39

Людям, отрицающим славянских мифологических еретиков, посвящается

Еретики. Они же Ератники, они же Ерестуны, они же Еретники, они же Еритики.


Славянский фольклорный персонаж.
Славянский, ибо сотни лет назад придуман славянами, наслушавшимися поповских проповедей. Не греками, хотя название греческое, и не евреями, хотя на основе авраамической религии. Славянами.
Фольклорный, ибо придуман хрен пойми кем, и, скорее всего, придумывался неоднократно, после чего зажил своей жизнью в байках и преданиях - точно так же, как и вся прочая нечисть. В отличии от былинного Кощея и всяких квазифолклорных Баюнов, в неупокоенных еретиков люди реально верили.
Персонаж, ибо НЕ реально существующий отступник в рамках какой-то религии, а плод народной фантазии. Реальные еретики послужили основой для мифа, но мифические еретики - не то же, что реальные. Невероятно, но факт.

Картинка от Teos Ulanti, из поста, с которого меня триггернуло:
Людям, отрицающим славянских мифологических еретиков, посвящается Славянская мифология, Фольклор, Мифология, Длиннопост


С какого перепугу я вообще решил, что какие-то еретики в фольклоре вообще были? Вот про вурдалаков сам Пушкин писал, они то точно настоящий фольклор (нет), а еретики?

А про фольклорных еретиков, внезапно, писали фольклористы. Цитаты я возьму с шикарного сайта bestiary.us, ибо выдирать их из криво отсканенных источников напрямую - удовольствие ниже среднего. А пока иллюстрация Славука к энциклопедии белорусских нечистиков:

Людям, отрицающим славянских мифологических еретиков, посвящается Славянская мифология, Фольклор, Мифология, Длиннопост

Итак:

"Еретником слывет в настоящее время у нас тот, кто совершенно не верует в Бога и отвергает его законы, или кто еще не раскольник. Такое понятие распространено и поддерживается в народе раскольниками и раскольницами. Бывали же такие люди, которые ходили ночами по деревням, хватали людей и ели. Еритики — были люди не живые, а умершие, почему, если они сильно надоедали людям, то народ собирался днем к могиле известного в жизни колдуна, раскалывал ее, доставал ниц лежащего еритика и жег на костре, или же забивал ему в спину осиновый кол, не позволявший еретику более вставать и выходить из могилы. Один и тот же человек — кудесник, знахарь и порчельник называется в жизни колдуном, а по смерти, если бы он заходил по ночам и стал бы есть людей, — что бывало на веках, — еретиком ."
П.С.Ефименко "Материалы по этнографии русского населения
Архангельской губернии", 1877


" После того, как Христос по земле прошел, — еретикам ход усекло, вся нечисть разбежалась; а то было время: только солнце село, — не оставайся один на улице: беда!.. Да и в избу ползут. Из-за того у изб все волоковые окна были. Как солнце за лес — и оконце закрывают."
Марина Власова "Энциклопедия русских суеверий" — СПб.: Азбука, 2008
"Гораздо опредѣленнѣе обликъ еретниковъ , въ которыхъ многіе хотятъ видѣть бывшихъ колдуновъ и колдуній, пожелавшихъ передъ смертью отрѣшиться отъ гнуснаго поведенія своего, но не допущенныхъ до сего своими властителями — бѣсами, Единственное доброе намѣреніе бывшихъ человѣконенавистниковъ, по смерти ихъ, оплачивается особенною карою: каждую ночь они должны появляться на дорогахъ, поджидать здѣсь и томить запоздалыхъ путниковъ, дѣлать тоже съ людьми и на ихъ собственныхъ дворахъ, въ чертѣ усадебныхъ построекъ и внутри ихъ.
Еретники начинаютъ губительную дѣятельность послѣ вечернихъ сумерекъ и длятъ ее до перваго проблеска утренней зари, — что тѣмъ опаснѣе для людей, которые не могутъ предусмотрѣть врага въ темнотѣ. Дерзкій еретникъ внезапно пристаетъ къ жертвѣ и обхватываетъ ее обѣручъ, или схватываетъ за горло: въ томъ и другомъ случаѣ жертва теряетъ сознаніе, или безсильно мечется до потери жизни. Тогда еретникъ , насладившись страхомъ и муками жертвы, пьетъ теплую кровь ея, а тѣло уродуетъ. Даже и въ томъ случаѣ, когда жертва пе потерялась при первомъ подступѣ еретника , oтъ послѣдняго нельзя отдѣлаться "ни пестомъ, ни крестомъ": перваго не боится врагъ, a второй попадаетъ въ пространство, откуда увернулся еретникъ ; при томъ же, будучи обхвачена и сдавлена, жертва не въ состояніи сдѣлать и этой послѣдней обороны.
Къ счастью людей, еретниковъ относительно немного, да и тѣ изводятся самими же еретниками , при встрѣчѣ другъ съ другомъ. Тогда, при полной ночной тишинѣ, два еретника немилосердно грызутся, царапаютъ, душатъ одинъ другого, и не было еще случая, чтобы одинъ изъ нихъ уцѣлѣлъ. На семъ прерывается бытіе еретника , который уже отбываетъ потомъ однѣ замогильныя кары. Кромѣ того и люди иаучились изводить еретниковъ , которые, не страшась громовыхъ стрѣлъ, уязвлямы, однако, острыми металлическими предметами, и скоро гибнутъ отъ уколовъ, порѣзовъ, При каждой гибели еретника матеріальное вещество его обращается въ зловредный прахъ, разрушительно дѣйствующій на здоровье людей и даже животныхъ, когда пищею и питьемъ вводится въ тѣло." K.Я.Никифоровскій "Нечистики. Сводъ простонародныхъ въ Витебской Бѣлоруссіи сказаній о нечистой силѣ"


Кому представленных выше цитат мало, тот может на сам сайт сходить - как по мне, лучший сайт, посвященный фольклору, во всем рунете.

И последнее. По поводу упырей. Да, еретиков можно считать разновидностью упырей. Только вот люди, рассказывавшие байки про дохлых колдунов еретников, про упырей поболе нас с вами знали - чай были носителями фольклора, а не только потребителями. Однако еретиков из массы упырей выделяли. Значит и нам стоит.

На этом у меня всё. Тег "моё" не ставлю, ибо моего тут с гулькин нос. Если с постом что-то не так, критика преветствуется.

Правила сообщества

1. Пожалуйста, по возможности указывайте авторов или исходники, если пост без тега моё, уважайте чужой труд.

2. Баяны не приветствуются, но если это большая тематическая сборка и баяны занимают не основную часть поста, то допустимо, что бы не рушить целостность.

3. Оскорбления, угрозы, продвижение политических и религиозных взглядов будут караться.

4. Уважайте себя и окружающих.