Кто же был первым
Давно не писал постов-"коротышей", хоть и заметил, что у них просмотров больше) Исправляюсь.
Очень часто в исторических рубликациях, а особенно - в публикациях публицистического или научно-популярного характера встречаются, скажем так, неверная информация. Не всегда речь идет о заведомом подлоге или манипуляциях со стороны автора (хотя и такого хватает), бывают и искренние заблуждения, и устаревшие данные, и не корректно расставленные акценты. Вроде бы общеизвестный факт, но мы порой упускаем его из виду, особенно, если взгляды автора близки нам. Но надо помнить, что не только Солженицын, но и Пучков, и Жуков, и Акунин и все остальные могут транслировать неверную информацию и часто это делают. А дальше - эта неверная информация воспринимаются их читателями практически как "истина в последней инстанции". Ниже я приведу пример того, как это случилось со мной.
Мои детство и юность прошли в прикамском городе Воткинске, градообразующее предприятие - одноименный завод с славной историей, которую мы, конечно, тоже изучали - и на краеведении, и на внеурочных мероприятиях (в советское время они были увязаны с профориентацией). И я долгие годы был уверен, что первый экскаватор в стране был собран именно на Воткинском заводе в начале 1930-х годов (тогда заводская газета так и называлась "За советский экскаватор!").
Спустя некоторое время, уже после университета, я наткнулся на публикации о том, что первый экскаватор был изготовлен на Ковровском ремонтном заводе НКПС. История эта звучала так: еще в 1930 году туда доставили для ремонта несколько экскаваторов "некой марки", починив их, коллектив завода выступил с инициативой - создать свой, советский экскаватор. Инициатива была смелая, учитывая, что речь шла о вагоноремонтном предприятии, а не о большом заводе со своим конструкторским отделом. Тем не менее, 21 апреля 1931 г. новый экскаватор, названный "Ковровцем", прошел испытания. После приемки Государственной комиссией "Ковровец" был отправлен в г. Горький для использования при расширении местного железнодорожного узла.
Из ворот проходной Воткинского завода первый экскаватор вышел 31 декабря 1931 года. Казалось бы вопрос закрыт и в гонке за первый экскаватор с небольшим, но достаточным отрывом победили заводчане Коврова. Но к тому времени я уже учился на истфаке и был знаком с понятием "критический анализ источников", плюс обратил внимание на то, что в обоих случаях речь шла не о первом экскаваторе в нашей стране, а о первом советском. И не случайно, ведь, копнув еще немного, я узнал, что экскаваторы вполне себе производили в Российской Империи. Производство паровых экскаваторов железнодорожного типа "Путиловец" с ковшами емкостью 1,9 и 2,29 м3 было организовано в 1903 году на знаменитом Путиловском заводе.
В 1906 - 1916 гг. "Путиловцы" работали на постройке железных дорог - Сибирской, Северо-Донецкой, Казано-Екатеринбургской, Мурманской, Петербург-Орел и др.
По своей производительности они не уступали однотипным американским экскаваторам, которые в то время считались лучшими (да и конкурентов у них было немного). В 1913-1916 гг. при строительстве железной дороги Балогое-Полоцк путиловский экскаватор с ковшом емкостью 2,29 м3 разрабатывая тяжелую глину с погрузкой ее в железнодорожные платформы нормальной колеи (что было новостью в то время) вырабатывал до 3000 кубометров за 12-часовую смену.
Всего до 1917 г. было построенно 37 экскаваторов. И, да, уцелевшие экземпляры "Путиловцев" привезли в 1930 году на Ковровский завод, а потом на их основе был разработан первый советский экскаватор "Ковровец".
Я это к чему, вся эта информация легко находится в интернете. Но кто бы стал ее искать. И совсем недавно, будучи в родном городе, в гостях у друга детства я от его сына услышал твердое - "Первый экскаватор в нашей стране придумали и сделали на Воткинском заводе, нам так на экскурсии в краеведческом музее рассказали". Что-то мне подсказывает, что многие столь же уверенно заявят, что первый отечественный экскаватор был сделан в Коврове. И будут до хрипоты спорить с другими версиями, и хорошо, если из патриотизма к "малой родине", хуже, если исходя из не очень верного мнения, что царская Россия была напрочь отсталой аграрной страной, где кроме "сохи" ничего и не было.