Когда солярка превращается в кисель

Друзья, а вы в курсе, когда солярка превращается в кисель? А вот дальнобойщики на Ямале знают.

Сегодня расскажем про будни водителей Салехардского рыбоконсервного завода, которые в 90-е возили мясо и рыбу в столицу округа. Суровый северный быт, поломки в пути и непередаваемая атмосфера арктических широт.

Интересно? Тогда поехали!

Когда солярка превращается в кисель Дальнобойщики, Фура, Грузовик, Салехард, Ямал, Мороз, Длиннопост

Непростой Салехард

Первые зимние рейсы грузовых автомашин из рыболовецких поселков до Салехардского рыбоперерабатывающего завода начались во времена перестройки. Тогда остро встал вопрос об отказе дорогих авиаперевозок и речного транспорта и переходе на хозрасчет. Директором завода на тот момент был Николай Федорович Федоров, который вышел на контакт с Уральским автомобильным заводом в Миассе. В обмен на рыбу миасцы предоставили заводчанам грузовые Уралы.

Перед этим прошли тестовые заезды по снежной целине. Первыми водителями стали Геннадий Бойченко и Виктор Трайзе. Ярко-оранжевые кабины машин привлекали внимание, шоферы тут же прозвали их «апельсинами». Бак вмещал по 200 литров солярки, первая заправка в Сюнай-Сале, вторая — в Новом Порту. И первый рейс стал испытанием для техники и нервов.

“Остановились на ночной отдых, машины, конечно, не заглушаем. Просыпаюсь, второй «апельсин» не гудит. Накинул одежду, подбегаю. Гена сидит в шубе: «Солярка загустела. Тебя будить не стал. Решил, пусть хоть один из нас выспится». Пришлось доставать паяльные лампы и отогревать бак.”

Виктор Трайзе водитель.

Любопытно, что группа водителей-испытателей, которые приехали в 1988 году в регион, чтобы проверить Урал-4320 в условиях арктического климата покрутили пальцем у виска. Ведь “зимние дороги” - это только название. Зимников типа якутских на тот момент не было даже в планах и постоянные поломки техники. Зачем вам такой гемор? Вон, в Якутии даже вешками проезд обозначен. А у вас…

Когда солярка превращается в кисель Дальнобойщики, Фура, Грузовик, Салехард, Ямал, Мороз, Длиннопост

Впрочем, “Уралы” выдержали непростые поездки. Миасцы даже оставили жесткую сцепку, которая еще долгие годы выручала на этих непростых маршрутах. Дело Федорова продолжил его преемник, Михаил Александрович Субарев, который очень многое сделал для развития зимних рейсов.

От ботинка до валенка

Бригадиров водителей долгие годы был Николай Абрамов, грамотны и эффективный организатор. Как правило, в рейсе было от пяти до семи автомобилей. Костяк групп составляли: Федор Алымов, Георгий Биль, Геннадий Бойченко, Александр и Виктор Борны, Евгений Власов, Иван Даниляк, Алексей Кудрявцев, Александр Курц, Михаил Муратов, Николай Нигматулин, Владимир Риттер, Виктор Трайзе.

От звонка и до звонка на зимниках тарабанили грузовики Урал-4320. Армейская, надежная и неприхотливая машина. При умелом уходе и руках из нужного места она проявляла чудеса живучести. Водители даже ухитрились сделать в кабине вторую печку, так как одной было мало. Ноги постоянно пребывали в сырости. А после модернизации можно даже было сидеть в рубашке и ботинках. Но иногда приходилось оригинальничать, так как резинки на дверях промерзали и пропускали холодный воздух, кто-то ехал с валенком на левой ноге и ботинком на правой ноге.

Вахта длилась с середины января до конца апреля, самые дальние точки - Сеяха и Яптик-Сале. Посещения н.п. Тазовское, Антипают были рутиной. Рейс занимал неделю. Однако при плохих метеоусловиях бывали и задержки. Так, в одном из маршрутов с Мыса Каменного пришлось ехать на первой передаче со скоростью 7 км/ч.

Еще веселее было при морозах от -57, когда солярка превращалась в кисель. Приходилось выстраиваться в колонны и без лишнего простоя и пережога штурмовать целину. Потомки решали по мере ситуации. Сломался редуктор? Значит тянули машину до ближайшего села и забирали уже порожняком на обратном пути.

Когда солярка превращается в кисель Дальнобойщики, Фура, Грузовик, Салехард, Ямал, Мороз, Длиннопост

Если машина проваливалась под воду, то вызволять ее выезжала целая экспедиция. Трактор Кировец, бригада рабочих и три машины поддержки. Обратно ехали в таком порядке: впереди Урал на сцепке, затем машина на буксире, потом 2-3 машины с людьми и замыкал колонну Кировец.

С появлениями раций ездить стало удобнее, правда, работали они через раз.

Быт на колесах

Чай предпочитали пить прямо в кабине машин, в поселках иногда воровали дефицитные продукты из кузова. Так что заезжать в столовые становилось накладно. В 90-е брали в дорогу морс, ножки буша и котлеты. если не хватало воды, то загребали в банки снег и ставили под печку.

Ночевали в кабинах, мотор не глушили и ставили обороты на 600 или 1000. Фуфайка вместо матраса и все. В тесноте да не в обиде!

А вот ехали до упора, пока не вырубало сознание. При этом нередко слетали с дороги, но обходилось без серьезных аварий. Иногда бывали забавные моменты, когда рыбацкие балки засыпало снегом так, что их не отличишь от снежной целины. Как-то заехали севернее Яптик-Сале, а из-под снега выскакивает возмущенный мужик с криком:

- Вы там совсем обалдели что ли?!

Оказывается наши грузовики встали как раз поверх его балки.

Когда солярка превращается в кисель Дальнобойщики, Фура, Грузовик, Салехард, Ямал, Мороз, Длиннопост

Иной раз в тундре попадались редкие находки. На фото — заброшенный самолёт недалеко от Мыса Каменного.