Литература, Соболев, образование

Смотрели недавний выпуск “Пусть говорят”, где в очередной раз засветился Нннниколай Соболев? Я всегда презрительно относился к этому шоу, и новый сюжет лишь в очередной раз подтвердил мои взгляды. Однако в этом выпуске затронули сразу две горячие темы, на которые я сам хотел высказаться, поэтому в двух частях я постараюсь рассказать вам позиции сторон и высказать собственное мнение. Как всегда я буду рад вашим комментариям на эту тему.

Итак, в этот раз на зомбоящике действительно подняли интересную в культурном плане тему ценности классической литературы и искусства, а так же проблему образования как причину того, что молодежь у нас эту самую классику не знает. Колька, Хинштейн и большая часть зрительского зала возмущалась тем, что современная молодежь не может назвать по памяти начало “Евгения Онегина”, вспомнить самых популярных русских композиторов, назвать количество балерин в “Лебедином озере” и т.п. Иными словами, современная молодежь, даже та, что учится в вузах, порой не знает то, что раньше знал любой советский школьник.


Эти люди настаивают на том, что каждый человек в современном обществе должен получить определенную железобетонную образовательную базу. Иначе говоря, вернуть советскую образовательную систему, когда человек по выпуску из школы, вне зависимости от его способностей, дальнейших планов, должен знать и базовые формулы химии, и дату Ледового побоища, и интегралы с дифференциалами. Быть как швейцарский нож.


Касательно же таких предметов как музыка, или литература, по мнению данной группы людей, стоит внушать детям уважение к самому понятию русская культура. Великие русские писатели, композиторы должны быть примером для подрастающего поколения. Не может быть каких-то сомнений в ценности Пушкина, или Толстого. Нельзя сравнивать их с современными авторами-однодневками. Докинз, Прилепин, Стивен Кинг, Джордж Мартин - никогда не встанут в один ряд с такими людьми как Пушкин или Толстой хотя бы потому, что первые пишут темы актуальные сейчас, или вовсе не стремятся донести до читателя высокие мысли, а классики писали произведения для всех времен и поколений. То бишь внушать детям мысль о том, что существуют некие великие люди, авторитет которых не оспорим, и их творения необходимо знать так же хорошо, как и предметы, по которым ты дальше пойдешь учиться.


Другая группа людей, точнее говоря, всего один человек, что пришел отстаивать другую точку зрения- блогер Рома Механик. Это типичный представитель команды Дмитрия Ларина, мистера Г. и других разумистов-материалистов. У них другой взгляд на вопрос образования молодежи.


Если сформулировать кратко и грубо их высказывания, то, во-первых, художественная литература, классическая музыка и прочие культурные вещи – безусловно полезные для общего развития человека, но их значимость сильно преувеличена. По сути, художественную книгу, вроде “Героя нашего времени”, можно сравнить с хорошим кином. Да, посмотреть круто, начинаешь задумываться о каких-то высоких идеях, но не более того. Это беллетристика, развлечение, которое имеет полезные бонусы. Такое же как, например, бег по утрам, или игру в CS. В первом случае, помимо прекрасного время препровождения на свежем воздухе, ты получишь хорошее тело, а во втором – разовьешь реакцию и внимание.


Следовательно, знать персонажей "Войны и мира так же обязательно, как персонажей Dota 2. Да, безусловно, в компании друзей это поможет тебе понимать определенные шутки, понимать отсылки фильмов и книг, но все же как-то обойтись можно. И уж точно не стоит за это ставить оценки в школе и как-то прям строго все контролировать.


Во-вторых, важный постулат данного мнения – нельзя делать из писателей и поэтов каких- то пророков своего времени, гениев, которых мы, ничтожные потомки, должны знать и любить больше, чем своих родителей. Это были обычные люди, которые писали хорошие для своего времени творения. Но это не значит, что мы должны так их превозносить. Время не стоит на месте, в современном мире появляются новые проблемы, которых не было раньше, и не стоит строить свою жизнь на основании мыслей какого-то суицидника-алкоголика, жившего в начале прошлого века.


А вот в чем должны разбираться люди – так это в научно популярной и профессиональной литературе. Знать астрономию, биологию, экономику, физику и географию как можно более на высоком уровне – вот к чему действительно должен стремиться каждый человек.


