Люди и лодки: Евгений Гвоздев
Декабрьский шторм всю ночь беспощадно трепал Тирренское море, в эфире то и дело раздавались сигналы SOS, предвещающие большие и маленькие трагедии. На их фоне лаконичная заметка римской Il Messagero вряд ли привлекла особое внимание итальянской публики. В кратком сообщении говорилось, что в районе модного пляжа Кастельпорциано найдено тело неизвестного седобородого мужчины с глубокой раной на голове. Личность погибшего удалось установить лишь несколькими днями спустя, сопоставив это печальное событие с обнаружением на соседнем пляже потрепанной волнами маленькой яхты со странным названием «Гетан II». Так, в самом начале своей третьей одиночной кругосветки ушел из жизни 74-летний Евгений Гвоздев…
«Книжки в детстве разные читал, про дальние страны, про путешествия… В печку бы их кинуть, а я читал»
Он родился 11 марта 1934-го, вдали от моря, в белорусском (а тогда — еще в польском) Пинске. Рано лишившись родителей, 15-летний подросток оказался у дальних родственников в столь же далекой от белорусских болот Махачкале. Зато море (правда, замкнутое, Каспийское) теперь было совсем рядом. Его зов и привел юношу в Астраханское мореходное училище, закончив которое Евгений Александрович 35 лет проработал судовым механиком на рыбопромысловом флоте.
Страсть к парусу проснулась в нем гораздо раньше, чем само слово «яхтинг» стало популярным в СССР. Еще в конце 1950-х молодому третьему механику попался на глаза обрывок газеты с описанием приключений Марселя Бардьо. Подобно самому Гвоздеву, он рано остался сиротой, но все же сумел осуществить заветную мечту: своими руками построить лодку (30-фт. шлюп Quatre Vents) и в одиночку совершить на ней кругосветное путешествие, которое затянулось на восемь(!) лет.
Пример француза оказался заразительным, но последовать ему Евгений смог только почти четверть века спустя. В середине 1970-х ему за 600 рублей удалось приобрести списанную судовую-шлюпку-вельбот и, работая по выходным и в отпусках, преобразить ее в одномачтовую яхту. К тому времени Гвоздев уже превратился в солидного отца семейства, в котором появилось двое детей. Из начальных букв имен всех членов семьи и родилось необычное название первой лодки — ГЕТАН.
Технические характеристики яхты «Гетан»
Длина: 6,5 м
Ширина: 2,30 м
Водоизмещение: ок. 2 тонн
Площадь парусов: 18,6 м²
К лету 1979 в распоряжении Гвоздева оказался может и неказистый с виду, но вполне мореходный «микрокрейсер», на котором в последующие 12 лет он исходил Каспий буквально вдоль и поперек, летом и зимой, в любую погоду. Лодка получилась удивительно остойчивой: даже в самый жестокий шторм ее не накрывало волной и ни разу не клало на борт.
Часто в путешествие отправлялись всей семьей, но, похоже, с самого первого выхода в море Евгений готовил себя к одиночному плаванию. Не случайно уже первый «Гетан» был оборудован так, что при необходимости мог бы 4–6 месяцев плавать без захода в порты. Но где найти соответствующий этой длительности маршрут?
Популярная в начале 1990-х передача «Поле Чудес» в качестве одного из супер-призов предлагала счастливчикам яхту отечественного производства. Правда этот стеклопластиковый швертбот предназначался для семейного отдыха на реках, озерах или (на самый крайний случай!) в прибрежной акватории, но опытному путешественнику это помешать не могло. Тем более, что строились подобные яхты серийно тоже на Каспии — в Актау, на верфях компании «Совмаркет».
Технические характеристики яхты «Лена»
Длина наибольшая: 5,50 м
Ширина наибольшая: 2,45 м
Водоизмещение: 660 кг
Осадка 0,30 / 1,10 м
Масса балласта: 200 кг.
Площадь парусности 18,5 м².
Около полугода потребовалось Евгению Александровичу, чтобы убедить руководство фирмы-изготовителя предоставить ему лодку для испытаний в условиях океанского перехода. Кстати, первоначально речь о кругосветке не шла: малышке «Лене» предстоял переход через Атлантику. Как раз в 1992-м весь мир широко праздновал 500-летие официального открытия Америки, так что в случае успешного плавания стеклопластиковой скорлупки по маршруту каравелл Колумба, громкая реклама «Совмаркету» была бы гарантирована.
В результате, Гвоздев не только получил на три года в пользование новую лодку, но и приобрел официальный статус шкипера-испытателя, правда без четко установленной зарплаты. А уже 7 июля 1992-го «Лена» покинула Махачкалинский порт и взяла курс на Астрахань, чтобы затем по Волге, Дону и Азовскому морю выйти в Черное и прибыть в Новороссийск.
