Кратко о певческих голосах с примерами. Мужские. ч.2 Баритон

В этом посте я расскажу про низкий мужской певческий голос - баритон. Репертуар довольно обширный, очень много Вагнера и Верди. Во избежание дискуссий на тему того, сколько видов баритона и как они называются, скажу сразу - разделяю я их по диапазону. И постараюсь уделить внимание деталям. В общем, давайте не будем спорить - бордюр или поребрик.


Итак, специалисты с родины флюгергехаймера выделяют следующие типы:


1. Драматический бас-баритон, лирический бас-баритон, драматический баритон - это всё один и тот же диапазон, но есть нюансы по звучанию.


Gerge London - Credo

Bryn Terfel - Te Deum

Erwin Schrott - Se voul ballare

Хворостовский Д. - Ария князя Игоря.  (По поводу этого гражданина любят спорить. Диванные и не только эксперты утверждают, что нечего ему называться драматическим баритоном. Решайте сами)

Хворостовский Д. - Как молоды мы были

2. Далее у нас баритон (центральный, характерный). Ну, тут попроще.



Piero Cappuccilli - Il balen del suo sorriso

Titta Ruffo - Largo al factotum.

3. Лирический баритон.



Крутыш всех времён и народов - Dietrich Fischer-Dieskau.

Vedro mentrio sospiro.

Магомаев. Куда же без него?

Ну и напоследок неакадемический трек - Griechischer Wein. Исполнителя зовут Heino, не так давно услышал, мне понравился.

Всех известных баритонов не упомянешь, да и смысла нет. И так получилось много записей.

Следующий пост - про тенор.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Совершенно несправедливо привести в пример Хворостовского (хоть он и вполне достойный исполнитель), обойдя таких советских баритонов, как:


Георг Отс (драматический баритон), бывший всесоюзно любимым исполнителем оперных, опереточных и эстрадных песен

https://www.youtube.com/watch?v=8MpmavKUsfA - из "Пиковой дамы"

https://www.youtube.com/watch?v=MozR39jDLwQ - из "Евгения Онегина"

https://www.youtube.com/watch?v=rzk8wlotvLc - из "Демона"

https://www.youtube.com/watch?v=GfDcy1zmNXQ - из фильма "Мистер Икс" (по оперетте "Принцесса цирка"), хоть и не опера, но было бы преступно не включить)


Павел Герасимович Лисициан (лирический баритон), может и не так известен, но был не менее замечательным лирическим баритоном. В 40х-60х (которые можно назвать Золотым Временем советской оперы) был одним из солистов Большого Театра, участвовал в записях опер (а с этим в советское время было "не очень" - разрешение на запись оперы можно было получить только если со времени предыдущей записи прошло не менее, кажется, 20 лет, поэтому брали лучших, а поскольку в то время "лучших" было много, существовала некислая конкуренция)

https://www.youtube.com/watch?v=IOSjjx6TVMM - из "Травиаты"

https://www.youtube.com/watch?v=68NDqLsAX88 - из "Пиковой Дамы"

https://www.youtube.com/watch?v=toQCCuWjg5Q - из "Евгения Онегина"


Алексей Петрович Иванов, тоже один из  (драматических) баритонов-солистов Большого в то же время

https://www.youtube.com/watch?v=6GJUH3bKBSE - из "Князя Игоря"

https://www.youtube.com/watch?v=u-PfUKByOAo - из "Кармен"

https://www.youtube.com/watch?v=xn8Qy_pOR0U - из "Руслана и Людмилы"


Владимир Петрович Захаров

https://www.youtube.com/watch?v=3JjbkYEefHk - из "Скупого рыцаря" (увы, записей с ним не очень много, а на ютубе вообще удалось найти только одну)


Евгений Гаврилович Кибкало

https://www.youtube.com/watch?v=xAbfzTZYTRY - из "Алеко"

https://www.youtube.com/watch?v=Qh6kIE1ylgk - из "Евгения Онегина"


Николай Кондратьевич Кондратюк

https://www.youtube.com/watch?v=mH1gl6ajZZY - из "Князя Игоря"

https://www.youtube.com/watch?v=mYb4nrsm0EA - из "Демона"


Гуляева и Лейферкуса в комментах уже упоминали)

раскрыть ветку (68)
3
Автор поста оценил этот комментарий

На вкус и цвет..

