LX. О наследственных пороках и потреблении

#ПриветЛуцилий
#Письмо_60

Я жалуюсь, ссорюсь, сержусь. И теперь ты желаешь того же, чего желала тебе кормилица, или дядька, или мать? До сих пор ты не понял, сколько зла они тебе желали? Да, мольбы близких для нас - все равно что мольбы врагов! И тем они опасней, чем счастливей сбываются. Я не удивляюсь тому, что все дурное преследует нас с малых лет: ведь мы выросли среди родительских проклятий. Пусть боги услышат и нашу бескорыстную мольбу за себя.

До каких пор мы будем чего-нибудь требовать от богов, словно не можем еще сами себя прокормить? До каких пор будем засевать для себя столько полей, сколько впору большим городам? До каких пор целый народ будет снимать для нас урожай? До каких пор ради одного накрытого стола будут приплывать бессчетные корабли из разных морей? Несколько югеров пастбища досыта кормят быка, один лес питает стадо слонов, - человек собирает пищу и с суши, и с моря.

Что же? Неужели природа, дав нам такое небольшое тело, наделила нас ненасытной утробой, так что мы побеждаем алчностью самых огромных и прожорливых зверей? Ничуть нет! Много ли воздается природе? Она довольствуется малым! Нам дорого обходится не голод, а тщеславие. Тех, кто, по словам Саллюстия, подчиняется желудку, мы должны причислить не к людям, а к животным, а некоторых даже не к животным, но к мертвецам. Жив тот, кто многим приносит пользу; жив тот, кто сам себе полезен. А кто прячется и коснеет в неподвижности, для того дом - словно гроб. Можешь хоть начертать у порога его имя на мраморе: ведь они умерли раньше смерти.


Что Сенека имеет в виду в первом абзаце письма, говоря о родителях? Точно не вспомню, кому принадлежит фраза (кажется, Марку Твену), но смысл её следующий:

Кошка говорит котенку: "Делай как я", - и это хорошо. Птичка говорит птенцу: "Повторяй за мной", - и это хорошо. Человек говорит своему ребенку: "Будь как я", - а это уже преступление.

Мы заимствуем из семьи многие паттерны поведения, ведь неоткуда больше их черпать, кроме как от людей, постоянно нас окружающих. Родители хотят лучшего для нас, но понимают это со своей колокольни, передавая вместе с тем и пороки, какие-то свои стереотипы, страхи и раздражения. Они молятся, чтобы мы стали успешными людьми, нажили богатство, почет и уважение; чтобы хотели того же, чего хотят они. Не разбираясь в современных реалиях, они могут навязывать нам профессию, игнорировать наши интересы и стремления. Всё это выливается в замкнутый круг потребления, которое с каждым поколением приобретает лишь большие масштабы.

К чему, - спрашивает Сенека, - нам столько засеянных полей, имея в виду людей успешных. Для нас целый народ снимает урожай, а корабли привозят заморские яства для единственного стола. В то время, когда один лес способен прокормить целое стадо слонов, один человек хочет иметь флотилию из яхт, или особняки в каждой стране мира, в которых он не будет появляться годами. В то время как другим людям негде жить, а их дневной рацион составляет пару долларов, толстосум может за один обед оставить годовой бюджет небольшого городка.

Все эти дорогие производства обходятся дорого не из-за безразмерного желудка, а из-за безразмерного тщеславия. Согласно примерной статистике, человечество ежегодно выбрасывает больше трети всех произведенных продуктов, просто потому, что вышел срок годности или перехотелось это есть. На само производство тратится безумное количество ресурсов, которое можно было бы перераспределить в другие секторы экономики, например в здравоохранение.

Осознавая это, невольно задумываешься над вопросом: "Мы точно носители космического логоса?".

End.

Подписывайся на Telegram-канал Гераклитовы слёзы

LX. О наследственных пороках и потреблении Философия, Античная философия, Сенека, Мудрость, Стоицизм, Потребление, Telegram (ссылка)

Луций Анней Сенека