228

Легендарные японские моторы. Часть III

Доброго времени суток, товарищи! Спасибо, что читаете мои посты и пишите комментарии. Постов о японских моторах будет скорее всего пять. Ну что ж, давайте перейдем к делу.
Закончим пока что с шестицилиндровыми двигателями и перейдем к четырехцилиндровым. И на повестке дня сегодня легендарный, но в тоже время простой как палка, двигатель с многолетней историей - 4G63T ! Этот двигатель для меня ближе всех, так как я сам владею автомобилем с этим мотором. 

Легендарные японские моторы. Часть III Длиннопост, Lancer Evolution, Galant VR-4, Mitsubishi Eclipse, 4g63t, Видео

Давайте расшифруем 
4 - 4 цилиндра
G - gasoline, то есть двигатель бензиновый
63 - серия
T - турбо

Легендарные японские моторы. Часть III Длиннопост, Lancer Evolution, Galant VR-4, Mitsubishi Eclipse, 4g63t, Видео

Технические характеристики

1. 4 цилиндровый, рядный
2. Объем 1997 см3
3. Мощность варьируется от 213 л. с. (младшая модель с турбиной, атмо выдает 157 л. с.) - 280 л.с. Потенциал до 1000+ л. с.

4. По 4 клапана на цилиндр, система DOHC (два верхнерасположенных распредвала). У последних версий стоит система MIVEC (Mitsubishi Innovative Valve timing Electronic Control system) - то есть электронная система изменения фаз газораспределения

5. У турбо версий используется 98 бензин

6. Вес двигателя 180 кг

Легендарные японские моторы. Часть III Длиннопост, Lancer Evolution, Galant VR-4, Mitsubishi Eclipse, 4g63t, Видео

Чем известен? Во-первых это раллийный мотор, ставившийся на знаменитые Mitsubishi Lancer Evolution (во всех версиях с 1 по 9). Именно на этом моторе в 1996 году (повторив свой успех еще три раза) чемпионом WRC  (World Rally Championship - Международное соревнование по ралли) стал Томми Мякинен на своем EVO III буквально вырвав победу у другого знаменитого гонщика Колина Макрея на его Subaru. Что кстати, породило противостояние Mitsubishi Lancer Evolution VS Subaru Impreza WRC, которое не утихает до сих пор. 
Чем же еще? Огромным потенциалом для тюнинга и поразительной выносливостью. По мне так это один из самых знаменитых и массовых 4-х цилиндровых двигателей в истории.

Легендарные японские моторы. Часть III Длиннопост, Lancer Evolution, Galant VR-4, Mitsubishi Eclipse, 4g63t, Видео

История двигателя. Самые ранние версии этого двигателя появились еще в 1976 году (под названием G62B и G63B, которые затем были переименованы), а самые поздние в 2007 году. Таким образом в 2016 году ему стукнуло 40 лет! Конечно, он многократно видоизменялся и модернизировался. Самыми известными являются модификации 4G63T первого поколения (1987 - 1996), она же модификация с 6 болтами на маховике, затем 4G63T (1996-2001) второго поколения (с 7 болтами на маховике). А также 4G63T с системой MIVEC, выпускавшейся с 2003 года.


Первое поколение, появившаяся на Mitsubishi Galant VR-4, имела степень сжатия 7.8, стандартные распредвалы 252/252 с подъемом 9.5/9.5, турбина TD05H 14B (TD05H 13G для версий с АКПП), давление наддува 0.6 бар, мощность 195 л.с. при 6000 об/мин, крутящий момент 294 Нм при 3000 об/мин. С 1989 года, за счет прошивки ЭБУ, мощность была увеличена до 220 л.с. В 1990 году турбина была заменена на TD05 16G (Версия с АКПП осталась на прежнем уровне), заменены поршни, шатуны и коленвал на облегченные, увеличилась степень сжатия до 8.5, вместе с этим отдача возросла до 240 л.с.


С выходом в 1994 году Lancer Evo II, мощность мотора была доведена до 260 л.с при 6000 об/мин, крутящий момент 309 при 3000 об/мин. В том же году 4G63T поставили на модель Mitsubishi RVR, для этих целей турбина TD05 уступила место маленькой TD04HL, как результать такой силовой агрегат выдавал 220 — 230 л.с. при 6000 об/мин и крутящий момент 278 -289 Нм при 3000 об/мин.


