Лжесвятой охотничий пес

Лжесвятой охотничий пес Средневековье, Рыцари, Преданность, Спасение, Предрассудки, Собака

По легенде Saint Guinefort (Святой Гинфорт) был справным охотничьим псом, жившим на востоке Франции в XIII веке. Говорят, что это был очень добродушный грейхаунд, или проще говоря, английская борзая. Эту породу собак развивающих приличную скорость на коротких дистанциях культивировали еще древние кельты.

Гинфорд был любимцем одного досточтимого рыцаря обожавшего в жизни три вещи: лопотание своего новорожденного сына, жаркую битву и псовую охоту.

Борзая, верно, служила господину де Вилару жившему в неприступном замке под Лионом. В отсутствии хозяина пес трепетно охранял покой его несмышленого кутенка.

Когда однажды рыцарь вернулся из лавки оружейника, он увидел в детской перевернутую люльку и Гинфорта с окровавленной пастью и грудью. Подумав, что пес загрыз его наследника, рыцарь в беспамятстве выхватил меч и отсек убийце голову.

Когда внезапно из под кровати раздался детский плач, прославленный воин от неожиданности выронил меч. Рядом с живым сыном рыцарь нашел перекушенную метровую пелиадскую гадюку. Тварь забралась по замковой стене в спальню, и была убита Гинфортом, принявшим смерть от руки испуганного хозяина за свою верность.

Хвостатого героя погребли в специально построенном склепе. Местные крестьяне нарекли Гинфорта святым псом, оберегающим беременных женщин и детей. Вскоре к могиле мученика потянулись толпы страждущих простолюдинов.

Когда через пару-тройку десятков лет лионские земли объезжал инквизитор Этьен де Бурбон он услышал от местных священников, что большая часть крестьян охвачена ересью веры в святого Гинфорта.

Расследование показало, что с момента гибели борзой у бедноты сложился целый культ поклонения псу, замешанный на языческих ритуалах и обрядах. В самых тяжелых случаях матери закостеневшие в своем невежестве, оставляли своих крох на ночь у могилы Гинфорта, и те порой становились добычей волков, приходивших на детский плач из леса.

Каждую трагедию крестьяне встречали стоически, смиренно, говоря: «Значит, так было угодно святому Гинфорту», они считали, что душе погибшего малыша будет гораздо лучше на небесах с ангелами, чем на земле с людьми.

Собрав исчерпывающую информацию о ереси, охватившей провинцию, инквизитор приказал, разрушить склеп, кости собаки сжечь, пепел развеять в тайном месте, а хозяина замка обязал наказывать любого человека пришедшего к разоренному погребению с целью поклонения.

Почитание героического пса продолжалось вплоть до первой четверти XX века.

Легенды о животных спасших детей и убитых испуганными родителями можно встретить и в других странах мира. В Индии известно сказание о мангусте и спасенном им от королевской кобры мальчике. Хвостатого героя убила глиняным кувшином, находившаяся в предобморочном состоянии мать ребенка. Стоит отметить, что у средневековых теологов мангуст побеждавший кобру ассоциировался с Христом, ниспровергающим власть дьявола.

Древнегреческий географ и писатель Павсаний упомянул в своих трудах легенду о сыне царя и драконе спасшим мальчика от волка-людоеда. Правитель, думая что змей напал на его наследника метнул копье пронзив ребенка и обвившее его чудище. Узнав, что дракон спас сына от серого людоеда царь приказал, устроить для безвинно погибших совместный погребальный костер.

В русских и белорусских сказках встречается сюжет о верной старой собаке, которую хозяин собирался прогнать со двора. Пес, прослуживший верой и правдой своему господину всю жизнь, сговорился с волком (медведем) о похищении новорожденного хозяйского сына. В 1982 году по данной сказке был снят советский мультфильм «Жил был пес».