Машинист-экономист
Навеяно постом: Новости прошедшего времени: экономить энергию можно не только подкручивая счётчик
Иногда экономный машинист - не есть хороший. Особенно, когда он показывает нереальные показатели. Потому что они порой достигаются безумными мерами.
***
У нас в депо был машинист, назовём его Петровичем. Когда я только устроился помощником, Петрович дорабатывал последний год перед пенсией. Он стал легендой депо в вопросе экономии электроэнергии. Никто не мог побить его рекорды. Петрович постоянно был на первом месте, и с таким отрывом, что второе и третье места в сумме не могли сэкономить столько же, сколько Петрович. Он не лез в счётчики, не снимал провода, его расход был честным. Но как именно он экономил - это было что-то.
1. Наборы скоростей. Петрович знал, какую скорость с какой остановки набирать, чтобы ведение поезда было максимально экономным. При этом Петровича не волновал вопрос соблюдения графика - он мог спокойно опаздывать на минут пять, нагоняя на более "спокойных" остановках. Сейчас за такое могут поиметь, но в те годы, когда работал Петрович, на это смотрели сквозь пальцы. Некоторые машинисты до сих пор пользуются наборами Петровича (особенно его бывшие помощники), хотя воды много утекло, графики поменялись и т.д.
2. Отопление и освещение. Пассажиров Петрович не жалел. Отопление включал исключительно для поддержания необходимого минимума температуры. Освещение? Если видишь, куда ступаешь в вагоне - значит, ещё светло, а читать в движении вредно. Поэтому Петровича можно было узнать издалека по вечерней электричке, следующей в полной темноте.
3. Свистки и тифоны. Если встречный электропоезд не ответил свистком на твоё приветствие - значит, там сидит Петрович. Одному поезду свистнул, второму, третьему - за поездку набираются десятки звуковых сигналов, это - расход воздуха, то есть лишний цикл работы главных компрессоров. Поэтому сигналить встречным не нужно, если хочешь сэкономить лишний кВт⋅ч.
4. Остановки без остановки. Если впереди безлюдная остановка, на которой обычно никто не выходит, Петрович притормаживал до 2-3 км/ч и открывал двери. Если в дверях никто не появлялся, либо это был мужчина или кто-то из молодёжи, Петрович делал объявление и закрывал двери, так и не остановившись. При трогании с нуля идёт достаточно сильный бросок тока, а вот с 2-3 км/ч трогание не такое затратное, плюс экономия времени, а это - меньший расход электроэнергии. Скоростемер позволял делать такие "остановки", так как на его ленте скорости меньше 5 км/ч не отображались. Сейчас такое не прокатит.
5. Вмешательство в электрическую схему. Иногда Петрович вешал перемычки, позволявшие ему включать нужные секции электропоезда. Например, трогаться и разгоняться одной половиной поезда. Или что-то в этом роде. Тоже экономия.
6. Торможение двумя ступенями ЭПТ. Эльфийский термин, если простыми словами - это способ самой быстрой остановки поезда электропневматическим тормозом. Быстрее остановился - меньше времени потратил.
***
Вот такой обезбашенный машинист работал. К слову, несмотря на свои прибабахи, он серьёзно ни разу не залетел. Ну и времена были в 80-90-е года попроще. Наверно.
Так что всё должно быть в меру.
Железная дорога
4.2K постов6.7K подписчиков