Меридианы Тихого 2018: посмотрено

Хай, камрады-киноманы. В прошлом году удалось посетить Меридианы Тихого, такой местечковый кинофестиваль во Владивостоке, зацепил пять-шесть фильмов (пост). Показывают фильмы с других фестивалей (Канны, Венеция, Берлин, Роттердам), российские (в основном с Кинотавра), азиатские, анимацию, документалки, короткий метр, ретроспективу - полная программа; вещи уникальные, добрую половину потом не то, что в прокате - на торрентах не найдешь (ха, на ту же половину уменьшается практическая польза поста.. ну ладно). В этот раз специально приехал на неделю, осилил сеансов двадцать, хотелось чуть больше, но по разным причинам не вышло: что могут кончиться билеты да на русское кино - это вообще шок, что пятый фильм за день просто тяжело смотреть (с сериалами дома полегче), иногда накладывалось/забывал/просыпал. Список того, чего хотел да не смог, будет, пока вкратце о том, что видел, в порядке просмотра. Насчет спойлеров - старался четко обозначить сюжет, могут быть. Ссылки ведут: на именах режиссеров - в википедию (русскую/английскую)/тематический сайт, на фильмах - на кинопоиск. Рейтинг не привожу (ибо его нет:), свою оценку проставляю.

Два билета домой
Девушка из интерната вот-вот получит квартиру, у нее есть парень, он поедет с ней в Питер, где она станет стюардессой. Однако ей предстоит узнать правду о родителях и решить, как с этим жить. Мы привыкли, что мелодрама - это сопливо и в розовых тонах, получайте жесткий пример жанра. Хотя сам режиссер говорит, что устал от черноты и снимал доброе кино о милосердии - где надо, были и драйв, и глубина. Месхиев все же талантливый рассказчик - классно подает простой сюжет, находит детали; цепляет. И мне нравятся истории из разряда людей, которые знают, что им нужно: актриса бросила учебу, чтобы сняться в этом, своем первом фильме. И, наверное, невозможно снять абсолютно оригинальную вещь - до удивительного повторяет некоторые сюжетные повороты того же Абердина, который немного о другом; но сабж мне понравился больше.
Участие в основном конкурсе Кинотавра
Снимал: Дмитрий Месхиев
Прошлые работы: Свои, Американка, Батальон
Прокат: 25.10.2018
В трейлере проспойлерили вообще все:

8/10

Счастливый Лазарь (Lazzaro Felice)
Где-то на юге Италии, в занюханной Инвиолате сохранился феодализм: Хозяйка поместья, управляющий и 54 религиозных крестьянина, трудящихся испольщиками (задарма и рабски). Они оторваны от цивилизации вполне злонамеренно, как-то мирятся со своей жизнью. В поместье ссылают непутевого сына-мажора Хозяйки, который и здесь чудит. В чем находит себе помощника - местного парня Ладзаро, доброго аки Иисус и не знающего слова нет, чем все нещадно пользуются. Вот только этому мирному уголку осталось недолго, что кардинально скажется на судьбе каждого... В общем, тут и социальная драма, и магический реализм - очень необычно. Если бы не затянутость первой половины (каюсь, приспал - режиссер видать так и рассчитывала, разделяя фильм сочнейшим твистом), оценил бы повыше; вторая со своей парадоксальностью на контрасте смотрится живо.
Приз в Каннах за сценарий
Снимала: Аличе Рорвахер
Прошлые работы: Небесное тело, Чудеса (Гран-при Канн, 2014)

8/10

Нервный перевод (Nervous Translation)
Филиппины середины 80х, девочка лет девяти слушает записанные на магнитофон для ее матери послания отца, уехавшего на заработки. Попытка воссоздать богатый внутренний мир ребенка да еще мир взрослых ее глазами (режиссер - женщина-интроверт и росла в похожих обстоятельствах) - такое тяжело смотреть, правда. Много времени уделяется вещам важным лично герою, но не тебе; все же придерживаюсь мнения, что полное взаимопонимание между людьми невозможно и чужая душа потемки. Есть забавные моменты, немного разбавляющие неторопливый ритм; например, с волшебной ручкой, исполняющей желания.
Приз жюри NETPAC в Роттердаме
Снимала: Ширин Сено
Прошлые работы: Большой парень

