Культурное наследие или пережитки прошлого?

Культурное наследие или пережитки прошлого? Казахстан, Келинка, Дикость, Традиции, Культурное наследие, Длиннопост

Всем доброго времени суток и здоровья!

Сегодня на волне недавних постов о Казахстане и моего участия в их обсуждении решил высказаться об этой стране и о людях, ее населяющих.

Заранее обращаю ваше внимание на то, что все написанное ниже, выражает исключительно мою субъективную точку зрения. Я не представляю ничьих интересов, не являюсь рупором общественности, тем более не хочу никого обидеть.

Так сложилось, что я являюсь гражданином этой большой и малонаселенной страны. Я здесь родился, вырос, женился, обзавелся детьми и тружусь, как говориться, на благо семьи и Родины. Но речь, собственно, не обо мне.

Казахстан часто упоминается на просторах Пикабу. Переименование столицы стало мемом, так же как и знаменитые понты, без которых и казах не казах. Последнее время живо обсуждались дикие обычаи, все еще бытующие в отдельных частях страны, а также коррупция.

Человеческая сущность такова, что сколько бы я не писал о невероятно прекрасной природе Казахстана, о героической самоотдаче казахского народа во времена сталинских репрессий, о солдатском героизме казахстанских дивизий на фронтах Великой отечественной войны, о богатствах древней степи, все равно больший интерес общественности вызывает негативная информация.

Как и в любой другой стране с преобладанием одной национальности, в Казахстане существуют националистические элементы разной степени радикальности, резко осуждающие вынос сора из избы. Они считают, что о позорных моментах нужно умалчивать, нужно их скрывать, делать вид, что их не существует. Тем самым они уподобляются нашему местному каналу "Хабар" (аналог российского первого), на котором день и ночь гоняют новости о невероятных успехах Казахстана как на международной арене, так и внутри страны.

Лично я убежден, что обязательно нужно говорить и об отрицательных проявлениях национальных особенностей, предавать их огласке и осуждению. В противном случае ситуация никак и никогда не изменится.

Так вот, рассказать я хотел об одном немного средневековом явлении, все еще существующем в южных районах страны. Явление это позорное и безобразное. А именно речь пойдет о жизни молодых жен, добровольно уходящих в рабство в семью мужа.

В этом месте мне могут возразить, мол, это традиция. Но во всем должна быть мера. И если традиция откровенно унизительная, то ей не место в 21-ом веке в стране, претендующей на место в тридцатке наиболее конкурентноспособных стран мира.

Но обо всем по порядку.

Невесты из северных, восточных или западных регионов Казахстана, выходя замуж за южанина и переезжая к нему, даже не представляют, что их ждет в роли келинки (невестки).  Сразу после свадьбы ей повяжут на голову платок, который она должна носить всю свою замужнюю жизнь. Родители мужа становятся для нее непререкаемыми божествами. Ежедневный подъем в 6 или 5 утра, раньше всех. Приготовить чай, испечь хлеб, собрать на стол, разбудить всех, дождаться, когда все сядут за стол, поклониться родителям мужа, напоить всех чаем (не дай бог она перепутает пиалки), постоянная готовка, стирка, уборка, мытье ног свекра вечером вообще за гранью добра и зла. Перемывать по нескольку раз пол, переделывать якобы плохо сделанную работу в огороде, стирать за всеми, практически не спать - меньшие из зол. 

При чем, как вы понимаете, речь идет не о жителях Алматы или других городов, речь идет об аулах, где воду нужно таскать круглый год с колонки, а зимой еще и топить печь.

Келинка становится совершенно бесправным существом, обслуживающим всю семью мужа, включая его братьев и сестер, если они не состоят в браке.

Еще одна старинная, но бредовая традиция заключается в том, что келинке нужно придумать всем родственникам мужа мужского пола ласковые прозвища. Чужаку нельзя называть мужчин по имени, чтобы не навлечь на них несчастья.

Девушка попадает в жесткую среду, где она теряет собственное "я". Ей нельзя болеть, нельзя иметь собственного мнения, нельзя жаловаться. Возможно, ей даже придется отдать своего первенца на воспитание родителям мужа (еще одна традиция). У нее нет ни сил, ни возможности изменить ситуацию. Муж, как правило, также находится под контролем родителей и традиции. Девушка смиряется, но были случаи и с откровенно печальным финалом.

Разумеется, речь не идет о повальном следовании этой абсурдной традиции на юге страны, но тот факт, что прямо сейчас молодая девчонка, единственная дочь в семье, еще недавно строившая вполне себе простые и житейские планы на жизнь, ревет в подушку, потому что это единственный протест тому средневековому ужасу, в котором она вдруг очутилась, шокирует.

При этом в современном Казахстане из всех рупоров и телевизоров вещают о необходимости сохранения и поддержания культурного наследия казахского народа. Хочется, конечно, чтобы речь в данном контексте шла о действительно культурном наследии, а не о пережитках средневековья.