Роль школы и университета, по данной точке зрения, должна сводится не к насыщению человека знаниями, 95% которых ему в жизни никогда не пригодятся, а привитие интереса к предметной области, приобретение полезных прикладных навыков. Задача учителя- не заставить ученика выучить законы Ньютона, а рассказать ученику о том, из чего состоит вселенная, как она работает. А уже тем, кто захочет стать инженерами, будут учить прикладную часть. Иными словами, образование- это пустой портфель. И человек должен сам положить в него нужные ему учебники. Болонская система должна остаться, поскольку позволяет настраивать опционально систему под каждого человека. Если Петя хочет стать юристом, то он должен меньше часов получать математики и больше обществознания. И наоборот.


Вообще я давно хотел записать данное размышление, поскольку очень много знакомых, которые так же спорили со мной по данному вопросу. Но только сейчас этот вопрос стали обсуждать не я с моими друзьями, а депутаты на федеральном канале и сверхпопулярные блогеры. Вполне вероятно, что очень скоро мы увидим новые прекрасные законы, и важно уже сейчас понимать всем данную проблему.


Что касается меня, то я не могу разделить ни одну из этих позиций. Стремление напичкать ребенка знаниями, которые ему не интересны, которые не понятны ему по своей сути, приведет лишь к отторжению человека от данной предметной области. Он заранее поставит крест на своих способностях, или просто будет ассоциировать интереснейшие предметы со скучным времяпрепровождением. Пихать “Преступление и наказание” в мозг школьнику лет 15 то же самое, что дать младенцу покушать шашлык.


Художественная литература – она не может быть насильно мила. Я видел людей, которые за всю молодость почти сами ничего не читали, но затем, уже в более зрелом возрасте, становились настоящими книжными наркоманами. А кого-то так замучили книжками в школе, что выпустившись из нее, он никогда более ничего не читает.


Следовательно, школа должна не вбивать в детей знания, а воспитывать в них привычку. Поощрять обсуждение культурных тем на уроках, спорить о тех или иных произведениях, анализировать поступки героев. Да хоть давать детям возможность сочинять свои рассказы и стихи, а не писать сочинения по классикам, как это происходит сейчас. Касательно последних – я так же сторонник того, чтобы в школе рассказывали не только о культуре былых времен, но и современных авторов. Я верю, что Толкиен, Роулинг, Стивен Кинг, Мартин, Колгатин так же будут однажды обсуждаться в школах.


Заметьте, я говорю обсуждаться, а не “проходить”. Дети не должны читать то, что им дают. Им нужно рекламировать авторов. Можно убедить детей, что ответы на вопросы первой любви, предательства, ссор можно найти на страницах книг, а не в пабликах социальных сетей. Тогда мы получим самое читающее поколение, уменьшим количество суицидов, воспитаем нравственное поколение.


При этом я против того, чтобы художественную литературу считать пустышкой. Все же книги способны дать очень много любому человеку, вплоть до того, что человек полностью поменяет свое мировоззрение. А учитывая, что в подростковом возрасте это самое мировоззрение очень шаткое, то правильные книги, фильмы порой просто необходимы.


Не обязательно, чтобы дети читали “Евгения Онегина”. Пусть читают что угодно, лишь бы не учебники по майнкравту. Если школьники будут воспринимать книги не как наказание, а как действительно крутую вещь, которая поможет ему вырасти умным человеком, то ситуация медленно начнет меняться.


Помимо всего этого я согласен с тем, что каждый человек должен иметь общеобразовательную базу. Я считаю, что абсолютно каждый человек, вне зависимости от пола, возраста, места жительства должен знать: какая страна расположена на Аппенинском полуострове, где находится на карта Индонезия, при каком царе родился Пушкин, когда закончилась Первая Мировая Война.


Такие знания являются такими же по важности, как знания таблицы умножения. Человек, который имеет плоскую картину мира – всегда останется ребенком. Он будет верить в пирамиды МММ, заряжать воду от экрана телевизора, голосовать за Единую Россию и так далее. Важно, как правильно говорит Ннниколай Соболев, чтобы быть умным стало модно.


Очень важно не просто заставить ребенка выучить наизусть, что такое “либерализм’, но и чтобы он понял что это за люди - либералы и чего они хотят. Короче говоря, каждый человек должен понимать этот мир, видеть его с научной точки зрения, и способствовать этому должна школа.


---------


Прилагаю вам видео от Механика, где данные позиции рассматриваются глубже https://www.youtube.com/watch?v=U6cTSmBrfNY