Маргинальный театрал. Оценка актёрской игры на примере сериала Доктор Кто

Да полетят в меня помидоры. Давно хотел написать такой пост. Очень часто мы необъективно оцениваем актёрскую игру.

http://pikabu.ru/story/marginalnyiy_teatral_kak_pravilno_kri... тут я немного про это писал. И там же был спор про объективную и субъективную оценку с @heroasmushu . Подумав на эту тему и решил написать этот пост, давно правда было, да вот руки только дошли

А ещё немного касался этой темы тут: http://pikabu.ru/story/marginalnyiy_teatral_otlichiya_aktyor...

Итак, я беру актёров, которые исполняли одну роль и постараюсь их сравнить максимально объективно, исключая субъективный взгляд.

Сразу скажу, все четверо мне нравятся. Всех видел в оригинале и в различных переводах (это важно).

Я стараюсь отключить фактор технического качества того или иного сезона, но упоминать буду.

Поехали. Наши герои:

Маргинальный театрал. Оценка актёрской игры на примере сериала Доктор Кто Фильмы, Сериалы, Доктор Кто, Некомпетентность, Длиннопост

Для любителей сериала они значат многое, для остальных...не очень популярные актёры.

Кристофер Экклстон

Маргинальный театрал. Оценка актёрской игры на примере сериала Доктор Кто Фильмы, Сериалы, Доктор Кто, Некомпетентность, Длиннопост

Очень харизматичный и типажный мужчина. Движения резкие и уверенные. Его главная актёрская фишка - лицо и глаза. Глаза способны менять эмоцию в одном кадре, что можно заметить уже в первой серии. Я честно пытался найти видео, но простите. А резать просто времени нет. Дальше, на что следует обратить внимание:

Походка.

Походка измененная. В жизни, в других фильмах он ходит иначе.

Пластика рук

В принципе, обычная, хотя в рамках образа укладывается.

Мимика

Имеется уникальная мимика присущая только этому герою. Очень много мимических "приколов". Лицо постоянно в действии. Улыбка меняется на гнев за долю секунды. И это при поддержке глаз. Вообще, глаза одна из важнейших актёрских фишек. Умеешь управлять глазами - ты можешь играть в едином кадре. Нет? Значит монтаж.

Голос

Хорошие, разнообразные интонации. Тембр необычный, может вызывать неприязнь, но управляет им уверенно. Очень разнообразный репертуар.

Ну и самое главное: органичность. Доктор Кристофера не смотрится лишним в кадре, даже учитывая, что он самый выбивающийся из всех в истории, в своей кожанке.


И последнее. Монологи в фильме:

Имеет один большой монолог в комнате с далеком. Обратите внимание, какие акценты на лице, камера почти статична. Дальше микромонолог в предпоследней серии. Тоже статичный кадр, видно каждую жилку на лице. И монолог прощание. Аналогично, кадр почти не бьют на части. Почти театральная игра.

Вывод: Высокий уровень профессионализма. Примешивая вот сюда субъективную харизму, мы получаем моего исполнителя, но, вероятно, всё же не лучшего. По моей градации из прошлых постов: актёр, которого приглашают когда надо сыграть. Не звезда

Смотрится хорошо и в переводе и в оригинале, так как очень разнообразные повадки. Возможно пошло на пользу, что он играл всего один сезон. Не успел начать повторяться. Уйти в нужный момент, ой как важно.


Дэвид Теннант

Маргинальный театрал. Оценка актёрской игры на примере сериала Доктор Кто Фильмы, Сериалы, Доктор Кто, Некомпетентность, Длиннопост

Самый печальный доктор) Любимец женщин. Движения спонтанные. Главная фишка: живая мимика и голос. К сожалению, обладает отвратительной дикцией, что с лихвой компенсируется великолепным тембром.

