20

Князь Владимир, но другой

Вчера внимательный читатель вполне мог резонно заметить, де в песне же не поётся о каком-то конкретном Володимире-князе, а потому формально им может быть любой подходящий, например, Владимир Ильич. ̶Н̶е̶ ̶В̶л̶а̶д̶и̶м̶и̶р̶о̶в̶и̶ч̶ ̶-̶-̶ ̶и̶ ̶н̶а̶ ̶т̶о̶м̶ ̶с̶п̶а̶с̶и̶б̶о̶. Но это всё, конечно, юродства, с одной стороны, на русском троне за всю его историю было всего четверо Владимиров. Из них только первые два — князья. Последние — сами понимаете.

Но есть же такая штука, как устоявшееся словосочетание. А потому если пойти по-тупому и вбить в гугл "Князь Владимир", то результат будет вполне себе однозначным. И обозначать он будет князя Киева. Если обратиться к википедии, а она до сих пор — нормальный инструмент, чтобы не напутать в датах и именах, если речь не идёт о современной истории — тем более, что мы говорим о попсовом историческом образе, то она нам выдаёт список из четырёх человек: собственно нашего вчерашнего героя, Владимира Мономаха, а ещё двоих, которых большинство людей, даже в школе не проходит: Владимира Мстиславича (правил в Киеве через полвека после Мономаха) и Владимира Рюриковича (получил киевский престол после гибели на Калке Мстислава Старого — да-да, того самого, который не захотел участвовать в битве, а решил отсидеться за стенами лагеря).

Князь Владимир, но другой История России, Древнерусское государство, Cat_Cat, Длиннопост


А учитывая, что после Мономаха, а точнее фактически после Любечского съезда князей такое понятие, как единое Древнерусское государство окончательно перестало существовать, то единственной альтернативой в нашей сегодняшней истории Владимиру Святославичу является Владимир Всеволодович, он же — Мономах.

Но давайте вспомним школьную программу, чем запомнился сей правитель? Кто сказал "шапкой"?! Шапка нас отсылает к базилевсу Константину Мономаху, так что не надо тут.

Верный же ответ, этот князь Владимир занимался собиранием земель русских воедино. По-сути, это была лебединая песня Древнерусского государства, как единой общности. Но единой она была только потому что над ним на короткий промежуток времени установилась власть князя Киевского и его сыновей. То есть одной семьи — без всяких дядек, братьев и племяннников. Как там поётся, за землю родную, за святую веру? Ну, за землю родную-то он воевал, ради собственной власти завоёвывал родную землю — так, в общем, и не завоевал до конца всю.

Да, мотив "за землю родную" применим по поводу походов в степь против половцев — уж сильно задрали они своими набегами приграничные к ним княжества. Но вот, как и с предыдущим Владимиром, мотива "за святую веру" в военных кампания Владимира Всеволодивича не просматривается никак. Походы против половецкой угрозы были чисто военным предприятием, чтобы сокрушить степного противника. Ни о каком массовом крещении степняков не шла речь. И опять же о защите православной веры тоже — половцы приходили грабить и убивать, насаждать какую-то свою веру они не стремились. Тем более — какую? Ну, и опять же, учитывая краткость пребывания их войск на территории княжеств — как раз чтобы успеть уйти до появления на горизонте сильной дружины — о какой-то миссионерской деятельности речь просто не могла идти физически. Это же не монахи из второй Age of Empires. Да, в походе участвовало духовенство, служился молебен, а в летописи звучат библиейские аллюзии, но называть это именно крестовым походом — слишком большая натяжка, потому что эти черты в целом не являются чем-то уникальным для христианских воинств в принципе. В той же Византии священники участвовали в военных походах (как некомбатанты, как и у Владимира), и есть определённые основания считать, что Мономах ориентировался на эту византийскую практику, а не на куда более сложный, в том числе с идеологической стороны, процесс крестовых походов у латинян.

Остальные же военные кампании Мономаха — это война с единоверцами. Потому что он что делал? Правильно — подчинял земли других Рюриковичей своей власти. А потом, в конце правления, даже успел повоевать с Византией — центром православного мира на тот момент времени, на минуточку. Этот человек даже в мечтах людей, далёких от школьной программы по истории, не смог бы сойти за защитника веры.

Так что в треке "Многая лета русской земле" явно поётся о Владимире Святославиче. Пусть с дикими расхождениями с реальным историческим деятелем, но, цитируя самого Расторгуева: "Песня — это не исторический документ. Это всего-навсего музыкальное произведение. Просто такая получилась рифма поэтическая". В конце-концов, в соседнем треке на этом же альбоме у них мёртвые с косами сбросили царя, и ничего — все живы.

Подпишись на сообщество Катехизис Катарсиса, чтобы не пропустить новые интересные посты авторов Cat.Cat!
Пост с навигацией по Cat.Cat
Также читайте Cat.Cat на других ресурсах:
Телеграм
ВК
Дзен

Катехизис Катарсиса

100 постов1.3K подписчиков

Правила сообщества

Авторам и читателям:

- Поддерживайте культуру дискуссии

- Уважайте друг друга

- Критикуйте конструктивно

- За нарушения – предупреждение, затем бан