотворной. Никто не может сказать, что именно почтовая капсула оказалась на вашем пути и ваш корабль сорвал доставку важной информации, пока не будет произведен хотя бы поверхностный осмотр корабля, который невозможен по причине вашего нахождения в нем. Далее. Согласно законодательству, любое помещение может считаться вашим жилым помещением, если вы живете в нем более шести качений. Полагаю, вы владелец корабля гораздо большее время. Ближайшая планетная система на расстоянии 20 парсеков, стало быть находитесь вы здесь как минимум 10 качений. А коли так, то вы имеете полное право не пускать в свое жилое помещение кого-либо, право собственности у нас приоритетно. Мой дом – моя крепость.
Я всплеснул руками.
- Но, - адвокат поднял палец, - власти Аррадона могут выписать органам пресечения разрешение на обыск жилого помещения, которое я для краткости буду называть кораблем, во время которого может быть поверхностный осмотр, что иногда достаточно для сбора улик.
Я снова всплеснул руками.
- Опять же, этого можно избежать, коль мы сможем доказать, что для вторжения на ваш корабль властям необходимо согласие консульства Земли, поскольку вы гражданин Земли и ваш корабль автоматически считается территорией Земли. Всякое проникновение на ее территорию без согласия властей Земли будет рассматриваться, как акт агрессии. Что несомненно на самом деле и есть.
Я открыл рот.
- С другой стороны, Аррадон не имеет дипломатических отношений с Землей и ваша посадка на эту планету может считаться незаконной, несогласованное и даже враждебной, так как она прошла без согласования двух сторон. Законы могут трактовать вашу посадку как попытку захвата территории.
- Но это же смешно!
- Тем не менее, это факт. Как бы то ни было, а доказать, что именно вы послужили причиной уничтожения почтовой капсулы, они не могут, так как не имеют возможности осмотреть ваш корабль, так как он является жилым помещением и вы вправе не пускать никого в него, пока не будет выдано соответствующее разрешение, которое не может быть выдано без соглашения с Землей, жителем которой вы являетесь, а оно не может быть достигнуто, пока не будут установлены дипломатические отношения с Землей, что опять же настолько маловероятно, как и попадание почтовой капсулы в ваш корабль… Но все равно это только двадцать пять миллионов.
- Конечно, эта сумма меркнет по сравнению с двумястами семидесятью пятью миллионами, что грозит вам за несогласованный вираж вокруг планеты. Да, но и тут есть зацепка. Согласно Галактическому праву, облет вокруг планеты без специального на то разрешения запрещен, стало быть вы нарушили Галактическое право.