Кратко о певческих голосах с примерами. Мужские. ч.2 Баритон

В этом посте я расскажу про низкий мужской певческий голос - баритон. Репертуар довольно обширный, очень много Вагнера и Верди. Во избежание дискуссий на тему того, сколько видов баритона и как они называются, скажу сразу - разделяю я их по диапазону. И постараюсь уделить внимание деталям. В общем, давайте не будем спорить - бордюр или поребрик.


Итак, специалисты с родины флюгергехаймера выделяют следующие типы:


1. Драматический бас-баритон, лирический бас-баритон, драматический баритон - это всё один и тот же диапазон, но есть нюансы по звучанию.


Gerge London - Credo

Bryn Terfel - Te Deum

Erwin Schrott - Se voul ballare

Хворостовский Д. - Ария князя Игоря.  (По поводу этого гражданина любят спорить. Диванные и не только эксперты утверждают, что нечего ему называться драматическим баритоном. Решайте сами)

Хворостовский Д. - Как молоды мы были

2. Далее у нас баритон (центральный, характерный). Ну, тут попроще.



Piero Cappuccilli - Il balen del suo sorriso

Titta Ruffo - Largo al factotum.

3. Лирический баритон.



Крутыш всех времён и народов - Dietrich Fischer-Dieskau.

Vedro mentrio sospiro.

Магомаев. Куда же без него?

Ну и напоследок неакадемический трек - Griechischer Wein. Исполнителя зовут Heino, не так давно услышал, мне понравился.

Всех известных баритонов не упомянешь, да и смысла нет. И так получилось много записей.

Следующий пост - про тенор.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Нуууууу, а где Николай Хэрля!

https://www.youtube.com/watch?v=lVTkVDNc7qY

Где Джино Беки!

https://www.youtube.com/watch?v=BsNkVduTKO8

Где же Тито Гобби?

https://www.youtube.com/watch?v=YfAyKv37Fd0

Где Германн Прей?

https://www.youtube.com/watch?v=rmTcmBn56Jk

Юрий Мазурок:

https://www.youtube.com/watch?v=RvmXUIu4hso

Юрий Гуляев:

https://www.youtube.com/watch?v=9Hz9k2kfluQ

Сергей Лейферкус:

https://www.youtube.com/watch?v=8tlL49DNKSQ



Столько замечательных голосов, а вы как будто наугад составляли. Эх!

раскрыть ветку (57)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Я же написал, что пост о типах баритона с примерами. А не список шедевральных голосов. Это потом будет.

раскрыть ветку (48)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Голоса индивидуальны. Очень многие не вписываются в принятую терминологию.

Например, голос-то у Магомаева был ближе к бас-баритону, а лирический репертуар он часто пел в транспорте. А на эстрадных вещах облегчал звук, делал тембр более светлым. Впрочем, это тот случай, когда в рамках конкретных произведений вполне можно воспринимать его как лирического баритона, несмотря на бас-баритоновые связки.

А Хворост поёт, конечно, драматическим баритоном, хотя тембр во многом искусственный, и насчёт связок уже не разберёшься.

раскрыть ветку (26)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Что значит искусственный тембр? Объясните, плиз, я простой любитель и наслаждатель пением.
раскрыть ветку (7)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Сначала подумал, что легко могу сформулировать, но потом, честно говоря, растерялся. Боюсь, что объяснение лёгким не выйдет. Наверное, для любителя и нет необходимости над этим задумываться, покуда уши себя комфортно чувствуют. В общем, надеюсь, не испорчу наслаждение своим текстом.


В общем, есть у человека его природные вокальные данные: длина и толщина связок, тип гортани, строение пазух носа, объём лёгких и всё в этом духе. Совокупность этих параметров делает голос певца индивидуальным. Но для того чтобы выводить звук наружу максимально эффективно, свободно и в полной мере пользуясь резонаторами, дыханием и гортанью, необходимо очень точно настроить работу мышц, регулирующих всё это, и привыкнуть делать это максимально естественным образом. Делать это нужно опять же, отталкиваясь от индивидуальных особенностей организма. И когда у певца возникают трудности с такой настройкой (а они могут быть вызваны разными причинами, от педагогических и психологических до климатических), то певец может начать искать некие приёмы, которые с одной стороны помогают преодолеть конкретные трудности, а с другой стороны порождают ряд новых. Что-то вроде "костылей" в программировании, если вы понимаете, о чём я. Чем больше таких приёмов и чем сильнее я их использую, тем дальше мой голос от тех природных данных, которыми я располагаю.