Вопрос-то в приведении примера, а не указании всех-всех. Тут пост километровый получится, если их указывать.

раскрыть ветку (48)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Я считаю Хворостовского высококлассным профессионалом, входящим в абстрактный "список лучших баритонов СССР и РФ" но он точно не является "самым лучшим".
раскрыть ветку (47)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Плюсую. Но пост-то для чайников по большей части. К тому же никто не отменял субъективности, которая и у тебя, и у тс, и у меня, и у сержа присутствует. Это естественно, и в профессиональной среде встречается немногим реже. Пиши свой пост - с удовольствием заплюсую)
раскрыть ветку (32)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Для чайников нужны четкие "показательные" примеры с объяснениями. Лично я сюда захожу аморально разлагаться, а не писать статьи. Слишком много работы, чтобы взваливать на себя еще и написание качественных статей по вопросам, в которых разбираюсь в достаточной степени (как в случае с классической и не только музыкой) или как профессионал (видео в широком смысле, режиссура, дизайн, реклама, фото).

раскрыть ветку (31)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Аналогично. Только музыка для меня профессия.
раскрыть ветку (30)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Видимо, поэтому и не пишешь - накидать что-то на уровне "непрофильного детского сада" самоуважение не позволит, а на что-то основательное времени нет, да и не факт что написанное подойдет под формат сайта.

раскрыть ветку (29)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да, я бы ковырялся и углублялся. Но подходящей аудитории здесь нет, а там, где есть, все тоже большого ума и со своими взглядами)) восприятие музыки полно субъективизма, а среди музыкантов далеко не все обладают терпением и умением держать эмоции в узде, как и аналитическим складом ума.

Но, как по мне, любое подогревание интереса к опере уже на пользу, если в нём нет откровенной профанации либо фальсификации. Залы-то полупустые, а после кризиса и с работой в оперном мире не всё так просто. Да и много прекрасных голосов проходят мимо немодной нынче оперы, поэтому потенциальных звёзд первой величины меньше, чем в советское время. Раньше говорили "Ого, какой голос! В оперу тебе нужно.", а сейчас "Ого, какой голос! На название_телепроекта тебе нужно.".

раскрыть ветку (28)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Так может потому и нет аудитории, что те кто разбираются считают ниже своего достоинства писать хоть что-то, при этом критикуя то что пишут другие? Как аудитории заинтересоваться в том о чем она не слышит?
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Как говорил Остап Бендер, я не Христос)
Если под аудиторией понимать людей, которые имеют большой слушательский опыт в отношении оперы и классической музыки, то это бесполезно создавать. Максимум, можно интерес вызвать и потом отбиваться от сотен вопросов про Тарью и Кипелова. А музыку всё равно слушать надо живьем.
И я не призываю оголтело критиковать авторов, так что это не ко мне)
раскрыть ветку (2)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
У тех у кого опыт те уже и так в теме, им и правда такое не нужно) А вот обычным, тем то не в теме, им нужно. Не зря же корпорации тратят столько денег на рекламу? Аудиторию нужно привлекать, а сейчас такой информационный поток, что привлекать активно надо.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Для продвижения классической музыки нужны не только безумные деньги (потому что опера - это дорого и помимо самих оперников есть как минимум оркестр, работники сцены и много кто еще), но и господдержка. Плюс ко всему, определенному культурному уровню (пусть и не всегда, но чаще всего) соответствует уровень общей образованности не ниже какого-то минимума.

раскрыть ветку (23)
2
Автор поста оценил этот комментарий
И да, я чайник и непрофильный детский сад, но такие как я составляют, как минимум, половину любителей оперы. По-моему, это нормально, скорее всего, все эти великие и просто хорошие певцы поют для нас, а не для знатоков и критиков.