7/10

Мира
Мирослав Рогач, он же Мира, бывший военный бывшей чехословацкой армии, около 50 лет, по убеждениям коммунист, судимый за двойное убийство, разнорабочий, временно проживающий в Англии в 2014 году становится ополченцам на Донбассе, воюет в Иловайском котле, попадает в плен, освобождается и уезжает обратно. Проходит несколько лет, его, терзаемого тоской неврастеника, тянет обратно, но уже с мирной целью - восстанавливать памятники Ленину. Это он считает более важным для сохранения "русского мира", чем война. Кино на стыке документалки (реальные люди, не актёры) и игрового (сюжет придуман). Казалось бы, всё понятно, вот только хрен вы угадали: Мира (и встречающие его люди) себя ещё покажут.
Участие в основном конкурсе Кинотавра
Снимал: Денис Шабаев
Прошлые работы: Чужая работа (приз за лучший дебют, Кинотавр, 2017), 20:17

9/10

Великий Будда+(The Great Buddha +)
Вот и чёрные тайваньские комедии подъехали. Режиссёр - дебютант в игровом, документалист. История о двух маленьких людях, мусорщике и стороже, снятая в основном на черно-белую пленку (привет, Клерки). Правда, особо философичных разговоров они не ведут, но персонажи яркие и интересные. Они решают посмотреть записи с видеорегистратора (сторож охраняет автостоянку одного большого человека), это их единственное развлечение в жизни (что подчеркивается цветными кадрами записей). Аккуратная игра с разрушением четвёртой стены - прямой поясняющий закадр от режиссёра, эпизод со взглядом в камеру, реплика от героев, что это кино. Живой, легкий юмор, иногда грязноватый, но не пошлый. Вот это поворот в финале присутствует.
Приз жюри NETPAC в Торонто, 2017
Снимал: Хуан Синьяо
Трейлер болен спойлерами:

8/10

Дядя Саша
Третий фильм Александра Гордона, первый по собственному сценарию. Режиссер-самодур с методом героя Дж.К.Симмонса в Одержимости пытается снять на телефон в пасторальной глуши кино по рассказу Фолкнера о писателе в кризисе, жене писателя и молодом повесе, и у него не получается. Ну вы поняли: мы смотрим фильм, где снимают фильм, который мы и видим... Сам Гордон называет это комедией (хреново, когда приходится объяснять, что ты снял), причем многоплановой: где мы не только поржем, но и увидим сатиру, т.е. нам приведут пример неподобающего поведения, и мы не должны почувствовать эмпатии (сочувствия) к герою, иначе провал (даже шутка в титрах про это). Но лично я этого не понял и откровенно скучал (вообще с любым фильмом Гордона такая фигня). А в таком случае тебя начинают раздражать составляющие: эти кривляния (особенно Ефремова-внука) и плоские, пошлые шутки, скучающие без дела актеры (бабы хоть стараются, но толку), лишние эпизоды с левыми героями (зачем здесь Петр Толстой, зачем сосед-музыкант, зачем участковая?)... В общем, терпишь надоедающий театр одного актера, который потом говорит, что если ты не испытал положительных эмоций, то так и задумывалось. Чего, блядь?
Участие в основном конкурсе Кинотавра
Прокат: февраль 2019

без оценки

Куда уходит время? (Where Has Time Gone?)
Пять новелл от пяти режиссеров стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) на тему времени в понимании carpe diem, "лови мгновение". Не ух и ах, но любопытно. Негритянский замудренный киберпанк, индийская мелодрама о старике и подростке, семейные проблемы деторождения в Китае, непередаваемая мрачность бытия или как искусственно вентилировать легкие с помощью изоленты и гармони (ой, спойлер) и социальные последствия внезапных катастроф. На разок можно, какой-то общей идеи не вышло, очень уж разные вещи получились.
Фильм открытия 2го кинофестиваля БРИКС
Снимали: Цзя Чжанкэ, Алексей Федорченко, Мадхур Бхандаркар, Джамиль X.T. Кубека, Вальтер Саллес
Прошлые работы: Прикосновение греха, Овсянки, В плену у моды, Пришей зиму к моей коже, Дневники мотоциклиста

