Кто же был первым

Давно не писал постов-"коротышей", хоть и заметил, что у них просмотров больше) Исправляюсь.

Очень часто в исторических рубликациях, а особенно - в публикациях публицистического или научно-популярного характера встречаются, скажем так, неверная информация. Не всегда речь идет о заведомом подлоге или манипуляциях со стороны автора (хотя и такого хватает), бывают и искренние заблуждения, и устаревшие данные, и не корректно расставленные акценты. Вроде бы общеизвестный факт, но мы порой упускаем его из виду, особенно, если взгляды автора близки нам. Но надо помнить, что не только Солженицын, но и Пучков, и Жуков, и Акунин и все остальные могут транслировать неверную информацию и часто это делают. А дальше - эта неверная информация воспринимаются их читателями практически как "истина в последней инстанции". Ниже я приведу пример того, как это случилось со мной.

Мои детство и юность прошли в прикамском городе Воткинске, градообразующее предприятие - одноименный завод с славной историей, которую мы, конечно, тоже изучали - и на краеведении, и на внеурочных мероприятиях (в советское время они были увязаны с профориентацией). И я долгие годы был уверен, что первый экскаватор в стране был собран именно на Воткинском заводе в начале 1930-х годов (тогда заводская газета так и называлась "За советский экскаватор!").

Кто же был первым Техника, Экскаватор, Длиннопост

Спустя некоторое время, уже после университета, я наткнулся на публикации о том, что первый экскаватор был изготовлен на Ковровском ремонтном заводе НКПС. История эта звучала так: еще в 1930 году туда доставили для ремонта несколько экскаваторов "некой марки", починив их, коллектив завода выступил с инициативой - создать свой, советский экскаватор. Инициатива была смелая, учитывая, что речь шла о вагоноремонтном предприятии, а не о большом заводе со своим конструкторским отделом. Тем не менее, 21 апреля 1931 г. новый экскаватор, названный "Ковровцем", прошел испытания. После приемки Государственной комиссией "Ковровец" был отправлен в г. Горький для использования при расширении местного железнодорожного узла.

Кто же был первым Техника, Экскаватор, Длиннопост

Из ворот проходной Воткинского завода первый экскаватор вышел 31 декабря 1931 года. Казалось бы вопрос закрыт и в гонке за первый экскаватор с небольшим, но достаточным отрывом победили заводчане Коврова. Но к тому времени я уже учился на истфаке и был знаком с понятием "критический анализ источников", плюс обратил внимание на то, что в обоих случаях речь шла не о первом экскаваторе в нашей стране, а о первом советском. И не случайно, ведь, копнув еще немного, я узнал, что экскаваторы вполне себе производили в Российской Империи. Производство паровых экскаваторов железнодорожного типа "Путиловец" с ковшами емкостью 1,9 и 2,29 м3 было организовано в 1903 году на знаменитом Путиловском заводе.

Кто же был первым Техника, Экскаватор, Длиннопост

В 1906 - 1916 гг. "Путиловцы" работали на постройке железных дорог - Сибирской, Северо-Донецкой, Казано-Екатеринбургской, Мурманской, Петербург-Орел и др.

По своей производительности они не уступали однотипным американским экскаваторам, которые в то время считались лучшими (да и конкурентов у них было немного). В 1913-1916 гг. при строительстве железной дороги Балогое-Полоцк путиловский экскаватор с ковшом емкостью 2,29 м3 разрабатывая тяжелую глину с погрузкой ее в железнодорожные платформы нормальной колеи (что было новостью в то время) вырабатывал до 3000 кубометров за 12-часовую смену.

Всего до 1917 г. было построенно 37 экскаваторов. И, да, уцелевшие экземпляры "Путиловцев" привезли в 1930 году на Ковровский завод, а потом на их основе был разработан первый советский экскаватор "Ковровец".

Я это к чему, вся эта информация легко находится в интернете. Но кто бы стал ее искать. И совсем недавно, будучи в родном городе, в гостях у друга детства я от его сына услышал твердое - "Первый экскаватор в нашей стране придумали и сделали на Воткинском заводе, нам так на экскурсии в краеведческом музее рассказали". Что-то мне подсказывает, что многие столь же уверенно заявят, что первый отечественный экскаватор был сделан в Коврове. И будут до хрипоты спорить с другими версиями, и хорошо, если из патриотизма к "малой родине", хуже, если исходя из не очень верного мнения, что царская Россия была напрочь отсталой аграрной страной, где кроме "сохи" ничего и не было.