Киберпанк и посткиберпанк: коротко о жанре

Итак, сообщество создано и теперь у любителей киберпанка тоже будет своя ниша на Пикабу.


В интернете часто спорят о том, что принадлежит киберпанку, а что нет. А "Матрица" - киберпанк? А "Робокоп"? А "Терминатор".


На мой взгляд, как фаната жанра, вопрос это сложный. Примерно как "что такое философия" - все прекрасно понимают, о чём идёт речь, но если дать чёткое определение, то оно будет или неполным или вызывать некоторые вопросы. Поэтому я решил написать небольшой гайд и по совместительству введение в историю жанра. Разумеется, это только моё мнение и на абсолютную истину я, как всегда, не претендую. :)


Обычно такие вещи пишутся в журналистской манере разной степени скучности. Обязательно упоминаются мэтры жанра, такие как Гибсон, их программные произведения ("Джонни-мнемоник", "Снятся ли андроидам электроовцы"), журнал "Дешёвая правда", строятся литературоведческие аналогии с Берроузом и другими предшественниками... мде. Я решил обойтись без этого и написать своими словами, особо не фиксируя внимание на преданиях старины седой.


Прежде всего, что такое "-панк". Вот представьте типичную научную фантастику шестидесятых. Её вводная проста: скоро человечество преодолеет все трудности: войны, болезни, бедствия, устроит идеальное общество и полетит в космос. Всё будет хорошо и прекрасно, а грядущие вызовы превратятся в увлекательную интеллектуальную задачу для будущих поколений.

Киберпанк и посткиберпанк: коротко о жанре Киберпанк, Посткиберпанк, История, Длиннопост

И вот, когда все уже расслабились и приготовились вкушать светлое будущее, на сцену вылезает наш герой - его величество Панк, мрачно демонстрирует фигу (в кармане) и говорит: ага, ЩАЗ! Закатай губу, ботанчик! Технологии несут не только новые решения, но и новые проблемы, люди совершенно не собираются перевоспитываться, и вообще у прогресса есть и оборотная сторона медали. После чего начинает сыпать примерами из реальности.


Вот это и есть чисто "панковский" подход. "-панк" - это всегда конфликт, война, философские вопросы и долгие рассуждения о язвах общества. По крайней мере таковой "панк" планировался по техзаданию. На практике же жизнь общества пошла немного другим руслом, ядерной войны не случилось, особой глобализации пока что тоже и мрачные киберпанковские картины стали ассоциироваться для нас и наших западных же собратьев по разуму с детством, фильмами эпохи VHS и характерными постерами. Тем более что жанр, вытащенный из гибсоновско-стерлинговских закромов и более-менее прилизанный Голливудом был не лишен определенной романтики.

Киберпанк и посткиберпанк: коротко о жанре Киберпанк, Посткиберпанк, История, Длиннопост

Да, это одна из особенностей жанра - "чистый", "тот самый" киберпанк эпохи восьмидесятых сквозит такой безнадёгой и отсутствием хеппи-енда, что им можно пугать детей.


Как же такое вообще выросло? Во-первых, таков был общий контекст эпохи. Люди жили в преддверии ядерного апокалипсиса и прекрасно понимали, что технологии меняют мир, но не всегда в лучшую сторону. Кроме того, люди уже знали про информационную технологию и более-менее ощущали себе её потенциал: стало понятно, что компьютеры и массовые коммуникации изменят мир, но как именно - никто не знал.


Однако, помимо отцов-основателей (Гибсона, Стивенсона, Стерлинга и многих других), придумавших Чёрный Лёд, дзайбацу и героический образ одиночки, действующего несмотря ни на что, я думаю, было бы уместно вспоминить ещё одного человека, о котором традиционно забывают в журналистско-литературоведческих исследованиях.

Киберпанк и посткиберпанк: коротко о жанре Киберпанк, Посткиберпанк, История, Длиннопост

Рональд Уилсон Рейган. Поскольку пост не о политике, я не буду подробно останавливаться на его "достижениях", скажу лишь что, на мой взгляд, именно он способствовал популяризации рассказов, которые гики писали для таких же гиков, среди широких масс населения. Представьте себе что вы - типичный американец той эпохи. Просыпаетесь как-то утром, смотрите налоговую декларацию, слушаете по телевизору Рейгана и как-то ловите себя на мысли, что, походу, до транснациональных корпораций, якудзы и злыдней-капиталистов дело такими темпами всё-таки дойдёт.


В общем, как бы то ни было, на киберпанковскую литературу обратил свой взгляд Голливуд, оценив так сказать потенциал. Рассказики были подчищены для того чтобы втиснуться в рейтинги (желающие могут, например, почитать текстовый прототип Джонни-Мнемоника, а потом сравнить с кинокартиной), в нужных местах нарисовали хеппиенды, и на широкие экраны один за другим пошли "Бегущий по лезвию" (1982), "Джонни-Мнемоник" (1995) и, вслед за ними, остальные картины.

Киберпанк и посткиберпанк: коротко о жанре Киберпанк, Посткиберпанк, История, Длиннопост

Кстати, обратите внимание, что многие фильмы той эпохи, которые вообще "не про киберпанк", активно используют киберпанковскую атрибутику. Публика распробовала дистопию - так, в Робокопе (1987) нарисовалась злобная корпорация (а в третьей части - так и прямые заигрывания с настолкой Cyberpunk 2020), а в Бегущем Человеке (1987) - мрачный город и не менее мрачная постановка вопроса.

Киберпанк и посткиберпанк: коротко о жанре Киберпанк, Посткиберпанк, История, Длиннопост

Ничего необычного, чувак, просто тоталитарный Лос Анджелес.


Не отставали и игроделы. В 1990 году Майкл Пондсмит выпустил настолку Cyberpunk 2020, чуть ранее вышла первая редакция Shadowrun.

Киберпанк и посткиберпанк: коротко о жанре Киберпанк, Посткиберпанк, История, Длиннопост

Следом настала эпоха ПК-гейминга и бесчисленные студии наводнили рынок соответствующими играми, как "экранизациями" популярных фильмов (вроде Блейдраннера), так и совсем уж оригинальными фантазиями на заданную тему.


Однако... всё кончилось так же внезапно, как и началось. Прошла эпоха восьмидесятых-девяностых, наступили двухтысячные. Стало понятно что "кина не будет", информационные технологии более-менее освоены, а дедушка Рейган со своими проЭктами так и остался в истории. Фанаты жанра повзрослели и обзавелись работой и семьями, а тут ещё как назло подоспел теракт 9/11, после которого как-то само собой стало понятно, что киберпанк, если он и будет, то будет явно про другое - не про пушки у каждого школьника и тотальную свободу, а совсем-совсем наоборот - с тотальным контролем и чипами RFID на каждом банном полотенце. Так зародился жанр посткиберпанка.


Собственно, именно к этому жанру и относится серия Deus Ex, где авторы весьма оригинально выкрутились с иллюминатами, угодив "и вашим и нашим".

Киберпанк и посткиберпанк: коротко о жанре Киберпанк, Посткиберпанк, История, Длиннопост

Видишь сговор закулисных сил, меняющих мир по своему вкусу? Что, совсем не видишь? Ну дык, ёщё бы! Тут, батенька, работы аналитическому центру не на один месяц.


Теперь публику интересуют немного другие вопросы, уже не те, что раньше. Однако, как бы то ни было, убирать со сцены киберпанк было бы ошибкой. Киберпанк существует не только в своём логическом продолжении, но и под маркой ретро и ностальгии.

Киберпанк

496 постов5.4K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Подпишись на сообщество "Киберпанк"! Читай, смотри и делай свои посты. Здесь все о жанре и стилистике киберпанк - арты, видео, книги, авторские рассказы, концепты персонажей.

Не приветствуется :

Троллинг, спам, оскорбление пользователей.

Не тематические посты будут вынесены в общую ленту.


Для постов по игре от CDPR существует отдельное сообщество https://pikabu.ru/community/Cyberpunk2077. Все посты по теме игры просим постить туда. Исключения составляют материалы, не относящиеся к игре но имеющие логотип Cyberpunk2077.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий
Гибсон - наше всё
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку