Компетенции. Что еще оценивают на собеседовании.

Продолжаем разбор разных типов собеседований. Начало было тут http://pikabu.ru/story/vidyi_sobesedovaniy_3957591

Итак, знания и опыт примерно понятно как оценить, но как быть с профессиями, где это сделать сложно или недостаточно? Тут на помощь приходит оценка компетенций. (К слову, их оценивают почти всегда - например, замечание " все бы хорошо, но глаза не горят" это про них)

Прежде, чем приступать к разбору оставшихся типов интервью, кажется надо прежде всего определится с терминологией. В этом посте я попытаюсь собрать воедино все что знаю про компетенции - что это такое, как их развиваться и как можно показать. Это будет полезно, если вы хотите говорить на одном языке с собеседующим и понимать чего и зачем от вас хотят (ну а если немного попрактиковаться, то и удачно проходить такие интервью).

По наукоемкому компетенция - это паттерн поведения. Если попроще, то это алгоритм поведения. Ну а если еще сильнее упростить, то это привычка - как человек привык поступать в той или иной ситуации. Попробую объяснить на примере. Допустим, ваш коллега из соседнего угла жалуется, что из окна дует. Как вы поступите? Если вы пойдете и отрегулируете его (окно, а не соседа), то поздравляю, у вас все отлично с инициативностью/проактивностью. .

Строго говоря компетенций может быть бесчисленное множество. Например в одной международной компании, которая делает отличный шоколад, есть модель из около 80 компетенций (сразу оговорюсь, что на одну должность может быть важными не более 6, а чаще и вообще 3 компетенции, а остальное - желательно).

Самые основные виды, например, такие: гибкость, проактивность, управление конфликтами, обучаемость, умение анализировать, умение устанавливать контакт, убеждение, планирование и организованность, самостоятельность и т.д.

Все это разные компетенции, которые иногда взаимоисключаемые. Например, у хороших аналитиков, обычно плохо с проактивностью/принятием решений (закапываются в детали и теряют суть) в обратную сторону - слишком инициативным трудно сосредоточиться на деталях.

На каждую вакансию есть свой набор компетенций, который зависит от выполняемых обязанностей и от компании. Для продавца, например, важны: умение устанавливать контакт, умение убеждать и проактивность. Для программиста - умение анализировать и структурировать, навык планирования и самостоятельность.

Во время собеседования компетенции раскрываются на реальных примерах из жизни, поэтому перед тем как идти на собеседование, подумайте какие компетенции для вашей профессии важны. Во время собеседования упомяните как вы что-то сделали, где эта компетенция проявилась хорошо. В идеале это должен быть конкретный случай, но подойдет и общий - "обычно, я стараюсь самостоятельно разобраться в проблеме (сигнал, что у вас развита самостоятельность)"


Компетенции можно и нужно развивать. Что-то развивается дольше, что-то быстрее. В работе плавно всегда развиваются какие-тоткомпетенции, но если вы хотите повышения, то есть и экспресс-методы. Приведу пример на себе :) Я точно знал, что у меня все неважно с умением планировать и структурировать. Я взял за правило в пятницу расписывать задачи на неделю и каждый день с утра более мелкие задачи, который надо сделать. Когда понял, что этого мало - стал в календаре расписывать время, которое буду тратить на выполнение конкретной задачи. Где-то через полгода стало лучше (по крайней мере при оценке получил гораздо больший балл). Поэтому если вам говорят, что у вас плохо, например, с проактивностью, то возьмите в привычку проявлять активность - кто на ликероводочный - я! Придется переступать через себя на начальном этапе, но тут уж зависит от мотивации и желания совершенствоваться.

Спасибо всем, кто дочитал до конца! В следующей части я расскажи про то, как оценивают компетенции и чего стоит ожидать на подобном собеседовании.