7/10

Отель у реки (Gangbyeonhotel)
Никогда не думал, что это скажу, но.. где пейзажи, где длинные, статичные кадры, где фоновая музыка... ну реально, они тут не затыкаются ни на секунду! Причем ведут обыкновеннейшие разговоры, какие мы все ведем с родителями/друзьями/соседями, при этом ничего не происходит, совершенно. Ладно, со временем ты отпускаешь ситуацию и немного начинаешь принимать такую минималистическую подачу. Понимаешь, что под особое настроение самое то: когда хочешь расслабиться, периодически не следить за сюжетом, подумать о своем и при этом ничего не упустить; такое, в общем, закутаться в пледик и чтобы душевно. Короче, это одна из легенд корейского кино, как Ким Ки-Дук, только Хон Сансу; снимает т.н. соджу-кор. И правда, когда они выпили, как-то поживее пошло, с эмоциями.
Показ в Торонто в программе Masters, 2018
Прошлые работы: День, когда свинья упала в колодец, В другой стране, День, когда он пришел

7/10

Холодная война (Zimna wojna)
А вот и польская Невыносимая легкость бытия. Акценты расставлены по-другому, фильмы разные... ну ладно, тут общего только трагическая любовь на фоне борьбы сверхдержав. В 1949 году колесят по стране интеллигенты, записывая фольклор. Затем им предложат собрать ансамбль из народных талантов; так он встретит ее. Когда начинание станет успешным, им предложат исполнить что-нибудь о мудром вожде и революционном духе, с чем уже можно и заграницу. Такого душа музыканта не выдерживает и он предлагает ей бежать на свободу. Но пока она слаба, так они растаются...
Потом будет много чего: встреч, шатаний, смены ролей, но главное в том, что нигде не будет им места: там они вынуждены подстраиваться, а их бунту суждено разбиваться о равнодушие; здесь они вынуждены подчиняться, а попытки протеста будут подавлены системой. Если в Легкости бытия случайность решит за героев, то здесь им придется действовать самим. Война-то холодная, вот только страдания настоящие и потери не учитываются - здорово, правда?
Приз в Каннах за режиссуру
Снимал: Павел Павликовский
Прошлые работы: Ида (Оскар 2015, лучший иностранный фильм)

8/10

Овдовевшая ведьма (Xiao gua fu cheng xian ji)
Где-то во китайской Монголии девушка теряет мужа, уже третьего. Вынужденная как-то жить и содержать глухонемого зятя (брата покойного), поневоле становится ведьмой. Иногда это весело, когда удается вылечить паралитика, поварив того в котле ночь; или когда покойные мужи буквально садятся на шею безответственным должникам; но чаще грустно, когда бессилен помочь (особенно себе) или изменить людей, наталкиваешься на непоминание, а то и агрессию. Такое бытописание.
Лауреат Hivos Tiger в Роттердаме, 2018
Снимал: Цай Чэньцзе (дебют)

7/10

Подбросы
У этого слова два значения - дети, оставленные в бэби-боксах и люди, бросающиеся под машину, чтобы поиметь бабок с водил. Герой - подброс в обеих смыслах. Его навещает и похищает из интерната мать, а он и не против. Оригинальная ведущая себя матушка, дефилирующая перед ним в нижнем белье (исполнительница роли Анна Слю говорит, что для неё он все ещё младенец, потому что она его не воспитывала, поэтому можно понять с психологической стороны). Он болен анальгезией - слабо чувствителен к боли и повышенная заживаемость ран. Идеальный подброс. А ещё её друзья занимаются этим разводом, они - это травматолог, экипаж скорой, судья, прокурор, адвокат, ДПСник... Это такой грамотный наброс на российскую действительность, что я в восхищении. Но безо всяких, с драматической стороны - сильное кино.
Лучшая актриса, лучшая операторская работа Кинотавра, 2018
Снимал: Иван И. Твердовский
Прошлые работы: Класс коррекции, Зоология
Прокат: 22.11.2018