И да, помимо дорогостоящего продвижения оперы, хорош и данный простой способ. Слава Богу, для него не нужна господдержка. Ещё раз огромное спасибо автору поста и отстаньте уже, критики, вы ведь и так всё это знаете!

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Критики тоже нужны) пока они не пересекают границы вежливости, они помогают улучшать контент.

1
Автор поста оценил этот комментарий
В советское время многие оперники и оперницы исполняли и народные, и эстрадные песни. В наше время большинство известных мировых оперных исполнителей часто записывают не только альбомы с очередными перепевками всем известных арий, но и с произведениями современных композиторов (и не обязательно в классическом стиле), выступают в кроссовере как сами по себе, так и с рок и поп исполнителями.

Опера (как и классическая музыка в целом) может быть скучна, если человек привык слушать только "современную" музыку с непременным наличием ритм-секции. Поищи как-нибудь на ютубе "классика в современной обработке", там, в основном, добавляют ритм-секцию (ударные) и еще по мелочи, чтобы звучание было "привычным" для слушающих исключительно современную музыку.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Хорошо сказано. Добавлю только, что я всё же немного боюсь популяризации оперы. Уже сейчас есть настораживающие тенденции, когда певцу предлагают самому заплатить за выступление в, эмм, одном из лучших театров страны. Кроме того, есть один, эмм, клан, который оказывает непомерно большое влияние не только на отечественную оперу, но и в некотором роде на зарубежную. Не хотелось бы, чтобы опера превратилась в очередной шоу-бизнес. Сейчас всё-таки намного больше возможностей для недобросовестных людей, чем 50 лет назад.

раскрыть ветку (17)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Опера всегда была, эм, шоубизнесом. И свидетельств того, что треш тогда творился не лучше нашего до нас дошло немало). Про нынешнюю оперную внутреннюю кухню я не в курсе - знакомых оттуда нет, но не думаю что сильно ошибусь, если предположу что талантливым и подающим надежды молодым оперникам проще уехать за рубеж и учиться-пробиваться там.
раскрыть ветку (4)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Что же за эм клан?
раскрыть ветку (11)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Для продвижения классической музыки достаточно написать статью а лучьше серию статей на популярном интернет-ресурсе. Но видимо конкретно в вашем случае это означает и безумные деньги...
1
Автор поста оценил этот комментарий
Хворостовский ещё и выглядит очень впечатляюще! Круто, когда красивый мужчина поёт красивым голосом! Лейферкус, кстати, тоже был хорош собой. Не знаю, согласитесь ли Вы (похоже, Вы мужчина), но одно дело, когда Фигаро поёт толстый, неподвижный (не буду называть), и совсем другое - когда Хворостовский. 
раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Мне будет пофиг даже если "старая толстая тётка" споет Джульетту. Разумеется, если ее голос достаточно хорош и подходит к данной роли)) В конце-то концов, глаза всегда можно закрыть, а вот если заткнуть уши, то опера бессмысленна)

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий
Прикольно! Вы точно мужчина и, похоже, профессиональный музыкант или музыкальный критик. Для меня такие люди как с другой планеты - уважаю и восхищаюсь!! и всё-таки, все оперы поставлены для нас, чайников, иначе зачем там костюмы и декорации? Вам-то нужны просто голоса!  
раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я просто люблю классическую музыку с оперой и имею музыкальное образование (где мне усиленно пытались эту любовь отбить, да и было это уже как-то совсем давно), но кроме классики я еще много что люблю и слушаю. Профессиональная сфера деятельности с музыкой не связана, но иногда пересекается (правда, не с классической). Насчет профессиональной музыкантности все вопросы, как понимаю, к EvgAnat))


А насчет декораций и остального... это все, конечно, хорошо, но если с оркестром или исполнением всё плохо, то это ничем не поможет.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Не совсем так. Опера - жанр синкретический. В последнее время намного более важную роль стали играть режиссура, сценическая подготовка оперных артистов, внешние данные. Но раньше всё решали голоса и дирижёр.

Оперы поставлены для всех, не только для чайников. Но, согласитесь, покуда главная - музыкальная - часть этому абстрактному "чайнику" непонятна и неинтересна, с какой стати он вообще в оперу пойдёт?

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо, я с вами обоими согласна, вы умные, это очень круто. Никто не спорит, что в опере главное - музыка, как исполненная оркестром, так и голосом. И, конечно, опера для всех, но всё же я , как типичный чайник, хотела бы, чтобы певцы выглядели достойно. Хотя бы в тех партиях, где это предполагается по сюжету.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

А я с основным посылом и не спорил) я бы тоже очень хотел, чтобы выглядели достойно и соответственно роли.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Никто не утверждает, что он лучший.  Но как высококлассный профессионал для примера подходит.

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий
Есть примеры лучше и лучшие партии для демонстрации отличия одного баритона от другого.
раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Отлично, пожалуй, есть. Что дальше?

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
То, что иллюстрирование "эталонными" партиями (вкупе с объяснениями) дает куда более понятную картину.
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Эталонными для кого? Не нравится - делайте своё. Как не можете понять, что тут речь идёт об обычной демонстрации певческого голоса. И тема называется не "Самые лучшие арии в исполнении самых лучших, по мнению известного критика AShade, голосов". Насчёт объяснений согласен, уже писал выше.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Тогда уж и самые лучшие арии тоже по чьему-то частному мнению. По части музыки консенсус достичь намного сложнее, чем по части голосов))

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Так и имелось в виду) выразил некорректно.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Вот Вы их всех и назвали! Спасибо! Не долбайте автора этого поста, он молодец, такую тему начал!!!
раскрыть ветку (16)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Всех? Я могу вспомнить еще минимум 5-7 отличных советских баритонов и подозреваю что это далеко не все) Проблема этого поста в том, что не разбирающиеся, но хотя бы немного интересующиеся, не вынесут отсюда ничего толкового - примеры взяты далеко не эталонные, некоторые варианты исполнения не самые удачные, с инфой и объяснениями вообще печально.


Накидать "каких-нибудь баритонов" с первых страниц поиска ютуба (или найти какой-нибудь плейлист и просто взять всё оттуда) может любой.

По моим прикидкам, даже если делать не слишком большую и основательную статью, то времени на это все навно уйдет не час и не два - составить схему статьи, написать основные части, сверяясь с источниками (не только вики, но и биографии, воспоминания), дополнить "интересными фактами" и ссылками на тот же ютуб. Переписать статью пару раз, чтобы сделать ее максимально короткой и интересной, при этом оставив достаточно информации. Возможно, придется залить что-то на тот же ютуб, потому что есть там далеко не все нужное, а если материал - сырая оцифровка с пластинки, нужно еще поковыряться изотопом, на что тоже требуется время. Вот уже и один рабочий день. Как минимум.

раскрыть ветку (15)
4
Автор поста оценил этот комментарий
первых страниц поиска ютуба (или найти какой-нибудь плейлист и просто взять всё оттуда)
пони бегает по кругу, честное слово
хотя бы немного интересующиеся, не вынесут отсюда ничего толкового
в этом случае пост был бы заминусован и без сохранений


Все уже поняли, что Вы просто нереально крутой чел, знаете как надо и т.д.

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Хватит ругаться уже, ей-богу)

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Реально на пустом месте чувак решил потешить ЧСВ. И в игнор-лист вроде как бы глупо отправлять. Но надоел

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Не совсем на пустом, но тут уже дело твоё. Я свою позицию вполне понятно выразил) буду ждать теноров

Автор поста оценил этот комментарий
в этом случае пост был бы заминусован и без сохранений
Думаю, не только я "вижу классическую музыку - ставлю плюс". Насчет сохранений надо спрашивать у сохранявших.


Все уже поняли, что Вы просто нереально крутой чел, знаете как надо и т.д.

