3

Когда повышать импортные тарифы – выгодно? [торговля или протекционизм]

Выгодно ли повышать импортные тарифы (то есть тарифы на импорт из страны)?

Представленные .gif рисовалось в LOOPY v1.1.

Записывались .gif (с экрана) в LICEcap.

=========================

ВЫВОДЫ И ФАКТЫ:

1. Краткосрочно повышать тарифы обычной стране бывает выгодно. Плохо наступает от ответных мер других стран (торговая война).

2. От торговой войны либо проигрывают все участники, либо если и выигрывает одна из сторон (очень редко), то точно в меньшей степени, чем проигрывают остальные.

3. Любое снижение таможенного тарифа, при прочих равных условиях, увеличивает мировой ВВП.

=========================

Рисунок 1. Повышение тарифов на импорт.

Когда повышать импортные тарифы – выгодно? [торговля или протекционизм] ВВП, ВТО, Мировая торговля, Мировая экономика, Протекционизм, Торговая война, Экономика, Экономическая теория, Гифка, Длиннопост

Происходят изменения:

1. Рост тарифов –> рост доходов бюджета –> рост госрасходов –> растёт ВВП.

2. Рост тарифов –> меньше иностранных компаний на внутреннем рынке –> падение конкуренции –> падение соотношения качество / цена товара –> потребители платят больше за товары того же качества –> падение благосостояния потребителей –> падает ВВП.

3. Рост тарифов –> меньше иностранных компаний на внутреннем рынке –> падение конкуренции –> рост маржи национальных производителей –> рост благосостояния производителей –> растёт ВВП.


Вывод: при прочих равных условиях, скорее всего, от роста тарифов ВВП выигрывает.

Рисунок 2. Торговая война.

Когда повышать импортные тарифы – выгодно? [торговля или протекционизм] ВВП, ВТО, Мировая торговля, Мировая экономика, Протекционизм, Торговая война, Экономика, Экономическая теория, Гифка, Длиннопост

Происходят изменения:

1. Рост тарифов –> рост доходов бюджета –> рост госрасходов –> растёт ВВП.

2. Рост тарифов –> меньше иностранных компаний на внутреннем рынке –> падение конкуренции –> падение соотношения качество / цена товара –> потребители платят больше за товары того же качества –> падение благосостояния потребителей –> падает ВВП.

3. Рост тарифов –> меньше иностранных компаний на внутреннем рынке –> падение конкуренции –> рост маржи национальных производителей –> рост благосостояния производителей –> растёт ВВП.

4. Рост тарифов –> ответный рост тарифов со стороны других стран –> меньше национальных производителей останется на зарубежных рынках –> падение благосостояния производителей –> падение ВВП.

5. Рост тарифов –> падение благосостояния мировых производителей –> падает мировой ВВП.


Вывод: при прочих равных, ВВП при разных условиях может как вырасти, так и упасть. Но чаще всего упадёт(*). А мировой же ВВП упадёт в любом случае.


==========

(*) [Если национальные компании конкурентоспособны, тогда за рубежом они могут получать больше, чем в стране, а значит рост зарубежных тарифов ударит финансово по ним сильнее, чем вырастут их доходы на национальном рынке –> падает ВВП.]

[А если национальные компании не очень сильны, чтобы потери от ответного роста зарубежных тарифов превысили их выигрыш на национальном рынке, то, вероятно, в стране позиции их не самые сильные, а тогда потребители от падения конкуренции будут проигрывать больше, чем выигрывать производители –> падает ВВП.]

[Но в каждом отдельном случае всё нужно считать (пример: ёмкий рынок КНР или когда национальные компании имеют монопольное влияние за рубежом и пр.)]

==========

Бонус. Рисунок 3. Страна с неразвитой отраслью (или малая страна) и торговая война.

Когда повышать импортные тарифы – выгодно? [торговля или протекционизм] ВВП, ВТО, Мировая торговля, Мировая экономика, Протекционизм, Торговая война, Экономика, Экономическая теория, Гифка, Длиннопост

И напоследок ситуация с неразвитой отраслью, или же ситуация малых стран, когда все или почти все товары приходят в страну благодаря импорта.


Происходят изменения:

1. Рост тарифов –> рост доходов бюджета –> рост госрасходов –> растёт ВВП.

2. Рост тарифов –> меньше иностранных компаний на внутреннем рынке –> падение конкуренции –> падение соотношения качество/ цена товара –> потребители платят больше за товары того же качества –> падение благосостояния потребителей –> падает ВВП.

3. Рост тарифов –> меньше иностранных компаний на внутреннем рынке –> падение конкуренции –> НЕТ роста маржи национальных производителей (ибо производителей нет) –> НЕТ роста благосостояния производителей (ибо производителей нет) –> ВВП не изменяется.

4. Рост тарифов –> ответный рост тарифов других стран –> столько же национальных производителей останется на зарубежных рынках (то есть никого) –> НЕТ падения благосостояния производителей –> ВВП не изменяется.

5. Рост тарифов –> падение благосостояния мировых производителей –> падает мировой ВВП.


Вывод: при прочих равных, ВВП упадёт просто за счёт сильного падения благосостояния потребителей без никакого роста благосостояния производителей. Плюс мировой ВВП упадёт в любом случае.

=========================

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

=========================

Рыночная капитализация, например, одной лишь немецкой страховой компании Allianz на 31 марта 2018 года составляет почти 81 млрд евро[1]. Страховые премии в России, внесённые страхователями в 2017 году, составили около 1,3 трлн руб., или около 18 млрд евро[2, с. 7]. В 2021 году, спустя девять лет после вступления в ВТО, иностранные филиалы в области страхования смогут открывать свои филиалы в России.


1. К какой модели больше подходит рынок страхования России?


2. Придумайте пример отраслей и/или стран, подходящих под каждый из трёх рисунков.

2.1. Переделайте какой-нибудь из представленных рисунков, чтобы он отражал любую отрасль и любую страну на выбор.


3. На основе данной статьи, а также материала агентства Эксперт-РА подумайте, как повлияет либерализация рынка страхования России в 2021 году на:

а) российские компании этой отрасли?

б) российских потребителей (как людей, так и компании из других отраслей)? в) мировой ВВП?

г) российский ВВП?

д) будет ли влияние на госбюджет?


4. В октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (предтеча ВТО, созданной в 1994 году).

С 1947 по 1990 год величина средней таможенной пошлины снизилась с 40% до 4% (*).

(*) [Платонова И.Н. и др. Международные экономические отношения в эпоху глобализации. — МГИМО (У) МИД России, каф. МЭО и ВЭС МГИМО (У) МИД России. — М., 2008. — С. 119. — 408 с. — URL: http://www.ehd.mgimo.ru/IORManagerMgimo/file?id=02EA05D5-F16..., 5,31мб].

Как вы считаете, как это повлияло на мировой ВВП? А на национальные компании (на внутреннем и на зарубежных рынках)? А на потребителей? Порассуждайте, за счёт чего (на основе схем) от данной либерализации выиграли страны с низкой конкурентоспособностью производителей? А страны с высокой конкурентоспособностью?


Ответы писать не обязательно, моя цель — вдохновить на изучение ;).

Лицензия на текст и gif: СС0.