9/10

Ни даты, ни подписи (Bedoune Tarikh, Bedoune Emza)
Врач-судмедэксперт сбивает семью на мопеде, вроде все обходится, никто не травмировался, разве что у мальчика немного болит голова. Они расстаются без претензий. Вот только на следующий день к нему на работу привозят труп этого мальчика... Начинается мучительное и длительное для всех выяснение настоящей причины смерти. Второй раз смотрю иранское кино и вновь оно цепляет своим подходом: внешне оно мало отличимо от современного европейского, но драматургия и темы отдают веком XIX-м: нравственные проблемы, сдержанные отношения между полами, взаимное уважение, честь... любителям старого кино должно понравиться.
Лучшие режиссёр и актёр программы Горизонты в Венеции, 2017
Снимал: Вахид Джалильванд
Прошлые работы: Среда, 9 мая

8/10

Облепиховое лето
Двоякое чувство. С одной стороны, первый игровой фильм про Вампилова, не забывают, все такое. А с другой - ну, беззубо, посредственно, фальшиво. Это нормально, что в фильме про драматурга мне больше нравится эпизодический поэт Рубцов? А этот мамкин диссидент по партийной линии - с претензией к нему перевернуть этот мир? Серьёзно, к нему? И это нормально, когда после просмотра не хочется обращаться к первоисточнику, творчеству биографируемого? Зато находишь сценариста этого шедевра - её прошлая работа тот фильм с Биланом и поддержкой Минкульта...
Показ на фестивале Окно в Европу
Снимал: Виктор Алферов (дебют)
Прокат: 15.11.2018

без оценки

Ван Гоги
Стареющий дирижер (Даниэль Ольбрыхский), похоронив жену, вызывает к себе Алексея Серебрякова в роли сына (плетет из веревочок такие штуки.. называет это инсталляциями), с которым у него тяжелые отношения. Собственно, их они и выясняют весь фильм. Еще есть домохозяйка, сыгранная Еленой Кореневой. Больше сказать ничего не могу, смотрел одним глазом, кино о художниках (в широком смысле) для художников. Послушал Лакримозу, еще что-то из классики, приятно.
Лучший саундтрек Кинотавра
Снимал: Сергей Ливнев
Прошлые работы: сценарист Ассы, продюсер (много всего)
Прокат: 14.09.2019

без оценки

Дом волка (La casa lobo; полнометражная анимация)
Где-то на краю света есть немецкая колония, где под авторитарным началом живут близкой к природе жизнью, вдали от цивилизации. Девушка отпускает двух поросят, ее наказывают изоляцией на сто дней с этими самыми поросятами. Ну и у нее потекла крыша... очень буйно разыгралась фантазия... все-таки она закинулась лсд.
За стенами дома волк, он ей страшен. Она превращает своих свинок в Ану и Педро, учит, кормит их. Криповая, своеобразная рисовка: образы строятся и распадаются (прям в лужи и полоски бумаги) на глазах, образы лезут из стен, стекают с них, говорящие головы, куклы, отдельные части тела; странные реплики; сочетание снятых и рисованных кадров. В общем, подход такой, шизофренический, но, удивительное дело, отторжения не вызывает. Он просто выключает критическое мышление, атмосфера покоряет и ты испытываешь какие-то смутные эмоции, как будто тебе снова год. Мир уже не будет прежним.
Один чувак задвинул такую гипотезу, что девушка самостоятельно создает культуру с нуля, но теряет над ней контроль и вынуждена призвать волка для спасения. А волк, он же Природа, он же ее темная сторона, которую она отвергала. И это аллюзия на фашизм (немецкая же колония). Такие дела. Но от актрисы, озвучивавшей Марию, внятной поддержки не добился.
Показ на фестивале в Сан-Себастьяне
Снимал: Кристобаль Леон, Хоакин Косинья (дебют)

7/10

Глубокие реки
Смотришь: два брата-бородача машут топорами, валят лес, к ним приезжает третий, без бороды, но амбициозный и которого они не считают за равного. Ну вот, кавказский Самый пьяный округ мире; и даже своя семейная легенда есть. Правда, тут власть косвенно мешает героям, антагонисты - соседи. И раз намек, и два намек, что ты прав. А потом внезапно сливают персонажей и титры. Ээ, подождите: на кого вообще рассчитывали, что бы во так обрубать историю на середине? Это типа как в жизни, тру-реализм?.. За падающие высоченные деревья надбавлю.
Лучший дебют Кинотавра
Снимал: Владимир Битоков (дебют)
Прокат: 25.10.2018

