ЛАЗ-695 – самый тёплый и уютный советский автобус зимой!

Сегодня я расскажу вам про самый уютный советский автобус на моей памяти. Это ЛАЗ-695 в его различных ипостасях. Лично мне ближе всего последняя модель ЛАЗ-695Н, которая производилась с 1976 по 2002 годы на Львовском автобусном заводе, а потом с 2003 по 2008 годы на Днепродзержинском автомобильном заводе.

ЛАЗ-695 – самый тёплый и уютный советский автобус зимой! Автобус, Лаз, Длиннопост

История автобуса ЛАЗ-695 началась ближе к середине 1950-х годов. Тогда стране срочно требовались новые автобусы, и Львовскому автобусному заводу «сверху» пришло задание освоить и запустить производство автобусов ЗИС-155.

На заводе к тому времени уже было образовано своё конструкторское бюро, и молодые инженеры решительно воспротивились идее выпуска устаревшей техники, они мечтали создать свой автобус. Партия пошла навстречу трудящимся, и Львовский автобусный завод получил добро на разработку и выпуск собственного автобуса, разработанного с нуля.

Дабы автобус получился современным и комфортным, за рубежом закупили лучшие модели подобного класса, такие как Неоплан, Магирус и Мерседес. Тщательно изучив зарубежные модели автобусов, сотрудники Львовского конструктора бюро выбрали в качестве примера для подражания автобус Мерседес Бенц 321, при этом внешне было решено ориентироваться на Магирус.

В 1955 году модель была полностью спроецирована и разработана, и в 1956 году появился первый автобус Львов, которому чуть позже присвоили индекс ЛАЗ-695. Опытный образец получил двигатель ЗИЛ-158Л с мощностью 109 л.с.

Первая опытная модель автобуса ЛАЗ-695 получилась сырой и недоработанной. Молодые конструкторы Львовского автобусного завода рьяно взялись за устранение недостатков, на что ушло два года. В общем, предсерийная модель доработанного автобуса ЛАЗ-695 была готова в 1958 году.

ЛАЗ-695 – самый тёплый и уютный советский автобус зимой! Автобус, Лаз, Длиннопост

Именно в 1958 году началось серийное производство автобусов ЛАЗ-695. Первые модели, получившие индекс ЛАЗ-695Б, выпускались по 1964 год включительно. В этих автобусах использовался уже более мощный двигатель – ЗИЛ-120ФБ, развивающий 120 л.с.

Параллельно с выпуском автобусов ЛАЗ-695Б, на Львовском автобусном заводе шли работы по изготовлению нового поколения ЛАЗ-695Е. Внешне новая модель практически не отличалась от старой, но двигатель имела более новый и современный – ЗИЛ-130Л, развивающий мощность 150 л.с.

Запуск в серию первой партии автобусов ЛАЗ-695Е произошёл в 1963 году, когда ещё шло производство ЛАЗ-695Б. В 1964 году завод полностью свернул производство старой модели, и перешёл на ЛАЗ-695Е. Данный автобус выпускали до 1969 года включительно.

В конце 1960-х годов было решено, что автобусы ЛАЗ-695 серьёзно устарели. Так в 1969 году появилась модификация ЛАЗ-695М, которая получила задний мост венгерской фирмы RÁBA и раздельный привод тормозной системы. Внешне новая модификация автобуса тоже отличалась, хотя незначительно. Производство данной модели продолжалось до 1976 года.

ЛАЗ-695 – самый тёплый и уютный советский автобус зимой! Автобус, Лаз, Длиннопост

Одновременно с запуском в серию ЛАЗ-695М, на Львовском автобусном заводе приступили к разработке нового ЛАЗ-695Н. Первый опытный автобус данной серии появился в 1969 году, хотя серийное его производство началось только в 1976 году.

Новый автобус серьёзно изменился даже внешне – переднюю часть вообще изготовили заново, она стала выглядеть в духе современности, а лобовые стёкла серьёзно увеличились в размерах, сделав обзор для водителя более обширным.

Двери наконец-то стали четырёхстворчатыми, хотя всё равно, тучным людям залазить в ЛАЗ-695Н всё равно было сложновато.

Именно ЛАЗ-695Н стал самым массовым и известным автобусом Львовского автобусного завода выпущено всего автобусов модели ЛАЗ-695Н было более 160 000 единиц, и это только по 2002 год. Сколько автобусов было выпущено с 2003 по 2008 годы на Днепродзержинском автомобильном заводе – история умалчивает, но там явно выпуск был незначительными партиями, в те годы отечественное производство автобусов находилось в стадии даже не затухания, а в стадии «пациент скорее жив, чем мёртв».

Кстати, на первые серийные автобусы ЛАЗ-695Н устанавливали фальшрадиаторную решётку и фары от Москвич-412!

ЛАЗ-695Н имел 59 пассажирских мест в среднем, но максимальное количество пассажиров могло равняться 67 человек. Сидячих мест было 33. Даже и не знаю, на моей памяти в городе в эти автобусы постоянно набивалось людей, как селёдок в бочку, там явно было не 67 человек, а гораздо больше.

Двигатель у ЛАЗ-695Н был карбюраторный ЗИЛ-130Я2, с рабочим объёмом 6,0 литров и мощностью 150 л.с. Двигатель это от грузовика ЗИЛ-130, только немного доработанный специально для Львовских автобусов.

ЛАЗ-695 – самый тёплый и уютный советский автобус зимой! Автобус, Лаз, Длиннопост

Максимальная скорость автобусов ЛАЗ-695Н равнялась 75 км/ч, а расход топлива по заводу равнялся 35 литров на 100 км пробега. Но в реальности расход загруженного городского автобуса мог равняться и 50 литрам бензина, водители периодически жаловались на это.

Из-за того, что двигатель ЛАЗ-695Н был расположен под задним длинным сиденьем, зимой в этом автобусе сзади ехать было очень комфортно – как на печке, куда там современным подогревам сидений! Но вот летом это заднее сиденье превращалось в пекло натуральное!

Не знаю, как для вас, а для меня ЛАЗ-695Н является самым красивым советским автобусом, какой-то он домашний и уютный был, что ли…

источник-https://mirvjena.blogspot.com/2020/11/695.html

Москвичок-грузовичок. Редкие пикапы на базе АЗЛК 2141