Легенда: как совершенствовался V-образный мотор Скания. Часть 2

Привет, друзья!В прошлой статье мы рассказали вам о легендарной личности в истории мирового моторостроения - Бенгте Гадефельте (к сожалению, он скончался в 2001 г.). Его часто называют отцом Скания V8.

Он был начальником отдела проектирования дизельных двигателей Scania с 1960-х по 1980-е годы. Бен вовремя почувствовал потребность в двигателях грузовых автомобилей, которые удовлетворяли бы растущий спрос на мощность, особенно для транспортировки длинных тяжёлых грузов.

Если вкратце – изобретенный им первый V-образный 8-цилиндровый двигатель Скания DS14 мощностью 350 л. с. и объемом 14 л. оказался чрезвычайно востребован на фоне роста популярности грузовиков с бескапотной кабиной в конце шестидесятых годов прошлого века.

Легенда: как совершенствовался V-образный мотор Скания. Часть 2 Дальнобойщики, Грузовик, Ремонт авто, Фура, Scania, Двигатель

Бескапотникам больше подходила компактная и вместе с тем мощная V-образная конструкция, чем рядный 6-цилиндровый двигатель. Такой мотор ставили также на корабли, использовали для создания генераторных установок, выпускали автобусы с такими двигателями

Первое воплощение Scania V8 развило 350 лошадиных сил и 1245 Н·м крутящего момента. С течением времени он продолжал совершенствоваться - казалось бы, и так самый совершенный двигатель.

Спустя несколько лет после выпуска двигателя компания Scania стала решать техническую задачу: как вписаться в новую технологию впрыска, необходимую для того, чтобы двигатель соответствовал экологическим нормам Euro 3? Чтобы решить эту проблему, инженеры Scania начали разработку совершенно нового двигателя конфигурации: V8 с углом наклона 72º. Было построено около 12 прототипов.

На помощь снова пришёл инженер Бенгт Гадефельт. Он предупредил, что двигатель с 72º будет иметь очень сложную конструкцию, особенно коленчатый вал. Специалисты согласились с мнением мудрого конструктора, выбрав другое решение – разработать новый двигатель объёмом 16 литров и углом 90º.

Кстати, двигатель с поршневой группой, расположенной под углом 72º существует, он остался в качестве прототипа, но никогда не использовался.

Когда в 1991 году компания Scania отпраздновала своё столетие, линейка грузовиков Scania оснащалась уже 500-сильным вариантом V8. К середине 1990-х годов мощность была увеличена до 530 лошадиных сил, а крутящий момент увеличен до 2300 Н·м.

Но самое интересное, что, несмотря на увеличение мощности на 180 лошадиных сил, базовая конструкция двигателя Скания V8 осталась такой же, как и в тот день, когда он был запущен в 1969 году.

Серьёзные изменения произошли в 2000 году, когда Scania запустила обновлённую модель V8 как часть своей платформы двигателя для экологического стандарта Euro 3 и выше. Рабочий объём увеличился с 14,2 до 15,6 литров, с более длинным ходом и четырьмя клапанами на цилиндр.

В представленном двигателе V8 DC16 (D – дизель, C – наддув и 16 – объём в литрах), мощность снова увеличилась, на этот раз до 580 лошадиных сил и 2700 Н·м крутящего момента.

Двигатели Scania V8 продолжают совершенствоваться и в наши дни. С рабочим объёмом 16,4 литра компания сегодня предлагает двигатели мощностью 520, 580, 650 и 730 л.с. Последние два фактически могут применяться в тягачах для буксировки автопоездов с полной массой до 250 тонн.

Для обеспечения соответствия стандарту Euro 6 в самом мощном блоке 730 л.с. используется система селективного каталитического восстановления (SCR) и рециркуляция отработавших газов (EGR). В то время как варианты 520, 580 и 650 л.с. работают только на SCR.

2020 году Scania представила перевозчикам третье поколение двигателей DC16, отвечающее самым актуальным тенденциям транспортной отрасли. Двигатель V8 стал еще совершеннее и экологичнее, его масса снижена почти на 100 кг, а расход топлива уменьшился на 7–10%.

Друзья, мотору V8 в следующем году «стукнет» 55 лет! Мы искренне поздравляем себя и вас с тем, что этот двигатель до сих пор с нами.