Около полугода потребовалось Евгению Александровичу, чтобы убедить руководство фирмы-изготовителя предоставить ему лодку для испытаний в условиях океанского перехода. Кстати, первоначально речь о кругосветке не шла: малышке «Лене» предстоял переход через Атлантику. Как раз в 1992-м весь мир широко праздновал 500-летие официального открытия Америки, так что в случае успешного плавания стеклопластиковой скорлупки по маршруту каравелл Колумба, громкая реклама «Совмаркету» была бы гарантирована.
В результате, Гвоздев не только получил на три года в пользование новую лодку, но и приобрел официальный статус шкипера-испытателя, правда без четко установленной зарплаты. А уже 7 июля 1992-го «Лена» покинула Махачкалинский порт и взяла курс на Астрахань, чтобы затем по Волге, Дону и Азовскому морю выйти в Черное и прибыть в Новороссийск.
«Если мне не будет страшно — я в море не пойду»
Здесь Гвоздеву пришлось провести почти 5(!) томительных месяцев в ожидании заграничного паспорта моряка и обещанных официальным спонсором запасов на начальный этап плавания. Только 15 декабря он вышел из Новороссийска, но переход к Босфору все же вынужден был отложить: в первые же дни плавания обнаружились серьезные неполадки рулевого управления, которое пришлось долго чинить в Севастополе, а затем в Одессе.
Итак, через 500 лет после Колумба Америку открыли без «Лены»: лишь ранней весной 1993-го она прошла Босфор и… как бы растворилась в просторах Средиземного моря.
К счастью, в Лас-Пальмасе его радушно встретили экипажи российских судов и персонал еще советско-испанской фирмы «Совиспан», снабдившие Евгения Александровича всем необходимым для продолжения путешествия.
Подлечившись и (в очередной раз) подремонтировав малютку «Лену», Гвоздев 20 августа покинул гостеприимную Гран-Канарию и, спустившись поближе к экваториальной зоне, двинулся на запад. Атлантический океан ему удалось пересечь за 50 суток, при этом штормовыми оказались всего четыре дня. Когда продвигаться вперед становилось невозможно, «Лена» штормовала на плавучем якоре, а ее капитан — старался отоспаться за все время одиночных рулевых вахт. Увы, в хорошую погоду спать приходилось лишь урывками, по 15–20 минут. Этот «дробный» сон изрядно измучил Евгения Александровича, который, в отличие от западных коллег-одиночников (вроде Элен Макартур), не мог рассчитывать ни на специальный «сонный браслет», ни на спутниковую аппаратуру.
8 октября «Лена» достигла о. Барбадос и, после 10-дневной стоянки в Бриджтауне, снова вышла в море, взяв курс на Пуэрто-Рико. Здесь ей пришлось задержаться на целых три месяца. Гвоздев ждал денег, обещанных ему российскими спонсорами, и мучительно пытался ответить на вопрос: что делать дальше? Трансатлантический переход завершен, так что можно возвращаться домой-либо самолетом, оставив лодку в Америке, либо на попутном российском судне, загрузив «Лену» на борт. А если все-таки продолжить путешествие?
Правильное решение помогла принять сама жизнь: Евгений Александрович так и не дождался перевода от российских спонсоров, зато приобрел множество новых друзей-пуэрториканцев, которые и помогли подготовить яхту к дальнейшему плаванию. В феврале нового, 1994 года, отлично отремонтированная и заново покрашенная «Лена», снабженная всем необходимым оборудованием (включая УКВ-радиостанции и солнечные батареи), двинулась ко входу в Панамский канал, за которым ее ожидал вход в Тихий океан.
Свой 60-й день рождения Гвоздев встретил на пути к сказочному острову Таити, до которого
пришлось добираться 93 дня. В пути его поджидали штормы и шквалы, многочисленные поломки руля и отказ опреснителя, а компанию составляли акулы, гигантская черепаха, запутавшаяся было в обрывках сети неподалеку от Галапагосских островов и киты, на спине одного из которых «Лена» провела несколько незабываемых минут.
Отдохнув (и в очередной раз отремонтировав многострадальную «рулевку») на Таити, Евгений Александрович двинулся к берегам Австралии, попутно посетив Самоа, Фиджи и Новую Каледонию. Из 7 месяцев, потребовавшихся для того, чтобы пересечь Тихий океан, только четыре прошли в море — оставшееся время пришлось провести в ремонтных работах на берегу.
Лишь в конце октября Гвоздев прибыл в Брисбен. В Австралии ему предстояло провести почти полгода, которые он впоследствии вспоминал как самые счастливые за все время первой кругосветки. Кстати, в музее Евгений Александрович с интересом осмотрел совсем уж крохотную (3,6 метра) лодку знаменитого Сержа Теста, на которой тот в одиночку обогнул земной шар в 1984–87 гг. Гвоздеву удалось встретиться со знаменитым австралийцем, который подарил ему свою книгу «500 дней», посвященную этому необычайному плаванию. Как знать, может именно эта книжка и вдохновила Евгения Александровича на вторую кругосветку…
Наконец пришло время расставаться и с гостеприимной Австралией: 25 апреля 1995-го, Гвоздев двинулся почти строго на запад через Индийский океан, рассчитывая по пути пополнить запасы воды на Кокосовых островах, архипелаге Чагос и Сейшелах. Подобный маршрут был выбран специально, чтобы избежать риска пиратских нападений у берегов Индонезии и Явы, но… привел путешественника прямо под дула автоматов морских разбойников Сомали.
В конце-концов милосердие возобладало, хотя, по-видимому, продиктовано оно было необходимостью экономить патроны…
Гвоздеву позволили продолжать путь, но ограбили подчистую. С лодки исчезли не только деньги, двухмесячный запас продовольствия и абсолютно вся одежда, но даже очки, зубная щетка и старенькие… трусы, которые давно уже использовались в качестве половой тряпки. Смилостивившись, пираты все же вернули путешественнику 12 кг риса, 40 литров воды, два самых старых паруса, одну карту, компас, секстан (без трубы), газовую плитку, и (самое главное!) дневниковые записи за весь предыдущий поход.
Через 13 дней ограбленной «Лене» удалось добраться до Джибути, где Евгений Александрович оставался до конца августа: сам чистил корпус, ныряя под лодку, штопал паруса и (тщетно) искал карты Красного моря. Затем последовали два сравнительно коротких перехода к эфиопским портам Ассаб и Массайя, и мучительное почти трехмесячное(!) плавание по Красному морю, при преимущественно встречных ветрах и жаре +45°.
Лишь 23 ноября Гвоздев добрался до порта Суэц, где ему на помощь снова пришли моряки российского торгового флота: продукты, теплая одежда и навесной мотор, на котором уже спустя две недели «Лена» самостоятельно прошла Суэцким каналом. Новый год и Рождество 1996-го встречал на Кипре — от плана добраться до израильской Хайфы пришлось отказаться из-за зимних средиземноморских штормов.
Здесь же, в гавани Лимассола у Евгения Александровича состоялся примечательный разговор с одним из местных миллионеров российского происхождения (который позже стал его ангелом-хранителем на острове).
С проходящего мимо роскошного катера Гвоздева неожиданно окликнули по-русски:
— Эй, мужик, ты откуда?
— Из Махачкалы, с Каспия.
— А идешь куда?
— Да в Махачкалу же.
— Чего это ты ходишь туда-сюда?
— А я не туда-сюда, я вокруг…
— Вокруг чего? Земли, что ли?
— Ну да.
— Вот на этом г****?!
— На нем…
Не смотря на гостеприимство своего нового знакомого и собственную непереносимость холода, в середине января Гвоздев все же покинул Кипр, стремясь побыстрее замкнуть официальное кольцо кругосветки у берегов Греции. Последние мили до морских ворот Эллады — мыса Сунион (с его древним храмом Посейдона) оказались особенно трудными. Во время ночного шторма у о. Лерос «Лену» едва не выбросило на берег. Евгению Александровичу пришлось несколько часов жечь фальшфееры — помощь пришла когда до скал оставалось не более 30 метров.
И все же 17 февраля «Лена» ошвартовалась в афинской марине Алимос, где Гвоздеву предстояло провести целых два месяца. Со спортивной точки зрения кругосветное плавание было завершено, но бросить верную лодку на чужбине оказалось выше его сил. В начале апреля Евгений Александрович двинулся на север, к Черноморским проливам. Оставшаяся часть путешествия завершилась без особых приключений: пройдя на буксире Дарданеллы и Босфор (спасибо, помогли турецкие яхтсмены), «Лена» снова пересекла Черное море и 3 мая прибыла в Севастополь. Затем Гвоздева радушно встречал Новороссийск, но и там путешествие не закончилось: повторив уже знакомый путь через Азовское море, Дон и Волгу, «Лена» вышла в Каспий и 18 июля 1996-го вернулась в Махачкалу.
А по-настоящему более чем 4-летнее плавание было завершено уже на противоположном берегу Каспийского моря, в Актау, куда Евгений Александрович перегнал «Лену» всего через несколько дней. Лодка сдана под расписку, а значит море заперто на замок. Но… так ли это?
За свой подвиг 62-летний Гвоздев становится… нет, не всероссийской знаменитостью, а лишь почетным гражданином Махачкалы. Казалась бы, остается уйти на покой и писать мемуары, почивая хоть и на скудных, но все же лаврах. Но зов Моря оказывается сильнее...
Источник: https://itboat.com/articles/5538-lyudi-i-lodki-evgeniy-gvozd...