Лев Толстой и Лао-цзы

Современный европейский человек, воспитан на Библии. Да, даже ты, хочется тебе или нет. Мы с молоком матери и детскими сказками впитали библейские сюжеты. Библия навсегда изменила культуру человечества.

Человечества? Нет, западного человека. Ты можешь ужаснуться, но есть целые народы, которые не испытывают пиетета по отношению к Священному Писанию. Ну вот ваще нисколько.

А в древности им было тем более плевать. И писали они свои книжки, и считали их умными. Одной из таких книжек был "Дао Дэ Цзин" за авторством Лао-цзы.

Спустя несколько тысяч лет и мы смогли приобщиться к этому наследию восточных варваров. И что бы вы могли подумать? Один из первых переводчиков "Дао" был . . . Лев Толстой!

Вот вообще не ожидали от этого христианина (пускай и еретического) таких языческих движений. Или есть в "Дао" нечто боговдохновенное?

Толстой выводит ключевую мысль "Дао Дэ Цзин":
"человеку надо научиться жить не для тела, а для духа". Это мысль характерная для западного человека, для христианства, рассматривающего тело как нечто греховное.

Лао-цзы же рассматривает тело, как нечто нейтральное. В целом даосы стремятся к преодолению любой дихотомии и само Дао воспринимается в первую очередь, как гармоничное слияние Инь и Ян. "Для сохранения спокойствия души [человек] должен соблюдать единство".

Для даосов человеческий дух – совокупность мелких душ, а скрепляет их как раз тело. Более того, почти никогда даосы не воспринимают человеческое бессмертие, как бессмертие души, но обычно, как бессмертие тела, достигающееся обычно употреблением "пилюль". Отсутствие восприятия души человека отдельно от тела продолжается вплоть до начала влияния на даосов буддизма и появления представлений о круге сансары.

Поэтому попытка Толстого вписать Лао-Цзы в христианский дискурс, в свете современных фактов не выглядит возможной. Восприятие Лао-Цзы через призму христианства у Толстого, отчасти возникает из-за искажённого восприятия западного человека, отчасти из-за неточностей французского перевода, которым пользуется Толстой.