6/10

Слон сидит неподвижно (Da xiang xi di er zuo)
Ребята, китайская Нелюбовь. Хотя в сравнении она - сопливая мелодрама. Тут реальная жесть - три никчемных часа с постными лицами, унылыми репликами и статичными кадрами. У пацана алкаш-отец и амеба-мать, единственное утешение - бабушка - умирает, в школе есть доебчивый ауешник... У его одноклассницы мудачка-мать и мутки с завучем, о которых становится известно всем... Старичка выгоняют из собственной квартиры его же дети, потому что внучке негде делать уроки; его единственную отговорку и отдушину - собаку - загрызают насмерть... Мужика динамит любовница, а ее муж, узнав о них, выбрасывается из окна на его глазах; тот самый ауешник - его брат и его таки отпиздил тот пацан, но ему похуй, потому что тот уебан... Где-то в Маньчжурии (город) есть цирк, где слон сидит целыми днями и ничего не делает - здорово, правда?.. нужно всем собраться и уехать туда из этого гадюшника... Это настолько затянутое кино, что даже Герман-младший, любитель поснимать тягомотину, не выдержал и ретировался с середины сеанса (на самом деле норм мужик, может, куда-то понадобилось, да и не один был; вообще из всех заезжих киношников только он появлялся на рядовых сеансах)... Это настолько депрессивный фильм, что режиссер, закончив сьемки, покончил с собой... Я еще одно предложение напишу с многоточиями, чтобы вы понимали...
Оно вроде бы снято на цветную пленку, но с такой низкой насыщенностью, что в памяти оно черно-белоее. Более того, после него я не мог смотреть обычный яркий фильм, потому что он казался излишне аляповатым, а сюжет неуместно веселым. Два часа я думал, зачем же это смотрю, но потом и сам словил депрессию, сюжет чуток разогнался и стало заходить. Отошел только к вечеру следующего дня; вот она, сила искусства.
Премия ФИПРЕССИ на Берлинале
Снимал: Ху Бо (дебют)

10/10

Хрусталь (Crystal Swan)
Девушка прогрессивных взглядов не в ладах с жизнью в пост-социалистической Беларуси и хочет эмигрировать в Америку. Для получения визы нужно подтвердить получение высокого дохода и наличие квалифицированной должности здесь, но она ди-джей в клубе. В купленой справке с места работы указан левый телефон, по нему будут звонить из консульства - нужно найти адрес и попросить хозяев поддержать легенду. А живут они в провинции... По жанру - комедия. Что можно ожидать дальше? Она найдет общий язык с родиной и останется? Легкий до этого фильм резко скатывается в какие-то сопли и черноту. И что? Нужно обязательно уезжать, потому что все кругом козлы? Как-то невнятно и неубедительно.
Беларусь отправила на Оскар
Снимала: Дарья Жук (дебют)
Прокат: 13.12.2018
6/10

Фух. Что ещё хотел посмотреть:
* Война Анны
* Пепел - самый чистый белый
* Черный клановец
* Магазинные воришки
* Вечная жизнь Александра Христофорова
* Комплекс Буркина Бранденбург
* Шейкдаун
* Диамантино
* На районе

Награды раздали так:
* Лучший фильм - Овдовевшая ведьма
* Лучший актёр - Майкл Хуан (Отец сыну)
* Лучшая актриса - Агнесса Цвелодуб (Восьмой вид)
* Лучший режиссер - Хуан Синьяо (Великий Будда+)
* Упоминание жюри - Нервный перевод
* Приз зрительских симпатий - Хрусталь
* Лкчшая короткометражка - Ярко-рыжий
* Приз ФИПРЕССИ: полный метр - Овдовевшая ведьма, короткий метр - Ярко-рыжий
* Приз NETPAC - Слон сидит неподвижно
* Приз Юла Бриннера - Война Анны

Такие дела.

Всё о кино

30.6K пост63.6K подписчика

Правила сообщества

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.

8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.