Помимо приёмов, помогающих преодолевать недостатки, есть ещё приёмы, которые призваны изменить звучание голоса в угоду желанию певца. Я могу осветлить свой голос, чтобы он лучше отвечал характеру персонажа, или сделать его темнее. Могу сделать атаку звука жёсткой, могу мягкой для разных оттенков выразительности. Могу добавить горловых вибраций, а могу полностью убрать вибрато и петь белым, инструментальным звуком. Но если я делаю всё это косметически, ненадолго, в конкретных местах, то это просто помогает выразительности. А если я начну нарабатывать привычку петь чересчур жёстко или чересчур тёмным звуком (чересчур именно по сравнению со своими природными возможностями), то окажется, что мой тембр уже совсем не такой, какой на самом деле, а деланный. При этом неискушённые зрители просто будут слушать мой тембр, не задумываясь, сколько там "костылей" и художественного облагораживания.


Конкретно Хворост старается делать свой тембр максимально тёмным. Он опускает гортань и оказывает колоссальное давление дыханием на связки. Это огромное напряжение для него, поскольку он выходит за рамки природных возможностей своего голоса. И когда он берёт дыхание между фразами, часто можно услышать предсмертный хрип белуги. Кроме того, в его высокой форманте (наверное, это можно назвать верхней частью частотного спектра) слышен белый звук, практически лишённый вибраций. Это часто идёт на пользу, позволяет ему играть красками, меняя тёмный звук с вибрато в громких местах (на форте) на белый звук, создающий ощущение льющегося масла, в тихих местах (на пиано). Но эта сторона его тембра также создана намеренно, это искусственная краска. Тут профессионалы могут меня поправить, сказав, что это приём бельканто, но это уже тема для отдельной дискуссии.
И можно было бы ещё добавить про перекрытые не-крайние верха, но, наверное, хватит.


В общем, это два самых ярко выделяющихся приёма, которые Дмитрий Хворостовский использует постоянно, и они создают ощущение искусственности тембра. Я вот, например, не могу понять, есть ли в его голосе обертоны, потому что он может как сознательно их купировать, садясь на грудь, так и не иметь от природы.


Замечу, что я не хейтер Хворостовского. Он обладает потрясающей музыкальностью, камерные произведения исполняет бесподобно. Просто голос баритон для меня понятней других, а я приверженец других вокальных идеалов.

раскрыть ветку (6)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Мне вот что всегда интересно было. Для меня все эти фразы типа белый, черный, вибрато, инструментальный и прочая прочая звучат как заклинание. То есть я фразу понимаю но что за ней стоит, что это за черный голос я хз. А вот как это постигается? Включается отрывок из арии и говорят что вот это черный а вот это белый?
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Это вокальные, а скорее даже и музыкальные термины. В процессе обучения музыке всё это как-то само постигается. Слух развивается, и язык этот понемногу учится.
1
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо большое, думаю, я поняла. Я работаю голосом, правда, говорю, а не пою, но, в принципе, на интуитивном уровне, я чувствую, что я не напрягаю связки и говорю громче и ниже применяя определённые приёмы (но меня этому никто не учил, поэтому эти приёмы у меня не автоматизированы).

И, Вы правы, для меня это просто новая информация, мне интересно, но это не помешает мне, неспециалисту, наслаждаться пением моих любимых исполнителей.

А вот что Вы скажете про пародистов? Все ли из них поют бездарно, для Вашего искушённого слуха? Или существуют приёмы, позволяющие, при желании и минимальных способностях, петь прилично любым голосом?

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
А вот что Вы скажете про пародистов? Все ли из них поют бездарно, для Вашего искушённого слуха?

Я вот даже не понял, о ком речь.

Или существуют приёмы, позволяющие, при желании и минимальных способностях, петь прилично любым голосом?

Приёмов множество. Но лучше всего заниматься с педагогом, голос можно вытащить и из табуретки при наличии мотивации.

Автор поста оценил этот комментарий

А стиль бельканто до сих пор в ходу? Я думал он остался в 19 В.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Это один из приемов бельканто, а не весь стиль. Колоратурой Хворостовский, например, не пользуется. Кроме того, бельканто будет в ходу как минимум до тех пор, пока будут исполняться оперы Беллини и Доницетти. Опер в стиле бельканто с 19в больше не писали, это да. Но исполнять-то их надо) послушай Хуана Диего Флореса как самого яркого представителя.
1
Автор поста оценил этот комментарий
Хворостовский, конечно, молодец, но ставить именно его как пример...
раскрыть ветку (17)
3
Автор поста оценил этот комментарий

А почему бы и нет? Профик пройдёт мимо этого поста, кому интересно станет, тот дальше сам для себя найдёт лучшего. А в качестве демонстрации драматического баритона, Хворостовский вполне подходит.

