Коротко о том, как я в Польшу поехал… Часть 1
Привет, пикабутяне. Я планирую написать пару постов касательно этого события а так же некоторых нюансов жизни и работы, тем более, что на меня внезапно подписалось более 10 человек за один только вечер)
Скажу сразу -- поехал я с целью скорее увидеть что-то новое, узнать, какая жизнь в другой стране (а может, и не только в Польше, но и где-то еще), возможно, подготовить почву для учебы -- специалист специалистом, а европейский диплом магистра это плюс. Заработки стоят явно не на первом месте, хотя я поделюсь парой секретиков, как заработать и сэкономить без ущерба для себя.
Итак, началось все с того, что больше полугода назад сюда уехал друг семьи с женой. Устроились, обжились да и начали периодически зазывать в гости ну или вообще поработать даже. А поскольку родной завод требовал все больше, а давал все меньше, я решил послать все нафиг, в течении пары месяцев подготовил документы и собрал сумки.. Ну а потом 28 часов в уютном бусике и вот я во Вроцлаве.
Кстати, первый секрет -- если ехать частником на маленьком бусике, в котором 5-9 пассажиров, граница проходится намного быстрее и есть некислый шанс провезти контрабанду. Я, впрочем, этим не занимался, но досмотр был скорее формальный, нежели детальный -- в отличии от осмотра пассажиров рейсовых автобусв мы даже с места не вставали и из бусика не выходили, да и сумки осматривал один пограничник с псом, открыть попросили всего 3-4 из более 30, что были в грузовом отсеке (там ехали ещё всякие передачки)
Проходим границу. Очередь чума, даже на встречке, как видите. Фуры, бывает, сутками стоят. Легковые проходили за 4-6 часов, автобусы - 8-10. На втором кадре видно кусочек нашего бусика.
Если кому будет интересно, я поделюсь контактами перевозчика)
Во Вроцлаве меня встретили (была легкая паника, языка толком не знаю, разве что английский (кстати, почти бесполезно на самом деле, ибо процентов 80 поляков скорее знает немецкий, чем английский, исключение разве что молодежь, и то не вся)), привезли в уютный городок Любин и высадили прямо под квартирой друзей, что было весьма кстати.
Это Вроцлав. Позже добавлю ещё фото)
А ниже - уже Любин.
А потом два дня на акклиматизацию, и здравствуй, первая работа. Хотя у меня было официальное приглашение и трудовая виза, в офисе меня ждали лишь в четверг, и я решил не терять день и поработать немного за наличку. Помог мне в этом друг, договорившийся за рабочее место на тартаке, т.е. лесопилке, где он сам периодически подрабатывал.
Значит, ситуация -- едем мы рано утром в непонятные дебри, вокруг лес, заросли.. и при этом идеальный асфальт и разметка! После родного бездорожья даже в городской черте это было очень непривычно..
Приезжаем. Село. 15 домиков, все друг другу родня или хорошие друзья, короче -- колхоз на европейский манер. Видок обшарпанненький, характерные особенности в виде черепичных крыш и всякое такое, но все облагорожено и чисто.
Господи, куда я попал.. Щас в этих дебрях разберут на органы и все, пиши пропало… Внушительный автопарк сельхозмашин перед раздолбанным курятником и полусгнившими кроличьими вольерами только подтверждал эти мысли. Ибо практически новые John Deer и Volvo с таким бардаком плохо сочетались. Такое разнообразие техники вообще у нас редко встречается даже в относительно крупных МТЗ, там что -- штук 3-5 Беларусов с обвесом из семидесятых годов, а нередко даже и самопалом из мусора и остатков разной техники, 1-2 Нивы да может какой погрузчик там, вроде убитой вхлам внешне и внутренне Хонды годов эдак восьмидесятых. А тут все блестит как в музее, хотя местами потрепано немного.
Тут из дома рядом выходят трое мужичков.. Внешне -- где-то промежуточная стадия между хипстером и алкашом. Т.е. одеты как хипстеры, выглядят как алкаши.. И лезут во всю эту технику, заводят и разъезжаются по рабочим местам.
В общем, пока у меня был культурный шок, я как-то мимолетно познакомился с хозяином лесопилки и мне была выдана пара перчаток со строгой рекомендацией снимать только в сортире и за столом, а так же совет не лезть выступающими частями туловища во всякие подвижные механизмы. Понимание польского, кстати, для меня проблем не составило как поначалу, так и в дальнейшем. Тяжелее всего привыкнуть к обилию свистяще-шипящих звуков. Ночной кошмар приезжего -- шепелявый и картавый поляк.