Самый мощный 4G63 1G устанавливался на третий Эво, он отличался увеличенной до 9 степенью сжатия, новым выпускным коллектором и так называемой турбиной Large TD05 16G6 c большим компрессорным колесом (68 мм против 60 мм у прошлой Small TD05 16G). Этот набор позволил нарастить мощность до 270 л.с. при 6250 об/мин, крутящий момент 309 при 3000 об/мин.

Как видно на фото, двигатель в основном ставился поперечно, хотя есть и продольные модификации. До 3 поколения эвиков мотор стоял справа, а коробка была слева, затем для улучшения развесовки их поменяли местами.

Легендарные японские моторы. Часть III Длиннопост, Lancer Evolution, Galant VR-4, Mitsubishi Eclipse, 4g63t, Видео

Вторая генерация 4G63T разрабатывалась для установки на правую сторону автомобиля и от 1 Gen. отличается меньшим впускным ресивером, уменьшенной до 52 мм дроссельной заслонкой, уменьшенными каналами в ГБЦ, форсунки 450 сс на всех версиях, легкими поршнями и сниженной до 8.8 степенью сжатия, более спортивными распредвалами (фаза 260/252, подъем 10.0/9.5), металлической прокладкой ГБЦ, измененным выпускным коллектором, турбина TH05H 16G заменена на твинскрольную TD05HR-16G6-9T и давление наддува увеличено до 0.9 бар. Все эти доработки дали возможность снять 280 л.с. при 6500 об/мин и крутящий момент 353 Нм при 3000. Таким мотором комплектовался Lancer Evo IV.


С выходом пятого Эвика, 4G63T получил чуть увеличенную twin scroll турбину TD05HR-16G6-10.5T (TD05HRA-16G6-10.5T для RS версий), более производительные форсунки (560 сс), доработанные распределительные валы, что позволило оставить мощность на прежнем уровне, а крутящий момент поднять до 373 Нм при 3000 об/мин.


В 1999 году свет увидел Lancer Evo VI, двигатель остался прежним, несколько доработано охлаждение. Позже Эво 6 был доработан и результат получил название Evolution 6 Tommi Makinen Edition, либо по-простому Evo 6.5. Двигатель этого автомобиля получил турбину TD05RA-15GK2-10.5T, RS версии ездили на старой TD05HRA-16G6-10.5T, были облегчены поршни и увеличен интеркулер. Мощность такого 4G63 равнялась 280 л.с. при 6500 об/мин, крутящий момент 373 при 2750 об/мин.

Легендарные японские моторы. Часть III Длиннопост, Lancer Evolution, Galant VR-4, Mitsubishi Eclipse, 4g63t, Видео

Куда ставился? Двигатель был довольно популярным и был установлен на 3, возможно, самых известных спортивных автомобилях Mitsubishi 90-х:
Mitsubishi Lancer Evolution (поколения 1-9)
Mitsubishi Eclipse 1G/2G (и американские версии Pymouth Laser/Eagle Talon)
Mitsubishi Galant VR-4
А также на RVR и некоторые другие. Также двигатель производился по лицензии Huyndai и имел название G4JP. Ставился на Sonata, Santa Fe, Trajet и Kia Optima.

А вот и Mitsubishi Eclipse 2G, возможно известный вам по фильму Форсаж, где в начале на ней раскатывает главный герой. А также по игре NFS: Underground

Легендарные японские моторы. Часть III Длиннопост, Lancer Evolution, Galant VR-4, Mitsubishi Eclipse, 4g63t, Видео

И Galant VR4

Легендарные японские моторы. Часть III Длиннопост, Lancer Evolution, Galant VR-4, Mitsubishi Eclipse, 4g63t, Видео

Плюсы и минусы.

В плюсах, как и у всех легендарных моторах огромный потенциал и живучесть. Известны драговые болиды едущие квотер около 6 секунд на этом двигателе. А также эклипс развивающий 1000 л.с. (видео ниже).

В минусах у нас самая известная проблема 4G63T - crankwalk у 2 поколения моторов (7-болт). Это означает продольный люфт коленвала, из-за которой ломается датчик положения этого самого коленвала. Причем, самое интересное, так сообщество и не пришло к единому мнению из-за чего это. Самое интересное - 1 поколение такому массово не подвержено. Возможно дело в более узких шейках коленвала. (DSM на картинке означает Diamond Star Motors, то есть объединенное предприятие Chrysler - Mitsubishi. В числе их моделей как раз Eclipse)

Легендарные японские моторы. Часть III Длиннопост, Lancer Evolution, Galant VR-4, Mitsubishi Eclipse, 4g63t, Видео

Тюнинг двигателя.
О тюнинге данного движка можно писать очень долго. Есть целые комплекты, куча разных строкер китов и так далее. В целом сток-поршневая эво выдерживает до 500 л.с. Турбину советуют ставить FP GREEN с выпускным коллектором FP. Потенциал турбины до 540 лошадиных сил. Из "злых" валов порекомендую Kelford 272/272. При испытаниях они показали себя лучше всего. Форсунки следует подбирать по формулам. Топливный насос при минимальном тюнинге ставят Walbro 255, дальше по ситуации, есть те, кто ставят Denso от Supra.

Выпускной тракт лучше ставить 76 мм. Также при увеличении сил более 500 л.с. требуется перейти на ковку, например Manley, а также пересобрать ГБЦ на различном афтермаркете. Впускной коллектор до 400 л.с. (или даже меньше) используют Cyclone с изменяемой длиной раннеров - дальше афтермаркет. Известны люди изготовившие себе впускной коллектор с многодроссельным впуском. 

Если развлекаться по полной, то можно поставить комплект сухого картера от Magnus Motorsports. Для движка выпускается AEM EMS Series 2 с функцией plug-n-play, то есть подключил и поехал, довольно удобный комп для настройки. 

Легендарные японские моторы. Часть III Длиннопост, Lancer Evolution, Galant VR-4, Mitsubishi Eclipse, 4g63t, Видео

Вывод. Отличный представитель простых и надежных 4-х цилиндровых двигателей, к тому же с огромным потенциалом. Пользуется популярностью у тюнеров по всему миру по причине своей доступности. Жаль, но его время уходит, так как закончилась эра Эво, причем еще даже до того, как была выпущена 10 версия. Но легенда останется легендой и еще будет создано множество шедевров с этим двигателем. 

Найдены возможные дубликаты

+5

Кстати ктото упоминал 3S серию, тоже впринципе заслуживает обзора, хотя и не легенда. beams неплох не и конечно 3S-GTE который тоже в ралли поучавствовал в celica gt-four

раскрыть ветку 5
0
4A-GE тоже легендарный японский
раскрыть ветку 4
0

Был у меня 4А, нафиг такие легенды) Этож я полагаю о хачироку речь, кроме как в нем и в то время он не выделялся, и то был затюнин до фиолетовых соплей

раскрыть ветку 3
+3

Вот читаю я тут про японские моторы, а сам понимаю, что движки с фазовращателями на автотазе "изобрели" только в этом году. В среднем лет на двадцать позже японских автопроизводителей. 

раскрыть ветку 2
+1
Если на VTEC ориентироваться, так вообще на четверть века ровно. :)
0

20 лет назад впрыск-то шел с большим скрипом, а тут фазовращатели

+3

ДАЕШЬ ХОНДУУ!

раскрыть ветку 1
0

Угу, мотор который на S2000

+2

Отличный мотор. На Аиртреке у меня стоит)) в планах "разгонять"..)

раскрыть ветку 1
+2

Аиртрек ваще вещь! Даже и не турбовый, как у меня:)

+1
То чувство когда у тебя галант в 33 кузове 91 года с этим двиглом, статью сохранил спасибо, как раз думал заняться переоборудованием машины
+1

Эх... Надо было раньше зайти сюда, читал с работы как гость) Хотелось добавить к JZ, в частности D4 которым владею) Ну и ладно, ждемс H22 или F20 или K20, у хонды тщательно продуманы движки, 220 пони выдавить на двухлитровом атмосфернике, это заслуживает уважения. Субаревский ёж, ну и конечно куда без него, маздаевский ротор))  Лучше конечно 13B-REW. Автор молодец, плюсик тебе, я со Владивостока, кроме 4G63T знаком со всеми легендами JDM, но при этом читать то, что и так знаешь очень увлекательно!

+1
Airtrek в версии evolution был с 4g63t, он же outlander. Был ещё Palermo evolution.
+1
Следующий должен быть хондовский Н22
раскрыть ветку 2
+2

B16B то интереснее, ИМХО

0

вангую ej205

+1
Спасибо за пост, с нетерпением жду маздовский 13B и тойотовский 4A-ge
раскрыть ветку 1
0
+1 за 4A-GE
0
Известны драговые болиды едущие квотер около 6 секунд на этом двигателе.

не то, чтобы против, но верится с трудом. можешь кинуть ссылку на них? интересно посмотреть да почитать.

раскрыть ветку 3
раскрыть ветку 2
0
На чем катаешь?
0

спасибо.

0
Вопрос не по теме. Знающие, подскажите пожалуйста чем чревата покупка б.у двигателя из-за границы? Насколько это затратно? Необязательно из Японии. К примеру из германии.
0
Даа, мотор хорош! А вот бы пост почитать о менее легендарных моторах)) например ZD30 мне повезло стать счастливым обладателем авто с таким "легендарным" мотором (((
0

Тоже владею 63Т неразвернутым 7болт. Автор пиши еще про мивек, тот который на киборги ставился, тоже интересная тема.

0

а можно такое же обозрение на его ближайшего родственника 4G64 ?:)

раскрыть ветку 3
-3

Да по сути отличий не так уж и много, тот же 4G63, даже большинство деталей взаимозаменяемые. Разница только в объеме и GDI (у некоторых, при этом такой вроде где то и на 63 собачили), который известен своей ненадежностью)

раскрыть ветку 2
0

Ну 64 необязательно джидай. Бывали 8 и 16 клапанные. На L300/delica стоит у нас такой. Хороший мотор. Даже клапана не гнёт. Просто 64 это посути расточенный 63, что грубо говоря значит более тонкие стенки и т.д и т.п.

0

то есть не будет про джедаев?:(

0

Пару замечаний:

1) в посте картинка 2г из форсажа, да только там наддутый 420а мотор)))

2) почему не сказали про Шеппарда и самый быстрый 2г? Как никак самый быстрый 4-цилиндровый мотор.

пс: привет от дсм ;)

раскрыть ветку 3
-3

Хм, даже вот фильм ради такого скачал и правда, 420 мотор стоял. А я всю жизнь думал, что 4G63T

Иллюстрация к комментарию
-3
Насколько я помню там в начале, когда они приезжают на гонки отчетливо видно квадратную клапанную крышку 4G63T
В разных источниках тоже стоит либо GSX, либо GST, а в этих комплектациях 420 не ставился.
Про Шеппарда знаю, но у него вроде 7 секунд на квотере, а у болида Tony Niemczyk'а 6 секунд. Пост про двигатель, а не про дсм ;)
P.S. Рад встретить соратника по дсм :)
раскрыть ветку 1
0

Хм, а дсмеров на пикабу немало..)

0

Было бы уместно отметить в заголовке, что речь идет об "около спортивных" двигателях. Но как же популярнейшие "тягачи": 1HZ, 1KZ, TD42, RD28, 6G74, 4M40 и т.д. ?..

раскрыть ветку 1
-1
Rd28? Чем он легендарен? Тем что тупой как паровоз и с хрустальной головой как и ZD30?)))
0
Спасибо. Даже не сомневался то он тут будет.
0

Очень интересно! Если будет возможность, расскажи про К20/К24 от Honda. Или моторы В-серии тоже Хонды. У самого 5D Civic, но в планах свап на К20 и мотор уже есть)

0
Подозреваю про EJ пост будет как о легендарно ненадежности моторе B-)
раскрыть ветку 3
0

205 вполне себе надежен, если не топать как дурачек и следить за мотором.

-1

По моей логике его обзор должен был быть следующим после эвы )) Но чой-то под критерий "легендарный" по моему мнение он не подойдёт ) З.ы. несчатный владелец 208го(

раскрыть ветку 1
-2

тук-тук?

0
Я понимаю эво, но вот мне немного непонятна тема с установкой двигателей с over250 коней на тот же эклипс переднеприводный. Ведь силовое подруливание, все дела...
раскрыть ветку 5
+1

Эклипсы еще и полноприводные есть, если что) Комплектация GSX.

раскрыть ветку 3
0

О, Миша, и ты тут? ;)

раскрыть ветку 2
-2
В стоке больше 213 л.с. на эклипсы движок не ставился
0

ТС, вопрос не по теме, может знаешь ответ. Где купить "живой" эво 8-9? Желательно, чтобы никто в мотор ручонками не лазал.

раскрыть ветку 6
+4

это фантастика))

-1

Я думаю так же, как и другие автомобили такого типа - смотреть и "дежурить" форумы и объявы. Читать БЖ, интересоваться у старших товарищей, которые уже не первый год владеют такими аппаратами. Да и лазанья в мотор бывают разными. Одно дело прокладку ГБЦ заменить, а другое дело полностью пересобрать на афтермаркете. Да и надо понимать, последнему выпущенному 9 эвику уже 8 лет. Если это экземпляр а-ля капсула времени с пробегом тысяч 10-20, то и стоить она будет соответственно.
Поэтому скорее всего надо ориентироваться не на "живой" эво, а на автомобиль, который будет удовлетворительно ездить после минимальных вложений

раскрыть ветку 4
0

на mitsubishi airtrek турбо он тоже стоит

раскрыть ветку 3
0
Ага, значит про ежей рассказа ждать не стоит :)))
раскрыть ветку 2
0

я так полагаю ежи в этом списке есть. Если уж упомянули 4G63T Лансера, то и про EJ20 рассказать надо

раскрыть ветку 1
-1
Поддерживаю, а то как же без противостояния субару-митсу ?))
0
на галанты 6а13ТТ ставился.
раскрыть ветку 4
0
На 8 поколении,которое по ошибке вставили в пост - да. На 7ген шел 6а12тт, на 6ген (е39) как раз таки 6 болтовой 4г63, перекочевавший вместе с МКПП в эво1
раскрыть ветку 3
0

в посте вообще овощ )))

раскрыть ветку 2
0

Собираю сейчас другой серии мотор 4g93t от lancer GSR. Железо на 63 моторы очень дорогое.

раскрыть ветку 6
0

Когда я выбирал, что же построить на базе полноприводного овоща, посчитал 93Т и 63Т, увидев разницу в 2 раза, выбрал 63Т. Ну и 280 сил вместо 205 тоже аргумент

раскрыть ветку 5
0

Согласен, но, еще раз повторюсь, бюджет!

раскрыть ветку 4
0

3s-fe едет и ху* с ним )))

-3
Ну епт , у нас один и тот же мотор начиная с семидесятых ставят и чет дифирамбов никто не поёт.
раскрыть ветку 30
+3
Какие дифирамбы могут быть в честь хуеты? Ты внимательно читал? Про податливость тюнингу, про огромный потенциал и ресурс двигателя? Разве можно что то такое сказать о наших двигателях? Есть конечно кулибины которые выжимают с наших двигателей максимум, но на очень короткий срок, ресурс равен примерно "раз пальнуть с светофора". Шутка конечно. При должном уходе он может прослужить чуть более, но это либо не гарцевать, (но тогда нахуй вообще строить турбо таз?) либо вваливать сумму за суммой и ночи напролет тусить в гараже, что бы наконец надрать на пол корпуса с светофора старенького сток лансера.
раскрыть ветку 29
+6

"наконец надрать на пол корпуса с светофора старенького сток лансера"... который даже не знал что участвует в какой то гонке:D

раскрыть ветку 2
+4

На самом деле ресурс у наших моторов не просто огромный, а огроменный. При должном уходе, естессно, а не как у нас обычно "А, этж таз, нах ему хорошее масло, нах вообще что-то там делать"

Пример: у друга 2103, кузов сгнил нахер, провода сгнили, а мотор живет с 1980-какого-то там года. Причем точно родной и без капиталки (всю жизнь машина была у его знакомых).

Сначала за машиной следил пожилой человек, который кроме того в те времена работал где-то, где мог спокойно брать моторное масло, соответственно менял его чуть ли не каждую тысячу.

Друг сейчас во время меняет масло, и льет не отработанную парашу за 500 рублей, а, если не ошибаюсь, шелл ультра.

Тахометр отмотал уже не одну сотню тысяч (точно не скажешь, там до 100000).

Надежность при тюнинге да, никакущая, но и мотор не для этого - все семейство жигулей и самары создавалось как семейная машина.

Пожалуй, единственное, что достойно огромного уважения в советских машинах - это сердечко.

раскрыть ветку 9
-2
Да все тоже самое можно сказать и о наших двигателях. Плюс доступность тюнинга и колоссальная ремонтопригодность . Но надо продвигать пропуканные японцами криворульные машины , ведь места на острове не так много и для свалок его не хватает .
раскрыть ветку 15
Похожие посты
Похожие посты не найдены. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: