Металлические всходы

Давно это было. Страна тогда называлась по-другому и делилась на пятнадцать республик. Брежнев уже лежал под Кремлёвской стеной, а его трон занял товарищ из КаГэБэ.


Родители сказали, что я поеду с ними на дачу. Приобщаться к труду.

Пока я слонялся, ожидая их, встретил Генку с Володькой. Пацанов со двора.

- Пойдём с нами, - говорят, - гулять.

- Не могу, - ответил я. - Надо копать огород.

- А-а-а...

Они ушли и больше я их никогда не видел.


Земля у нас такая - скала, а сверху глина, вперемешку с камнями. Кто по ней только не ходил! Тавры, давшие название краю. Скифы. Древние греки и римляне. Наследники Золотой Орды построили здесь своё государство. Генуэзцы.. 

Каждый что-нибудь да оставлял после себя.

Суворовские чудо-богатыри и турки. Англичане, французы, итальянцы и немцы - все щедро засевали эту землю металлом и удобряли её кровью и человеческими внутренностями.

Всходы тех лет мы пожинаем до сих пор.

Профессия сапёра востребована в наших краях.


Круглые ядра - с первой обороны города. Осколки, рубашки от гранат и оперение артиллерийских мин - со второй. Из старых винтовочных патронов мы делали шариковые ручки. Пять, вставленных в обойму, патронов - пять разноцветных стержней.

Писать ими было неудобно.

Порох, "свистуны" и "семидырки", обычная забава мальчишек.


Когда вечером я вернулся с дачи, то узнал новость. Генка с Володькой затеяли на пустыре игру. В набор входили найденный снаряд, спички и разведённый костёр.

Их похорон я не помню.

В школе, после этого случая, устраивали собрания, на которых разъясняли нам о пагубности баловства со взрывоопасными предметами.


Прошли годы. Я отучился, отслужил в армии и устроился на работу в милицию.

В кабинете инспекции по делам несовершеннолетних, на столе, под прозрачным пластиком, я увидел фотографию. Фотография была старой и чёрно-белой, но я легко узнал на ней пейзаж из детства.

Там был изображён пустырь, где мы когда-то играли. В центре снимка - взрыхлённая взрывом земля, а рядом два детских тела.

Генка и Володька.

Всё это время, пока я сдавал экзамены, встречался с девушками, работал и бегал марш-броски, они лежали здесь, под затёртым оргстеклом в тесном кабинете маленького отделения милиции.

Привет, ребята...


Фотографию использовали как наглядное пособие для профилактических бесед с любознательными пацанами.