Культуроника – новая дисциплина по М.Н. Эпштейну

Внимательно еженедельно изучая материалы нашего канала + рекомендованные ссылки, Вы можете пройти спецкурс по Теории творчества, который НЕ читается ни в одном университете мира.


Данная статья относится к Категории: Появление новой научной дисциплины

Культуроника – новая дисциплина по М.Н. Эпштейну Наука, Наука и жизнь, Культура, Культурология, Технологии, Будущее, Гуманитарий, Длиннопост

«Культуроника (culturonics) - гуманитарная технология, изобретательская и конструкторская деятельность в области культуры; активное преобразование культуры как следствие её теоретических исследований; практическая надстройка над науками о культуре, попытка воплотить трансформативный потенциал гуманитарного мышления, не утрачивая его специфики. Культуроника в отношении гуманитарных наук есть то же самое, что в отношении естественных наук есть техника как преобразование природы, а в отношении социальных - политика как преобразование общества».


Эпштейн М.Н., Знак пробела: о будущем гуманитарных наук, М., «Новое литературное обозрение, 2004 г., с. 827-828.


«Обычно говорят о творчестве в рамках какой-то области культуры: литература, искусство, наука, философия.. Но может ли культура как таковая быть предметом творчества? Может ли у гуманитарных наук, исследующих культуру, быть особая практическая ветвь, дисциплина преобразования культуры, подобно тому, как техника преобразует природу, изучаемую естественными науками, а политика преобразует общество, изучаемое общественными науками? Что такое культуроника в её отличии, с одной стороны, от культурологии как теоретической и исторической дисциплины, а с другой стороны, от техники и политики как практических надстроек над естественными и общественными науками?


В системе человеческих знаний-умений есть одно пропущенное звено. Науки, как известно, делятся на три большие группы: естественные, социальные и гуманитарные. У первых двух есть практические надстройки - методы преобразования того, что данные науки изучают, а у третьей эта надстройка отсутствует, точнее, ещё не приобрела своего места и функции в системе.

Культуроника – новая дисциплина по М.Н. Эпштейну Наука, Наука и жизнь, Культура, Культурология, Технологии, Будущее, Гуманитарий, Длиннопост

Культуроника в отношении гуманитарных наук есть то же самое, что по отношению к естественным наукам есть техника как преобразование природы, а по отношению к социальным наукам есть политика как преобразование общества. Гуманитарные науки остро нуждаются в своей собственной технологии и в своей собственной политике - отсюда и постоянные попытки технологизировать или политизировать гуманитарное мышление, пренебречь его спецификой ради выхода в конструктивное измерение. Культуроника - это практическая надстройка над науками о культуре, попытка воплотить трансформативный потенциал гуманитарного мышления, не утрачивая его специфики, не технологизируя и не политизируя феномена культуры.


Культуроника - это конструирование новых форм действия в культуре, новых техник общения и познания, новых моделей восприятия и творчества. Если культурология мыслит проекциями - преломлениями предметов в знаковых системах разных культур, то культуроника мыслит проектами, т. е. знаковыми системами, которые ещё не стали практиками и институциями какой-либо культуры и образуют план возможных трансформаций всего культурного поля.

Культуроника – новая дисциплина по М.Н. Эпштейну Наука, Наука и жизнь, Культура, Культурология, Технологии, Будущее, Гуманитарий, Длиннопост

Если культурология - это наука о культуре, культуроника - совокупность технологий, основанных на этой науке. Наука и техника различаются как сферы открытия и изобретения. Гуманитарные науки не меньше нуждаются в изобретениях и изобретателях, чем естественные.


Мы спрашиваем у естественных наук, каков технический потенциал того или иного открытия. Так и про гуманитарную идею или теорию можно спросить: способна ли она породить новое культурное движение, исследовательский метод, художественный стиль? Можно ли на основе данной идеи создать новое интеллектуальное сообщество, творческую среду? Вот какие вопросы обращает культуроника к гуманитарным наукам, ища в них задатки искусств, творческих практик, интеллектуальных ремесел.


Культуроника возникает в связи с культурологией и на её основе, поскольку именно исследование культуры выявляет её нереализованные возможности. В отличие от культурологии, которая изучает известные культуры, культуроника изучает то, чего ещё нет, проектирует, моделирует и продуцирует возможные культурные объекты и формы деятельности, включая:


- новые художественные и мыслительные движения;

- новые дисциплины, методы исследования, философские системы;

- новые стили поведения, общественные ритуалы, знаковые коды, интеллектуальные моды; новые типы религий, культур и цивилизаций...


К культуронике относится деятельность таких культурных сообществ, которые порождают на основе определённых теорий определённые культурные практики - например, итальянские гуманисты, немецкие романтики, американские трансценденталисты, итальянские и русские футуристы, русские символисты и концептуалисты.


Культуроника — это деятельность:

- Д.С. Лихачёва по экологической охране культуры;

- Ю.М. Лотмана по развитию семиотического сознания и системному изучению и преобразованию семиосферы;

- Г.П. Щедровицкого по внедрению рефлексивной методологии в образовании, градостроительстве, дизайне, экономике. […]


Понятие гуманитарных технологий (techno-humanities) вовсе не предполагает, что гуманитарные науки должны заимствовать «техно» от технологий, основанных на естественных науках. Наоборот, естественные науки в свое время позаимствовали понятие «техно» у сферы искусств (греческое «techne», собственно, и означает «искусство, художество, мастерство»). Теперь пришла пора вернуть «техно» в гуманитарную область».


Эпштейн М.Н., Культуроника. Технология гуманитарных наук / Знак пробела: о будущем гуманитарных наук, М., «Новое литературное обозрение, 2004 г., с. 614-617.


Источник — портал VIKENT.RU


Дополнительные материалы

Декларативные и процедурные модели по И.Л. Викентьеву

Воскресным вечером 24 октября 2021 в 19:59 (мск) на видеоканале VIKENT.RU — онлайн-юбилей № 263: Десятилетие творческого проекта VIKENT.RU


Изображения в статье

Михаил Наумович Эпштейн — советский и американский философ, филолог, культуролог. Автор 39 книг и более 800 статей и эссе, переведённых на 24 иностранных языка / CC BY-SA 4.0

Изображение Arek Socha с сайта Pixabay

Читатели VIKENT.RU

1.2K постов151 подписчик

Добавить пост