раскрыть ветку (7)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Не берите в голову, все эти критики просто завидуют, что не сообразили запостить эту тему до Вас!!! А для таких "не профи", как я, Вы - супер!!! спасибо огромное!!!
1
Автор поста оценил этот комментарий
Все упомянутые исполнители вполне достойные, но лично для меня этот пост выглядит как "взяли с первых страниц ютуба первые попавшиеся видео с баритонами".


Зарубежных оперников я знаю похуже и поменьше наших потому что импортных совсем дофига, но не настолько, чтобы не привести список хотя бы имен в 10-15, которые будут... как минимум не менее достойными примерами))


И, да, пост неполный из-за наличия примеров, но отсутствия разъяснений по отличиям партий и звучания. Плюс ко всему, большей частью взяты далеко не "эталонные" примеры партий разных баритонов.

Что-то мне подсказывает, что после поста про тенор тебя порвут в фарш, потому что писать о том, в чем не понимаешь... советую все-таки для начала немного лучше разобраться в данном вопросе.

раскрыть ветку (5)
4
Автор поста оценил этот комментарий
порвут в фарш
поржал, спасибо
писать о том, в чем не понимаешь
ок, дискутировать не буду, не стоит оно того
И, да, пост неполный из-за наличия примеров, но отсутствия разъяснений по отличиям партий и звучания
Согласен, пожалуй, стоило побольше написать. С тенорами напишу.
лично для меня этот пост выглядит как "взяли с первых страниц ютуба первые попавшиеся видео с баритонами

ключевое слово "лично"

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Пишите как знаете, у Вас отлично получается!!!
1
Автор поста оценил этот комментарий
А Вы сделайте свои публикации, ей-Богу, с удовольствием почитаю/послушаю!!
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
У меня большое количество работы и очень мало свободного времени, когда я могу просто повтыкать во что-то не напрягая мозг, а основательные статьи требуют серьезных временных и интеллектуальных затрат. К тому же, если заняться написанием статей по всем темам в которых разбираюсь, то времени не останется ни на работу, ни на отдых)
раскрыть ветку (1)
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Ну так и работайте спокойно, что вы драгоценное время на критику тратите.
Автор поста оценил этот комментарий
Ну да, в очерках о типах голосов лучше все же разбирать самые показательные примеры.
раскрыть ветку (8)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Товарищи! Вы так говорите, как будто я показал Баскова в качестве тенора. Хорошо хоть, к Дискау претензий нет.

раскрыть ветку (6)
2
Автор поста оценил этот комментарий
У меня ни к кому претензий нет) ни к тебе, ни к исполнителям. Это твоя серия постов, и я, чьорт побери, очень рад это здесь видеть!
Но можно мы-таки немного побрюзжим друг с другом?)

Хотя нет, претензии у меня к певцам бывают, но это ровным счетом ни на что не влияет.
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо)

1
Автор поста оценил этот комментарий
Есть!)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Ну Басков подавал неплохие надежды в молодости, разве нет?) жаль не захотел развиваться.
Автор поста оценил этот комментарий
У тебя еще все впереди)))


Чесслово, подписываться не буду, глядишь и пронесет - не увижу в Свежем, которое просматриваю весьма нерегулярно))

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

А кто-то просил подписываться?

Автор поста оценил этот комментарий
Да, примеры и исполнители как рандомно надерганы с первых страниц ютуба с потолка взяты, я об этом где-то ниже пишу.
Автор поста оценил этот комментарий

Автор, я нубас в музыке, скажи пожалуйста у солиста группы Омела какой тип голоса?

https://www.youtube.com/watch?v=OH3REHYi-0c

Автор поста оценил этот комментарий
Будешь про сопрано писать, только попробуй про Джоан Сазерленд не рассказать! Проверю!)
раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Ок)

Автор поста оценил этот комментарий
Да его на атомы порвут, если он про теноров будет писать таким же макаром...
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я к тому, что есть более шедевральные примеры обозначенных типов голосов.

раскрыть ветку (16)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Тут каждому своё. Вы ещё скажите, что можно выделить из трёх великих теноров (ПДК) кого-то более великого.

раскрыть ветку (15)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я скажу. Только не через термин "великий". Паваротти наиболее яркий, Каррерас наименее. Доминго люблю, но у него есть определённые вокальные проблемы, которых Паваротти лишён. Другое дело, что вкус в этих вопросах решает многое, так что навязывать никому ничего не берусь.

Автор поста оценил этот комментарий

А в чем критерий величия? Я считаю, что в мире есть много тех, кто поет не хуже, а может и лучше! Их надо искать, они не на виду, но есть. И таки да, из троицы Паваротти на пару голов выше остальных, и не только ростом)))

раскрыть ветку (13)
1
Автор поста оценил этот комментарий
более шедевральные примеры

Вот Вы и расскажите)

По мне так, они просто идеальны и равнозначны.

раскрыть ветку (12)
Автор поста оценил этот комментарий
Если мы называем что-то идеальным, значит нам просто не понятна природа этого "идеала". Когда мы можем постигнуть, познать природу и закономерности этого идеала, идеал разрушается. На его месте остается все такое же удивительное явление, но явление, которое ты познал, и представляешь, как можно его породить, как оно работает, а может даже и как оно работало бы лучше. Они не вокальные боги, они люди.

Ярких и интересных баритонов я прислал. Кого хотите еще?)

раскрыть ветку (11)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Хорошо, мы так до философии докатимся. Давайте Вы так же к следующим постам в комментарии добавите Ваш топ-список?

раскрыть ветку (10)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Это даже не обсуждается, само собой! Если не забаните как нарушителя спокойствия)))

Автор поста оценил этот комментарий
Окей, в чем идеальность и равнозначность на ваш взгляд?
раскрыть ветку (8)
1
Автор поста оценил этот комментарий

С точки зрения мастерства, к ним нет вопросов, если Вы не оппозиционер и не разрушитель стереотипов) Это больше вопрос восприятия. В детстве я услышал Штоколова. Мне понравилось. Потом я услышал Шаляпина и понял, что Штоколов-то крут, но Шаляпин - это другая ступень. А с этой троицей я даже не могу кого-то одного хоть чуть-чуть выделить, они уникальны. Как Bentley и Rolls-Royce)

раскрыть ветку (7)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Но все таки, что такое мастерство? В чем заключается?
раскрыть ветку (6)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Главное, чтобы среди басов был Шаляпин, среди баритонов был Титта Руффо, а среди теноров - Карузо. Остальных действительно всех не упомнишь) тогда уж новую серию постов о каждом с разбором особенностей голоса, манеры исполнения, характерных партий, творческого пути.

раскрыть ветку (7)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Полностью согласен. Но, Шаляпина только упомянул в прошлом посте, так как с записями туго, качество кошмарное. С Карузо посмотрим, что найду.

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Насчёт Карузо. Советую ариозо Канио, на худой конец романс Надира или романс Неморино. Смотря, в каком качестве ты хочешь представить Эррико - лирическом или драматическом))

Думаю, не стоит обращать внимания на качество записей. Титта Руффо тоже не новенький) а из Шаляпина нужно брать, наверное, либо Мефистофеля, либо Алеко, либо что-то русское народное.

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Титта в посте вроде бы приемлемого качества. Ну, по крайней мере мне так показалось. А Шаляпина, наверное потом в обобщающем посте добавлю. Очи чёрные и Мефистофеля. Насчёт Карузо принял к сведению, спасибо.

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
И в чем логика? Как бы ни был велик Карузо, на записях 1900-х этого величия не услышать к сожалению. Лучше уж хорошую запись Паваротти.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Ну, если слушать много старых записей, то потихоньку начинаешь разбираться, куда уши направлять надо.
Автор поста оценил этот комментарий
А можно ваше мнение услышать, почему это для вас главное, и почему без них никуда?
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Первый вариант моего ответа случайно стёрся, что несколько подорвало мою мотивацию отвечать ещё раз) поэтому распишу поскромнее.


Каждый из этой троицы очень сильно повлиял на дальнейшее развитие вокального искусства. Тот же Джино Беки, которого вы предложили, во многом подражал Титта Руффо. О влиянии на оперу Энрико Карузо или Шаляпина тоже, думаю, говорить не следует. Это были именно "исторические" голоса, первые аксакалы жанра, голос которых был записан. Не было на тот момент такого баса, баритона и тенора (хотя Карузо по молодости напоминал Таманьо).

Ну и, конечно, пение у каждого было и остаётся уникальным. Первый настоящий оперный актёр, магнетический бас, перевернувший представление об этом типе голоса. Стенобитный баритон с верхним "до", ровный на всём диапазоне и впервые продемонстрировавший эффективность "львиного зева". Неповторимый "басовый" лирико-драматический тенор, гениально преобразовывавший дыхание в звучность.


Можно, конечно, вспомнить и других замечательных певцов и певиц. Но на каждого дель Монако был свой Корелли, а на каждую Каллас были Сазерленд, Тебальди и Кабалье (да, сопран всегда больше). Про конкуренцию советских певцов в Большом и Мариинском театрах писать тоже смысла нет. А с этой троицей всё совпало. Они и первыми стали тиражироваться на пластинках, и не имели серьёзных конкурентов, и певцами были феноменальными. В общем, для меня это как описывать жанр фэнтези без упоминания Дж.Р.Р.Толкиена.

Иллюстрация к комментарию
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку