Когда компьютерные игры были ламповыми…

На волне хайпа еще не вышедшего Cyberpunk 2077 (тогда еще считали, что 2077 – это год, когда долгострой наконец появится в Steam) и говнометания после его выхода (когда стало понятно, что 2077 – это порядковый номер патча, исправляющего последний баг релизной версии), вспомнилась мне одна игра из середины 90-х прошлого века – Bureau 13, классика жанра на тот момент – квест. Да, DOS, от графики сегодня олдскулы сводит, но вы почитайте, как там все было устроено…

Сюжет: сверхсекретное «Бюро 13» занимается расследованием тех самых историй, в которых «истина где-то рядом». Поскольку бюро сверхсекретное, поощряется сохранение игрового мира в максимально нетронутом состоянии, т.е. если где-то пришлось открыть дверь, не забудьте ее аккуратно закрыть за собой. Поэтому, открывать желательно ключом, а не ногой, хотя силовой вариант прохождения доступен.

На выбор 6 игровых персонажей (ЧСХ, гендерное и расовое разнообразие уже тогда соблюдено), из которых можно выбрать до 3, которыми по очереди и проходить разные локации. И разница будет не в диалогах и анимации, а в способах прохождения и последствиях. Скажем, надо пройти в некое помещение через женский душ: даже молодого воришку с навыком стелса запалят и с визгом выставят за дверь. Импозантному вампиру в обычной форме тоже ничего не светит, а в форме мистического тумана его сдует вон сквозняком.

И тут мы вспоминаем, что третий игровой перс – амбал в экзоскелете – вообще-то дама, которая может невозбранно пройти по женскому душу… да вот незадача, экзоскелет потом не пролезает в окно. Тупик? Нет, просто надо найти другой путь и правильно выбрать перса для его прохождения, выход всегда есть.

Это только один эпизод из множества, когда надо подобрать правильное сочетание героя и окружающей среды, да с тем расчетом, чтобы следов как можно меньше осталось. А там еще детективный сюжет, мистика, инопланетяне и гости из Ада. А героев на выбор, напоминаю, шестеро, и сочетать их можно как угодно. Финал один (бобро перемогло осло), но способов прохождения – вагон и маленькая тележка. Еще раз напомню, это все под DOS и в середине 90-х.

А сегодня – десятки гигабайтов кода, лучи, 4к, куча багов и 3 персонажа на выбор в типа открытом мире с типа свободой выбора, оказывающиеся при ближайшем рассмотрении забагованным интерактивным кино с линейным сюжетом и якобы разными концовками. Зато с отражениями, на которые только и остается любоваться в отсутствии сюжета…