Лучинка. Деревенская байка

Всем привет. Иногда печатаю байки, которые слышал во время своих поисков. В меру придаю художественный стиль. Эта, на мой взгляд, одна из самых печальных. Если зайдет - напечатаю еще. Их есть у меня. С уважением, Евгений Хрусталев.

Эта история произошла в одной деревушке, которая располагалась, вблизи большого тракта. Надо отметить, что деревня находилась там, с давних времен - впервые, о ней упоминалось в указе, царя Ивана Четвертого в 1560-х годах, в котором повелевалось, создать цареву псарню. А что было, до этого момента - кто его знает...Говорят татары жили, а до них еще кто-то...

Но речь пока не о них, а об одном любопытном и весьма загадочном случае.

Все, кто знаком с историей или смотрел фильмы соответствующей тематики, прекрасно знают, что в те времена каторжники до мест своей ссылки добирались пешком (в сопровождение стражи, конечно же).

Правительство не особо заботилось о пропитании каторжан, и они побирались в деревнях по пути своего шествия. И многие жители населенных пунктов, из жалости, на подоконниках или завалинках оставляли нехитрую еду, именно для таких гостей.

Однажды такая колонна осужденных лихих людишек двигалась в сторону этой деревни. Да

видимо, контингент у них был тот еще. Никто не знает, что они сделали по дороге, но в деревню

прискакал верховой стражник и под угрозой наказания запретил привечать и кормить каторжан.

Только вот после того, как каторжники ушли, в деревне случился мор. То ли они занесли какую

болезнь, то ли от злости отравили колодец. Медицина в те времена была далеко не на высоте, лекарей по пальцам можно было пересчитать. Да и кто будет заниматься простыми крестьянами? Тем более, которые были казенным народишком…

Люди стали умирать. От этой хвори и здоровый человек очень тяжело и долго болел. А детишки и старики сгорали как свечки.

Не обошла болезнь и дом местного кузнеца. Хоть он и был вдовый, но была у него дочка. Жил он

не шибко богато, но дочку свою любил безумно - поэтому радовал при случае игрушками, которые сам и делал. А любимой игрушкой у нее была куколка, сделанная из лучинок, скрепленных между собой маленькими гвоздиками, чтобы у нее ручки-ножки двигались.

Вот дочка - то у кузнеца и заболела. Предчувствуя, что жить ей недолго, попросила она с детской

прямотой, чтобы отец куколку - лучинку с ней положил. Ну и отдала Богу душу.

Хоронили всех умерших в деревне одним разом. Гробы, с теми, кто помер от мора, стояли на

пустыре, за деревней. На всякий случай, для защиты от дальнейшего распространения мора или

просто для сожжения ботвы (дело-то по осени было), меж гробами горели дымные костры. Отпевал покойников местный священник, который при первых признаках мора сразу же уехал по делам в город или монастырь какой. Из-за этого и случился скандал - мыслимо ли, православных хоронить без отпевания? А может и посул ему был какой...

Пришлось ему вернуться в деревню, чтобы провести это таинство. Ходит он меж гробов, кадилом машет, и тут взгляд его падает на гроб девочки, в который, верный своему обещанию, безутешный кузнец положил куколку - лучинку. Что уж на него нашло, не известно, только взвился он, зашелся в крике:

- Не буду я деревянного идола отпевать!!!

Схватил эту куклу, да и бросил в один из догорающих костров. Кузнец и слова не успел

промолвить. С тем и похоронили умерших.

Но вскоре в деревне стали происходить загадочные и пугающие вещи. И первым, кто на себе это

испытал, был тот самый священник. Пришел он на службу в свою деревенскую церквушку.

Сопровождала его, как всегда, маленькая рыжая собачонка, постоянно крутившаяся в округе. Да чего-то он там задержался до темноты. Но тут случилось такое, что повергло его в изумление - эта самая собачка с воем вбежала в церковь, (чего никогда не было, собак били нещадным боем, даже за то, что они подходили к воротам церкви) и забилась под алтарь. Поп с руганью выгнал собаку из храма, снял с гвоздя замок и засобирался домой. Заперев дверь в церковь, он, обернувшись, начал спускаться по ступенькам, придерживая полы рясы. Ступив на землю и оправив одежку, он поднял голову и увидел такое, от чего любого человека в те времена (да и в нынешние, пожалуй, тоже) хватил бы Кондратий.

В нескольких шагах от него, отчетливо выделяясь в темноте, стояла, покачиваясь, куколка -

лучинка, поднявши вверх деревяшку - руку. Только в этот раз она не была маленькой игрушкой, а

имела рост заправского гренадера.

Священник, поседевший в секунду, бросился бежать, беспрестанно крестясь, куда глаза глядят. А утром на месте деревянной церкви остались одни головешки.

Но на этом история не заканчивается, стала эта гигантская кукла - лучинка заглядывать в окна

домов по ночам. Но не ко всем, а к тем, у кого в скором времени должен был случиться пожар.

Долго ли нет она таким образом предупреждала или наказывала людей - точно не известно. Но

последним, к кому Лучинка заглянула - был один помещик, который выкупил эту деревню. Случилось это в 1918 году. Не успел он во время уехать - в тот же год его расстреляли, а особняк - то сгорел.

С тех пор куколка-лучинка никому не являлась.

Остается только догадываться - мистика ли это или какие-то ушлые люди себе на пользу

воспользовались этой байкой.