Работа примитив -- стоишь ловишь доски с пилорамы, мусор в одну кучку, доски в другую. Дерево тяжелое, сырое, с непривычки потянул запястье и потом еще неделю скрипел сухожилиями. Оплата -- 12 злотых в руки за каждый отработанный час. Поляки работают 8 часов, нам давали еще 2 часа сверх того, во время которых мы подбивали хвосты, делали заготовки и мусор вывозили. Ну как мусор -- опилки, стружка, кора и немного земли.
Кстати, несмотря на общий унылый внешний вид техники на лесопилке было куча всякой. Вилочник Вольво мощный с сочлененной рамой, поднимает за раз тонны 3-4. Хозяйская гордость -- лесовоз с манипулятором Мерседес Актрос среднего сегмента + прицеп к нему, и еще тягач Ман с полуприцепом-лесовозом. Еще была пара тракторов с прицепами и грузовички-форды формата нашей газели -- только самосвалы.
Станки тоже хоть и видавшие виды, но вполне современные и автоматизированные. Видеонаблюдение, все дела.. Короче, наш завод с миллионными оборотами и 3 тысячами сотрудников до сих пор юзал оборудование тыщадевятсотлохматого года выпуска, а тут обычная лесопилочка в селе, нет, практически на хуторе -- и барахла на пару сот тыщ у.е. суммарно.
Вот тебе и первая разница. Хозяин, кстати, хлопец честный и адекватный, обманывать не стремился, работой не перегружал, но и отлынивать не давал особо. Всего я там бывал раз 5, в целом это неплохая подработка для физически крепких парней, которым нужны живые деньги. 100-130 злотых в день на руки достаточно неплохой по местым меркам заработок.
А в пятницу я поехал в офис агенства, где подписал договор, заполнил анкету с пугающими пунктами вроде “Контакты доверенного лица, которое следует оповестить в случае несчастного случая или гибели исполнителя работы”, получил от отзывчивой девушки-координатора рекомендацит по выбору оператора, банка и контакты будущего начальника я отбыл домой.
Понедельник, первый день официальной работы. Было стрёмно. Языка по сути не знаю (не пинайте меня, все было спонтанно!), Как отнесутся тоже не знаю..
Работа, кстати, на обувном складе, грузчиком. Не абы что, конечно, но и не полный фуфел, хотя есть и намного лучше вакансии, но это уже забегая вперёд.
Встретился с начальником (керовник), краткое собеседование и инструктаж в духе под погрузчики не прыгать, по лестницам не бегать, коробки с товаром не воровать, не вскрывать и сильно ногами не пинать (несильно можно). Потом выдача спецодежды - точнее, спецобуви, ибо на временных работников, т.е. оформленных через агенство, шмотки не тратили, к сожалению, наши соотечественники часто увозят их с собой. Ну да ладно, бог с ним, выдали страшного вида тапки с металлическим каркасом защиты носка, жилетку светоотражающую и передали меня из рук в руки бригадиру (бригадист) с непривычным именем Камил. Парень лет на 5 старше меня, улыбчивый и нихрена не понимающий по русски или украински, зато говорящий медленно и внятно (среди поляков не то чтобы редкость, но встречается не так уж часто. Они вообще как французы порой, кучу букв смешивают в один-два совершенно непередаваемых звука).
С горем пополам, с помощью тех 20 слов, что я выучил за неполную неделю здесь, я объяснил, кто я и откуда, ну а он немного рассказал о себе. Так за разговором и до склада дошли, а там знакомство с вторым бригадиром - Лукашем, ну и с остальной бандой.
На момент моего вливания в коллектив там было 8 поляков и 3 украинца. Поляки в основном в возрасте от 19 до 23 лет, хотя был один “старичок” слегка за тридцать. Украинцы - практически мой ровесник, Вова-зи-Львова, суровый дядя Витя ( мужик шустрый и впахивающий как робот, несмотря на возраст в районе полтинника), и ещё один молодой парень, Юра. Как самого польско и украинско говорящего, Вову назначили моим куратором на ближайшую неделю и озадачили ввести в курс дела.
Немного о работе. В принципе, все просто. Огромный, размером с пару спорткомплексов среднего Зажопинска нашей страны, склад с обувью. Обуви там было много от слова дох.. ну в общем, очень, ОЧЕНЬ МНОГО. Часть здания занимала пшепаковня - т.е. переупаковочный цех, где, кстати, работали в основном девчонки и было много украинок. Пшепаковня занималась тем, что исправляла наши косяки, т.е. мятые, битые, порванные упаковки менялись на нормальные, то же самое делалось с нераспроданными остатками из магазинов, и там же выставочные ботинки приводились в порядок - меняли стельки, этикетки-бирки, ботинки чистили, выполняли мелкий ремонт (замена шнурков потрёпанных там, декора).
Но гораздо большую часть, примерно ⅔, занимал отгрузочно-погрузочный док, сортировочная машина и, собственно, сам склад. Там-то мне и предстояло работать.
Вид на часть склада с высоты птичьего полета третьего уровня паллет. В каждой коробке от 6 до 12 пар обуви.
Значит, смысл работы простой. Бригада сборщиков собирает заказы на складн, исходя из потребностей магазинов. Наша бригада с помощью огромной сортировальной машины проводит итоговую комплектацию и либо погрузку коробок с обувью непосредственно в грузовики, либо сбор коробок на паллеты и отправку в “буфер” - зону, где собранные заказы могут стоять от пары часов до пары суток в ожидании транспорта.
В среднем за 8 часовой рабочий день бригада из 10-12 человек может обработать около 10 тысяч коробок. Вес одной коробки очень разный - от 2 до 23кг, в зависимости от того, что внутри - детские тапочки или мужские барсетки, или же полноразмерные дамские зимние сапоги до колена. Средний вес упаковки - около 12 кг. Таким нехитрым образом можно подсчитать, что за смену только мы отгружали порядка 100 тонн обуви и всякого барахла помельче, а это лишь один из цехов, скажем так)
Многое автоматизировано. В фуры выдвигались транспортные ленты, по которым коробки доезжали практически до самого конца, лишь первые метр-два загрузки приходилось нелегко, ибо лента не дотягивалась.
Подача коробок на ленту тоже полуавтоматизирована - собранную паллету с заказом погрузчики ставят на “цепи” - что-то вроде транспортной ленты, только с цепью обычной вместо резиновой ленты - паллета приезжает на “джуцалку” (от слова “джуцать” - бросать), а там два бравых хлопца её быстро разгружают на транспортер и коробки едут на сканер и автомат со стикерами, ну и дальше либо в фуры, либо в буфер.
Но физически работа все же достаточно тяжелая. Вымораживала очень неудобная обувь и разнокалиберность коробок - некоторые имеют такой размер, что брать физически неудобно. Первые три недели весь живот, бедра и руки от запястья до самого плеча у меня были сплошь в синяках.
В таком темпе работали 4 часа, потом 20 минут обеда и дальше ещё 3.40 до конца смены, с 6 до 14.00 через твои руки так или иначе проходило около 1000 коробок с обувью. Под сезонные смены ассортимента приходилось туго. В середине сентября как раз пошла выдача на осеннюю коллекцию, и планы на день ставились тысяч по 20-25. Понятное дело, столько не отгружали - заказы тупо собрать не успевали, но за смену приходилось делать как минимум по 12-14 тысяч, что весьма непросто.
Можно было брать переработки. После двух часов шел к бригадиру сборщиков, спрашивал, нужны ли лишние руки. Руки лишнимм никогда не были, так что получал от него стопку листов заказа, роклу, каску и словесный стимулирующий пендель, я шел на склад собирать заказы. 16 рядов с обувью, по 60 позиций на каждом, каждая позиция - это 12 паллет с картонами. По штрихкоду ищешь нужное в соответствующей локации и количестве, грузишь на паллету и везёшь к джуцалке, где собранное сверяют и отправляют на сортировку.
Глупой работы не делали. Если на паллете 28 коробок, а тебе надо 26 - скидывали две, звали погрузчик, и он увозил готовую паллету на сверку. Не мог достать - звал погрузчик и он либо стягивал тебе паллету, либо поднимал тебя наверх на вилках и ты брал коробок, сколько нужно.
Сами тоже лазили. Мои фото сделаны на этом складе, их, увы, немного, но немного оценить масштаб они позволяют. Незабываемые ощущения, если честно. Очень пригодились альпинистские навыки, взбирался там, где другие только руками разводили.
Эта работа существенно легче - порой можно было даже зашхерится в коробках и минут 15 посвятить листанию Пикабу и разминке ног) Хотя бывало так, что и по хардкору фигачили, не приседая, за 4 часа один экипаж из двух человек собирал до 500 картонов! Но это скорее редкость, чем правило - за 1,5 месяца было буквально три или четыре раза такое, хотя на подработки оставались практически каждый день.
За 1.5 месяца я не слышал, чтобы кто-то получил серьезную травму. Не серьезного - синяки, отбитые пятки, порезы от картона (да-да, новые коробки даже перчатки могут прорезать!), всякие там тендовагиниты - это да, этого было достаточно. Сам тоже пострадал - отбитые пальцы, когда неудачно паллеты сложил, растянутые мышцы на левой кисти, несколько неглубоких порезов на запястьях, и, конечно, охренные мозоли на ногах.
Теперь о зарплате. Базовая ставка была 12 злотых в час нетто, т.е.на руки. К этому шла небольшая надбавка за переработки (около 1 злотого в будни и 6 злотых в час по субботам, но субботы были редкостью в принципе и сугубо по желанию), премиальные.. В общем, за первый полный месяц и 213 отработанных часов я получил 2750 злотых. Много это или мало, я судить не буду - мне хватило. Около 500 было потрачено на еду и бытовые расходы (я не задавался целью экономии, но и не шиковал особо хотя в меню мясо было каждый день и помногу), ещё 500 на жилье. Остальное - все мое).
Но работать дальше не мог по объективным причинам (личным), поэтому в итоге сменил работу.
Обед и редкие минуты затишья. На последнем фото, слегка шакалистом, тем не менее видно оленей - они жили недалеко от склада. И это менее чем в километре от жилья, в промзоне, где помимо нас бвло ещё два крупных предприятия!
Теперь немного о секретах обуви.
Фирма CCC клепает и импортирует обувь и сумки кучи брендов. Свои бренды - Lasocki, Jenny Fairy, Magic Lady, Sprandi, Action boy и ещё примерно десяток локальных, чисто польских марок. Импортируют и гонят на Европу и частично СНГ всякие там тайваньские найки, пумы и адидасы.
Субъективно все это примерно один и тот же шлак, мне из их ассортимента ничего не нравилось, чисто стилистически. Нет, по качеству обувь неплохая, имеется гарантия, опять же. Но дизайн застрял давным давно, да и выбор фасонов небогат.
Итак, секрет 1.
Распродажи. Поверьте, распродажи со скидкой до 70% реальны. Своими глазами не раз видел этикетки, когда ботинки за 120 злотых шли за 50-60. В основном это старые коллекции, сезонные скидки и все такое. Почему так дёшево? Потому что то, что не распродали - ехало обратно к нам на пшепаковню, а это очень большие затраты. С пшепаковни, кстати, вся эта обувь выходила уже с нормальными ценниками и снова ехала в магазины.
Секрет 2.
Качество. В целом все неплохо, но настоящих двойных швов (клей+строчка) я не видел даже в самых-самых дорогих ботинках. Почти всегда только клей, а строчка лишь декор. Исключение - элементы декора, они могут быть только на строчке.
Секрет 3.
Разнообразие и цены. И Lasocki за 300 злотых, и magic lady за 60 клепаются одними и теми же людьми на одном и том же оборудовании. Поэтому покупка более дорогой обуви никак не страхует вас от брака или просто низкого качества. То же самое касается конструкции основы - на схожие модели разных брендов нередко шла одна колодка, поэтому если вам афигительно удобно в Lasocki Harvard, но денег не хватает, поищите похожие модели среди бета-брендов. При должном уходе прослужат они вам не меньше, и, вполне возможно что будут так же удобны, при этом имея цену в два раза ниже.
Секрет 4.
Гигиена. При примерке обязательно пользуйтесь специальными бахилками. А после покупки даже новую обувь из коробки неплохо было бы продезинфицировать, благо, средств для этого куча. Потому что вы даже представить не можете, через что проходят конкретно взятые ботинки, пока не попадут к вам. Поверьте, лучше перестраховаться.
Секрет 5.
Средства для ухода. Фирменные кремы и прочая шушера принципиально ничем не отличается от аналогов, кроме этикетки и ценника на 15-30% выше. Ориентируйтесь скорее на состав, нежели на название крема для обуви или водоотталкивающего спрея - это поможет немного сэкономить.
Что-то у меня длинновато получилось, наверное. Поэтому на сегодня, пожалуй, все, в следующей части постараюсь больше рассказать о самих поляках, традициях и особенностях, ну и немного о моем эпическом переезде из одного города в другой) И, конечно, если есть вопросы - жду в комментах, буду отвечать там же или в следующем посте.
P.s. Приношу свои извинения за возможные ошибки и убогую редакцию поста, ибо сейчас все пишу с телефона, т.к. мой ноутбук пал смертью храбрых в неравном бою с разлитым чаем.
Пикабушники в Польше
544 поста2.5K подписчик
Правила сообщества
- главное: уважай себя и членов сообщества, соблюдай правила Пикабу
- поддерживай мир во всем мире - мы искренне надеемся, что раз уж пикабушники живут по всему миру, здесь мы сможем избежать политики (за нарушение - предупреждение, при непонимании - бан)
- чувствуй себя как дома :)