Походка

У Дэвида большие и просто огромные проблемы с разнообразием актёрской игры. Где бы он не играл, он остаётся доктором. Это минус. Сюда же включается походка. Немного развязанная и взбалмошная. За это и любим его

Пластика рук

Аналогично. Да, весьма оригинально, да это просто Теннант из жизни. Не обижайтесь, но вся его пластика повторяется в интервью и других ролях

Мимика

Великолепная, потрясающая мимика, которая постоянно повторяется из серии в серию, столь неумелое обращение с такой потрясной мимикой я видел раз - Брендан Фрейзер.

Теннант в долю секунды может выразить что угодно, но когда нужно заострить внимание на эмоции у него начинаются серьёзные проблемы. По сути есть два-три выражения лица на фильм. То, что на фото - грустное. Удивлённое - с открытым ртом. И яростное - морщит лоб.

Голос

И здесь проблема повторяется. Богатство тембра и интонаций разбивается о неуместное их применение. Всё повторяется из раза в раз. Крики, вопли сопли.

При этом он чертовски органичен, просто невероятно. Король кадра.

Монологи

И вот тут мы попадаем на то, что толком монологов то и нет. Если и есть большой (Далеки на Манхетане), то Теннанта там нет в кадре большую часть времени, а если его показывают (сцена прощания с Розой), то исключительно в статичной эмоции. Грустная улыбка и всё такое. Это можно было бы списать на съёмочную бригаду, да только по сути она же работала с 1 сезоне, да и роли в других фильмах подтверждают однообразие.

Вывод: По сути, Теннант похож на крайне талантливого и харизматичного недоучку. Он типичный актёр харизматик. Это тот случай, когда харизма немного тормозит саморазвитие, как актёра. Серии с ним всегда вспоминаю с ностальгией по его игре, но начав пересматривать ужаснулся шаблонности его подхода. Экклстон почти не повторялся, не считая фишки разумеется. Игра Теннанта - сплошные фишки. Это забавно первые серии, но потом начинает надоедать. И самое обидное, что в итоге не остаётся моментов актёрской игры, которые бы в душу запали. Всякие крики и искусственные слёзы...да, иногда сильно, но этого мало. Особенно мало для 900 летнего старца, коим доктор является.

Лучше смотреть в оригинале, так как голос добавляет ему изюму.

Три сезона слишком много. Если бы он закончил на первом, то не успел бы набить оскомину, хотя шаблоны его моделей поведения были видны уже с третьей серии.


Мэтт Смит

Маргинальный театрал. Оценка актёрской игры на примере сериала Доктор Кто Фильмы, Сериалы, Доктор Кто, Некомпетентность, Длиннопост

"Подбородок" или играй монстра профессора Франкенштейна без грима. Любимец детей (по сериалу) и девушек. Главная фишка: умение быть в кадре

Походка

В целом образ 11 доктора вылизан до мелочей. И вылизан с актёрской точки зрения. Походка меняется от лёгкой и юморной сцены, к сцене тяжёлой и драматичной. Доктор всегда шагает уверенно, словно ему и правда 900 лет, но при этом немного тяжело.

Пластика рук

Обратите внимание на руки. В театре есть такое понятие, чувство сцены. Пример: актёр открывает дверь, гость входит, актёр закрывает дверь и идёт за гостем. Это пример простого актёра. Актёр с чувством сцены вытер бы руки после того, как держался за ручку, или что-то в этом духе. Причём сделал бы это не специально. Смит занимается такой фигнёй три сезона. Невозможно продумать столько действий, сколько он делает в кадре, это самое настоящее чувство сцены, пусть и в кино. Каждое движение пусто и наполнено смыслом разом. Пусто, потому что не несёт смысловой нагрузки, наполнено, потому что это делается не просто так. Это персонаж и он живёт в кадре.

Мимика

Парню было 26 или 27 лет, когда он попал на роль. Но его глаза и лоб позволяли видеть то озорного мальчишку, то старика. Как и у Экклстона, глаза в кадре меняются с озорства на ярость. Надо закричать? Резко, без перехода. Моментальная переоценка ситуации в кадре? Никаких проблем. И простите, но в последней серии, в гриме старика, он невероятно стар, и даже глаза затуманены. Это просто высочайший уровень игры.

Голос

Изначально смотрел в переводе, всё было ок. Потом посмотрел в оригинале, тоже всё ок. На Смита можно смотреть в обоих версиях. Всё будет хорошо. Голос у него обычный, но вполне себе харизматичный.

Монологи.

Пандорика и кольца Акатена. Бравада и глубокая старость. Два классных и очень разных монолога. Кольца вообще эталонные. Так сыграть перед...зелёным экраном? Супер. Длинные планы сменяются сценами с хором, которые просто лишние. Учить можно по этому монолога, да и последний перед регенерацией. Очень высокий уровень.

Вывод: Не мой любимый исполнитель, но объективно тот, кто за отведённое время смог максимально глубоко раскрыть своего Доктора во все стороны. И в глубь, и в ширь. Огромное разнообразие, существование на сцене, то бишь в кадре. Не могу ничего поделать. Но такие редко бывают звёздами, а жаль.

Есть один недостаток, но не подтверждённый. Судя по ролям другим, требует в кадре других актёров, хотя бы среднего уровня и на одной с ним волне, так как ему необходим отыгрыш. Либо монолог. Когда партнёр не в своей тарелке, то и Смит немного теряется. Хочу и дальше за этим понаблюдать, да вот обилием ролей не радует. Кстати, сильный театральный актёр считается.


Питер Капальди


Маргинальный театрал. Оценка актёрской игры на примере сериала Доктор Кто Фильмы, Сериалы, Доктор Кто, Некомпетентность, Длиннопост

Специально выбрал такую фотографию. Капальди попал в сериал в неудачное время, очень сильно просела техническая часть (сценарии субъективно). Упало качество декораций и съёмки. Однако, я ждал от него многого, исходя из того что видел в других ролях.

И...я был удивлён

Походка

Да, он изменил, но периодами он её теряет и становится просто Капальди. Странно упущение для такого актёра, возможно, что специально, думал я.

Пластика рук

Но и пластика показалась очень зажатой, словно персонаж в коконе. Удивление росло. Вроде и ничего так, но я явно ждал большего, много большего.

Мимика

Тоже не радовала многообразием, просто и профессионально. Но персонаж то необычный.

Голос

Я всё больше грустил глядя на серии с Капальди, апогеем стала серия про птичку и алмазную гору. Серия шикарная, но его игра не убеждала. И вот тут я кое-что вспомнил. Все виденные мною работы Капальди были в оригинале. Я включил оригинал и всё преобразилось. Никогда не видел такой зависимости облика от голоса. Совершенно другое дело. Просто небо и земля. Невероятно тонкая игра интонациями.

Монологи:

Следствие прошлого пункта. У Капальди ещё хуже чем у Теннанта дела с монологами, ему не дают их играть. Монолог про войны и про птичку. Оба построены на голосе и практически исключают визуализацию прямой речи. Вся игра мастерски строится вокруг голоса.

Вывод: Объективно работа неубедительная, с другой стороны, с голосом всё иначе. Очень трудно оценивать, даже лучше применить субъективные методы. Шаблонность действий против речи.


Надеюсь, я немного смог пояснить, о том, как рассматривается игра актёра критиком. Очень много строится на присутствии\отсутствии шаблонности. Все четыре актёра однозначно сильные и профессиональные. Но их игра строится на разных постулатах. Один тянет на харизме и его обожают за это. Другой тонко выстраивает игру, но жалуются на его кривляния. При это другие говорят, что первый корчит рожи, а второй прямо живёт в образе. Без вкусовщины было бы скучны. Искусство не поддаётся сухой оценке, но эта оценка нужны внутри процесса, иначе можно пропустить реальный талант, потеряв его в информационном шуме. Хотя эти четверо все таланты)

Хорошего дня)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
Здравствуйте, уважаемый kelzaman. Внимательно прочитала ваш пост, и хочу задать вам пару вопросов, если не возражаете, конечно) Я слышала, вы театральный режиссер, эксперт, так ведь? По каким критериям вы оценивали всех четырех актеров, и как вы определяете, кто профессионал, а кто недоучка? У вас есть своя позиция и свои мысли, никто не спорит, просто хочу выслушать ваше мнение.

Прошу прощения, если не прочла комментарии выше на подобную тему. Спасибо за внимание.

раскрыть ветку (16)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Пикабушник 14 минут. Вы прямо для меня зарегистрировались? Это мило)
Я не эксперт, избавьте от такого клейма, я делюсь своим личным мнением, и никому его не навязываю) более того, стоит тег непрофессионал.
Это моя позиция и моя аргументация представлена в посте. Только по Капальди немного сжата. Если кратко, то один из важнейших критериев - количество шаблонов в рамках экранного времени. Я не говорю, что они непрофессионалы. Все четыре мастера. Но есть один нюанс. Лично для меня, как для постановщика. Очень важен момент, когда актёр способен погрузиться в героя. Сотворить магию, о которой говорил Станиславский. Актёр это может сделать внутренне или внешне. Но во втором случае он должен быть великолепным, чтобы ему поверили. Поэтому, я расхожусь во мнении со многими деятелями театра. Я готов простить техническую помарку, в обмен на внутреннее состояние, но никак не наоборот. Поэтому ,если актёр делает упор на внешнее обозначение, то он должен быть абсолютно нешаблонным и непредсказуемым, это и есть поофессионализм. Чтобы актёр мог сыграть в любой момент на технике.
А про сериал ещё раз повторю, разбор игры на состоявляющие, которые можно увидеть глазами через экран
раскрыть ветку (15)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Хорошо, спасибо за информацию. Я, конечно, далеко не эксперт, не режиссер, не театрал в этом деле, но, мне всегда казалось, даже если актер и берет какой-то шаблон, он наделяет его своими... ну, как сказать... манерой актерской игры, понимаением этого шаблона, ну, и так далее. Шаблон один, но взглядов на него сколько, столько и актеров с режиссерами. Это как перепеть старый хит со своей трактовкой. Пожалуй, это одна из причин, почему я фанат "Доктора".

Только одно "но": боюсь, что я не могу согласиться с тем, что Дэвид Теннант слишком однообразен. Для меня - как для простого фаната, естественно - он всегда разный: в "Докторе" он безумный яркий феерверк, который излучает радиацию из космоса, в "Юнайтед" - отчаянный, но в то же время не теряющий надежды тренер команды. В "Бродчерче" побитый жизнью детектив-сердечник, потерявший любую радость в жизни. И для меня вот этот Харди и рядом не стоял с Десятым, настолько разные герои. Возможно, Дэвид применял какие-то однообразные актерские примочки, возможно. Но когда я вижу, насколько отличаются его персонажи, то мне на это плевать. Учитывая то, что Теннант действительно признанный театральный актер у себя на родине, а британская школа, если не ощибаюсь, очень сильная, и таких мощных актеров действительно много (ваш любимый Экклстон, Камбербетч, Алан Рикман, ныне покойный, Дерек Джакоби, и так до бесконечности), то это все-таки о чем-то говорит.

Еще раз повторяю, я не профессионал, и не режиссер, но я имею право выразить свою точку зрения, как фанат и зритель. Так же, как и другие поклонники Дэвида, с которыми я переписывалась неоднократно.

раскрыть ветку (14)
Автор поста оценил этот комментарий

Пожалуйста, поймите, что я хочу сказать. Дэвид очень хороший и квалифицированный актёр. И самое главное он обладает потрясающей харизмой. И с одной стороны это плюс, а с другой стороны, это играет с ним злую шутку, когда он за эту харизму забрасывает своё мастерство и начинает выезжать на ней. Да подари он мне два-три длинных плана без своих шаблонных "фишек", да я бы его на руках носил. Если бы я у него был режиссёром, я бы просто не выпустил бы его с репетиции, пока бы он не сделал то, чего бы я добивался. Я бы дал ему самую неудобную для него роль, чтобы он пересилил свою харизму и показал весь свой талант. Мне просто жаль, что его способности зарываются им же, за его же спиной.

Но я его режиссёром не буду, увы) хотя кто знает, как жизнь сложится.

Британская школа, как я уже писал она очень сильна, самая сильная возможно, а ещё она очень родственна с нашей. Да по факту других школ и нет театральных, если глубже копать. Или как у нас и в Британии, или киноискусство США.

раскрыть ветку (13)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Да, Дэвид очень харизматичный актер, я люблю его за это. Но, я считаю, если бы в своих киноработах тащил свою роль исключительно на харизме, он не был бы столь выдающимся, как сейчас. Множество экспертов, критиков, его коллег, журналистов отмечало его работу как исключительную, описывали всю глубину его персонажей, их чувств, мыслей - как раз то, что харизмой, в основном, не добьешься. Хотите - могу привести ссылки на те отзывы, которые я говорила.

Говоря о шаблонах и фишках. Кто, по-вашему, подоходит под ваши требования? Кого вы считате идеалом актерского мастерства, того, кто справился бы с ролью без "фишек"? С кем бы вы работали в таком случае? Можете, пожалуйста, привести пример и расписать мне, почему.

раскрыть ветку (12)
Автор поста оценил этот комментарий
Работать можно почти со всеми, если есть обоюдное желание работать. И результата добиваться тоже. Скажу сразу, свои работы в таком разборе я бы разнес жутко, чтобы вы не думали, что я тут один такой Дартаньян.
Идеалов не бывает, но самый гибкий актёр, которого я видел - Евстигнеев.
Касаемо вершин, я не соглашусь. Не про Теннанта, а вообще. Питт очень посредственный актёр, Джекман тоже не блещет, но они обласканы прессой и критиками. Людям нужны герои, а кто как ни харизматики ими становятся. Я уже делал разбор на эту тему.
Я бы Теннанта сравнил с Михаилом Ефремовым. Оба играют на ряде фишек, хотя обладают более глубоким талантом. Но у второго есть две роли, которые подчеркнули его глубину для меня. У Теннанта пока нет, но я очень хочу увидеть.
Еще раз повторюсь. Эту тему в какую-то группу по Доктору слили? Больно много однодневных аккаунтов мне пишет)
раскрыть ветку (11)
1
Автор поста оценил этот комментарий
А что именно из постановок вы ставили? Какие работы, в каких жанрах, были ли они успешны? В конце концов, вместо того, чтобы делать разбор полетов уже состоявшихся актеров, почему бы не начать самому совершенствовать свой режиссерский, а может, еще и актерский талант (не знаю, есть или нет, но слышала, что те две работы они сильно связаны между собой)?

Да, многие актеры, включая тех же Теннанта, Ефремова, Джекмана очень яркие и харизматичные. Но. в то же время, никто не идеален, и всех актеров есть свои технические недостатки. Но они работали над собой, добились того, чего хотели (я, конечно, могу назвать исключения из правил, когда посредственный артист становился звездой, и так, что это любому посредственному уму видно, как Шварц, например). Вы назвали своим актером Евстигнеева - прекрасный выбор, я считаю. Хорошо, что вы так себя оцениваете - приятно иметь дело с адекватным человеком, а не самовлюбленным циником. Но стали ли бы те актеры, указанные выше, слушать ваши команды сейчас? Они бы нашли что-то, чему бы могли научиться у вас? И так, чтобы выйти за грани своих "фишек"?

И да, скажу откровенно, мы слили эту тему. Вы нас разозлили, это правда. И я тут не одна.

раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий

Кстати, актёр не бывает сложившимся. Если актёр сложился, то его уже можно хоронить

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Интересный ответ) Это в каком смысле?
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

В прямом. Постоянно развитие необходимо. Иначе будет стагнация и деградация

Автор поста оценил этот комментарий

Куда слили?) ну покажите же)


Много чего ставил. Только вот переходит в таком споре на "сперва добейся", это последнее дело. В конце концов многие из критиков, которых вы бы хотели привести, они же ничего не добились, кроме того как стать критиками? Тот же театральный критик, он не актёр и не режиссёр. В жанрах разных работал. Были неудачи, были локальные успехи. Театр сейчас, это не очень широкая аудитория, если не в МХТ ставить). Я и совершенствую свои способности. Думаете я это для дешёвой славы пишу? Да кому нужны актёры Доктора, чтобы писать это для популярности) Я пишу для себя. Это анализ. У меня там в профиле аналитика спектаклей некоторых есть. И стоит у неё 7 лайков. потому что интересно это 10 людям) но мне всё равно, т.к. пишу для себя, а если кому-то интересно, то пожалуйста, готов поделиться, обсудить. Послушать и рассказать.

Конечно никто не идеален, только вы вот в этой беседе именно и защищаете идеальность Теннанта, по вашему мнению. Я нигде не сказал, что он плохой актёр, просто провёл разбор и анализ. Вероятно, если бы в этом анализе больше пострадал Смит, то мне бы так не досталось? Капальди вот вы не защищаете. У него были свои защитники и мы с ними мило побеседовали.

Скажу ещё одну вещь. Режиссёр больше всех критикует того, кого бы хотел вытянуть дальше, в ком видит потенциал, который надо реализовать здесь и сейчас и который ещё не до конца реализован. Например, будет совсем неудивительно, если Смит сыграл в Докторе роль своей жизни, как тот же Бейкер. А вот у Теннанта большой шанс шагнуть дальше, а может и шагнул в Джессике, кто знает.

Смог бы я им что-то дать? Я не знаю этих людей. Если бы была равна совместная работа - да, что-то бы да смог, а сам бы у них учился. Мне было бы полезнее чем им)

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Слито в группу ВКонтакте, могу ссылку дать, если нужно)

Не защищала Капальди потому что, я не виню Питера в его неудаче как актера. Основная его лажа заключается в том, что ему сценарии к эпизодам не дают раскрыться, как нужно, они слишком примитивны для него. А как вам известно, в постановке сценарий играет главную роль в успехе постановки. Достаточно посмотреть на Капальди в другом фильме - и он прекрасен. Взять хотя бы маленькую роль в "Паддингтоне", например - совсем другой персонаж.

Я очень люблю Дэвида, бесспорно. И пожалуй, здесь я впервые соглашусь с вами - он развивается дальше, пробует новые роли, ему самому интересно это делать, о чем неоднократно признавался в интервью. Теперь я понимаю, что означает "сложившийся актер")

"Да кому нужны эти актеры" - вот тут ошибаетесь. Эти актеры нужны нам, так как мы смотрим ДК, и мы наслаждаемся их работой. Заодно защищаем их от любых нападок.

"...да, что-то бы да смог, а сам бы у них учился. Мне было бы полезнее чем им)" - надеюсь, вы дальше будете делать постановки, и добьетесь желаемого уровня. Чего вам и желаю)

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Дайте ссыль)

По Питтеру во много согласен, но тут меня всё же удивляет его слабоватая игра, на фоне его других работ. Хотя это не первая его неуверенная игра. Может требуется жёсткая рука, или комфорт на площадке.

"Да кому нужны" - я в глобальном смысле. Фанаты ДК маленькая группа, на ней не пропиариться, я исключительно в этом смысле.

Спасибо за пожелания. Жду ссылку)

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Пожалуйста: http://vk.com/dt_asylum

Насчет слабоватой игры Питера я отписалась выше - проблема в сценарии. И если вы думаете, что не пропиарились за счет поста с ДК - просто посмотрите, сколько комментариев под этим постом. Довольно нехило, как для критики актеров, которые "никому не нужны"))

В России группа ДК не так уж многочисленна, в Украине - тем более. Но если бы вы знали, сколько фанатов сейчас за границей, особенно в Великобритании, родине сериала... Однако они все равно не прочтут эту статью.

раскрыть ветку (3)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку