Классика кинофантастики — «Прибытие» (2016), реж. Дени Вильнёв

Экранизация неэкранизируемой лингвистической фантастики

И всё же, Анна, твоя история началась тогда, в день, когда они отбыли. Даже зная, какой путь предстоит, куда он приведёт, я приветствую его, и я рада каждому мгновению.

Классика кинофантастики — «Прибытие» (2016), реж. Дени Вильнёв Фильмы, Фантастика, Дени Вильнев, Лингвистика, Экранизация, Тед Чан, Эми Адамс, Научная фантастика, Рецензия, Длиннопост

Когда Дени Вильнёв собрался снять фильм по рассказу Теда Чана «История твоей жизни», мы решили, что это запоздалый первоапрельский розыгрыш. Рассказ Чана казался неэкранизируемым: содержание и форма в нём тесно переплетены, «как» не менее важно, чем «что». Перевести это на язык кино казалось невозможным. К счастью, так только казалось.

Сценарист Эрик Хайссерер носился с идеей экранизации несколько лет — а в итоге фильм сняли за 56 дней. Правда, здесь не учтены месяцы, ушедшие на разработку инопланетного языка, а ведь именно язык — главный герой рассказа и фильма. Чан построил историю на двух основных концепциях: гипотезе Сепира — Уорфа, что язык, на котором мы говорим, влияет на наше мышление и восприятие мира, и квантовой теории времени, утверждающей, что прошлое и будущее существуют одновременно. Только особенности наших органов чувств делают время непрерывной железнодорожной колеёй, по которой мы едем из прошлого в будущее. Что, если язык может «перепрограммировать» наше восприятие времени? И что в этом случае произойдёт со свободой воли — как мы будем жить с тем будущим, которое для нас уже случилось?

Классика кинофантастики — «Прибытие» (2016), реж. Дени Вильнёв Фильмы, Фантастика, Дени Вильнев, Лингвистика, Экранизация, Тед Чан, Эми Адамс, Научная фантастика, Рецензия, Длиннопост

Эти нарративные и философские сложности свалились на хрупкие плечи Эми Адамс, сыгравшей в «Прибытии» роль лингвистки Луизы Бэнкс. Ей в компании коллег предстоит расшифровать язык инопланетян, которые прибыли на Землю в нескольких кораблях странной формы. Кстати, тут фильм отличается от рассказа: в нём на Земле появились «зеркала», через которые люди могли общаться с пришельцами.

Изучение инопланетного языка занимает большую часть фильма, и кто бы мог подумать, что лингвистика может быть такой увлекательной! С научным сюжетом тесно переплетены два других: изменения доктора Бэнкс под влиянием языка, который она пытается выучить, и её роман с коллегой-физиком Иэном. Язык «перепрограммирует» не только саму Бэнкс, но и всю земную цивилизацию. Процесс изучения средства коммуникации оказывается заодно и результатом. Интересно, что в первом варианте сценария инопланетяне в конце передавали землянам чертежи космического корабля, с помощью которого люди должны были спасти их цивилизацию. Но, пока Хайссерер и Вильнёв работали с текстом, вышел «Интерстеллар», и они решили оставить эту идею. И хорошо: отсутствие конечной цели, как ни парадоксально, сделало «Прибытие» более цельным, закруглённым (для тех, кто смотрел фильм, последнее слово весьма многозначно).

Классика кинофантастики — «Прибытие» (2016), реж. Дени Вильнёв Фильмы, Фантастика, Дени Вильнев, Лингвистика, Экранизация, Тед Чан, Эми Адамс, Научная фантастика, Рецензия, Длиннопост

«Прибытие» производит почти гипнотическое впечатление благодаря затягивающему сюжету, утончённой игре Адамс, мягким приглушённым тонам (в кадре словно царит вечная осень) и завораживающему саундтреку Йохана Йоханссона. Восемь номинаций на «Оскар», включая «Лучший фильм», премия «Хьюго» и немыслимые 94% одобрения на Rotten Tomatoes — лишь часть признания, которое получила картина. «Прибытие» напоминает о том, какой может и должна быть хорошая фантастика. Идея, форма и содержание в ней неотделимы друг от друга — возможно, в этом и секрет экранизации неэкранизируемого.

Автор текста: Светлана Евсюкова
Источник: 150 фантастических фильмов, которые стоит посмотреть

Другие материалы:

FANFANEWS

840 постов1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Принимаются любые посты, относящиеся к теме. При сообщении новостей и при копипасте - указывайте первоисточник.