Если это все, что ты понял, то увы мне, потому что моей целью было совсем не это.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Вот поэтому никто ничего и не пишет об опере.

Баритонов огромное число, больше только сопран. Я вот Брина Терфеля раньше не слышал, интересный вариант Скарпиа.

Это материал ведь и не претендует на основательную статью. Пост о басах набрал больше 700 рейтинга. Мне было бы очень приятно иногда на Пикабу видеть оперу, пусть это будут не самые "эталонные" варианты.

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

От души спасибо за понимание.

Автор поста оценил этот комментарий
Теноров тоже как собак нерезанных. Терфель мне попадался на просторах ютуба, кажется, Фигаро у него был очень неплохим, вряд ли вспомню что-то еще.

Хорошо мне не попался пост про басов - там тоже было "не очень". Надеюсь, про теноров либо товарищ напишет получше, либо я не напорюсь на пост, хотя, в ближайшие неделю-полторы предвидится такое количество работы, что подписки бы просматривать найти время.

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Хорошо мне не попался пост про басов - там тоже было "не очень". Надеюсь, про теноров либо товарищ напишет получше, либо я не напорюсь на пост

Маразм крепчал. Какое тебе дело, пройди мимо, если что-то не нравится. Я пишу как умею, как знаю, и мне нравится, что есть заинтересованные, что кто-то вдруг откроет для себя оперу. Но с твоей формой подачи информации и своего мнения читать тебя совершенно не хочется. Всё, товарищ, теперь точно до свидания.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Тенор в природе встречается реже. Посмотри в любой театр - тенора оторвут и среднего качества, а баритонов всяких разных целый воз. Другое дело, что благодаря этой востребованности тенору легче прославиться. Да и партии у них основные, наиболее выигрышные. Поэтому известных теноров не намного меньше, чем баритонов.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Ну, насчет того кого, куда и с чем оторвут тебе, как я понимаю, виднее, спорить не буду. Просто имен теноров я из своей памяти могу выковырять куда большее.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, я последние лет десять в этом варюсь в том или ином качестве) собственно, я и объяснил то, почему имён теноров вспоминается много, хотя в целом баритонов куда больше.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Ну нет уж, позвольте мне отвечать за "не разбирающихся, но интересующихся", поскольку это как раз я, а никак не Вы. Мы, не разбирающиеся, вряд ли станем читать слишком профессиональную, с огромным количеством примеров  статью. У нас ведь тоже есть своя работа, в которой мы не чайники, а профессионалы, поэтому время ограничено. С другой стороны, мы, "не разбирающиеся, но интересующиеся", не совсем уж дебилы, чтобы решить, что в этом посте упомянуты ВСЕ певцы. А дебилы, которые среди нас точно есть, вряд ли вообще возьмутся читать этот пост, так что, в любом случае, не надо на них ориентироваться. Что касается эталонных или не самых удачных примеров, то для нас это дело вкуса. Даже если, с точки зрения профессионала, существует эталонное исполнение, нам, чайникам, это не очень важно. Для нас эталонными на все времена есть и будет то, как исполнят наши любимые певцы. А они у всех свои.
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Если рассказывать в чем разница между различными баритонами, то лучше брать наиболее соответствующие тому или иному баритону партии и исполнение (и рассказывать-таки)).


Бывают далеко не самые каноничные варианты исполнения и партии, которые трудно однозначно куда-то причислить. Меня, вот, радуют неканоничные, но при этом интересные и качественные варианты исполнения чего-либо, но если меня попросят привести пример "эталонного" исполнения арии Князя Игоря, я определенно не буду приводить в пример исполнение этой арии кем-то из лирических баритонов, хотя есть "лирические" варианты, которые мне нравятся.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Ура, Вы тоже употребили ненаучное и абсолютно субъективное "нравится"! Значит, можете понять и тех, для кого "нравится" - главное в музыке! Спасибо от имени чайников!
Автор поста оценил этот комментарий
И Магомаева тоже упоминали)
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Магомаев присутствует в посте.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку