Киберпанк и посткиберпанк: коротко о жанре

Итак, сообщество создано и теперь у любителей киберпанка тоже будет своя ниша на Пикабу.


В интернете часто спорят о том, что принадлежит киберпанку, а что нет. А "Матрица" - киберпанк? А "Робокоп"? А "Терминатор".


На мой взгляд, как фаната жанра, вопрос это сложный. Примерно как "что такое философия" - все прекрасно понимают, о чём идёт речь, но если дать чёткое определение, то оно будет или неполным или вызывать некоторые вопросы. Поэтому я решил написать небольшой гайд и по совместительству введение в историю жанра. Разумеется, это только моё мнение и на абсолютную истину я, как всегда, не претендую. :)


Обычно такие вещи пишутся в журналистской манере разной степени скучности. Обязательно упоминаются мэтры жанра, такие как Гибсон, их программные произведения ("Джонни-мнемоник", "Снятся ли андроидам электроовцы"), журнал "Дешёвая правда", строятся литературоведческие аналогии с Берроузом и другими предшественниками... мде. Я решил обойтись без этого и написать своими словами, особо не фиксируя внимание на преданиях старины седой.


Прежде всего, что такое "-панк". Вот представьте типичную научную фантастику шестидесятых. Её вводная проста: скоро человечество преодолеет все трудности: войны, болезни, бедствия, устроит идеальное общество и полетит в космос. Всё будет хорошо и прекрасно, а грядущие вызовы превратятся в увлекательную интеллектуальную задачу для будущих поколений.

Киберпанк и посткиберпанк: коротко о жанре Киберпанк, Посткиберпанк, История, Длиннопост

И вот, когда все уже расслабились и приготовились вкушать светлое будущее, на сцену вылезает наш герой - его величество Панк, мрачно демонстрирует фигу (в кармане) и говорит: ага, ЩАЗ! Закатай губу, ботанчик! Технологии несут не только новые решения, но и новые проблемы, люди совершенно не собираются перевоспитываться, и вообще у прогресса есть и оборотная сторона медали. После чего начинает сыпать примерами из реальности.


Вот это и есть чисто "панковский" подход. "-панк" - это всегда конфликт, война, философские вопросы и долгие рассуждения о язвах общества. По крайней мере таковой "панк" планировался по техзаданию. На практике же жизнь общества пошла немного другим руслом, ядерной войны не случилось, особой глобализации пока что тоже и мрачные киберпанковские картины стали ассоциироваться для нас и наших западных же собратьев по разуму с детством, фильмами эпохи VHS и характерными постерами. Тем более что жанр, вытащенный из гибсоновско-стерлинговских закромов и более-менее прилизанный Голливудом был не лишен определенной романтики.

Киберпанк и посткиберпанк: коротко о жанре Киберпанк, Посткиберпанк, История, Длиннопост

Да, это одна из особенностей жанра - "чистый", "тот самый" киберпанк эпохи восьмидесятых сквозит такой безнадёгой и отсутствием хеппи-енда, что им можно пугать детей.


Как же такое вообще выросло? Во-первых, таков был общий контекст эпохи. Люди жили в преддверии ядерного апокалипсиса и прекрасно понимали, что технологии меняют мир, но не всегда в лучшую сторону. Кроме того, люди уже знали про информационную технологию и более-менее ощущали себе её потенциал: стало понятно, что компьютеры и массовые коммуникации изменят мир, но как именно - никто не знал.


Однако, помимо отцов-основателей (Гибсона, Стивенсона, Стерлинга и многих других), придумавших Чёрный Лёд, дзайбацу и героический образ одиночки, действующего несмотря ни на что, я думаю, было бы уместно вспоминить ещё одного человека, о котором традиционно забывают в журналистско-литературоведческих исследованиях.

Киберпанк и посткиберпанк: коротко о жанре Киберпанк, Посткиберпанк, История, Длиннопост

Рональд Уилсон Рейган. Поскольку пост не о политике, я не буду подробно останавливаться на его "достижениях", скажу лишь что, на мой взгляд, именно он способствовал популяризации рассказов, которые гики писали для таких же гиков, среди широких масс населения. Представьте себе что вы - типичный американец той эпохи. Просыпаетесь как-то утром, смотрите налоговую декларацию, слушаете по телевизору Рейгана и как-то ловите себя на мысли, что, походу, до транснациональных корпораций, якудзы и злыдней-капиталистов дело такими темпами всё-таки дойдёт.


В общем, как бы то ни было, на киберпанковскую литературу обратил свой взгляд Голливуд, оценив так сказать потенциал. Рассказики были подчищены для того чтобы втиснуться в рейтинги (желающие могут, например, почитать текстовый прототип Джонни-Мнемоника, а потом сравнить с кинокартиной), в нужных местах нарисовали хеппиенды, и на широкие экраны один за другим пошли "Бегущий по лезвию" (1982), "Джонни-Мнемоник" (1995) и, вслед за ними, остальные картины.

Киберпанк и посткиберпанк: коротко о жанре Киберпанк, Посткиберпанк, История, Длиннопост

Кстати, обратите внимание, что многие фильмы той эпохи, которые вообще "не про киберпанк", активно используют киберпанковскую атрибутику. Публика распробовала дистопию - так, в Робокопе (1987) нарисовалась злобная корпорация (а в третьей части - так и прямые заигрывания с настолкой Cyberpunk 2020), а в Бегущем Человеке (1987) - мрачный город и не менее мрачная постановка вопроса.

Киберпанк и посткиберпанк: коротко о жанре Киберпанк, Посткиберпанк, История, Длиннопост

Ничего необычного, чувак, просто тоталитарный Лос Анджелес.


Не отставали и игроделы. В 1990 году Майкл Пондсмит выпустил настолку Cyberpunk 2020, чуть ранее вышла первая редакция Shadowrun.

Киберпанк и посткиберпанк: коротко о жанре Киберпанк, Посткиберпанк, История, Длиннопост

Следом настала эпоха ПК-гейминга и бесчисленные студии наводнили рынок соответствующими играми, как "экранизациями" популярных фильмов (вроде Блейдраннера), так и совсем уж оригинальными фантазиями на заданную тему.


Однако... всё кончилось так же внезапно, как и началось. Прошла эпоха восьмидесятых-девяностых, наступили двухтысячные. Стало понятно что "кина не будет", информационные технологии более-менее освоены, а дедушка Рейган со своими проЭктами так и остался в истории. Фанаты жанра повзрослели и обзавелись работой и семьями, а тут ещё как назло подоспел теракт 9/11, после которого как-то само собой стало понятно, что киберпанк, если он и будет, то будет явно про другое - не про пушки у каждого школьника и тотальную свободу, а совсем-совсем наоборот - с тотальным контролем и чипами RFID на каждом банном полотенце. Так зародился жанр посткиберпанка.


Собственно, именно к этому жанру и относится серия Deus Ex, где авторы весьма оригинально выкрутились с иллюминатами, угодив "и вашим и нашим".

Киберпанк и посткиберпанк: коротко о жанре Киберпанк, Посткиберпанк, История, Длиннопост

Видишь сговор закулисных сил, меняющих мир по своему вкусу? Что, совсем не видишь? Ну дык, ёщё бы! Тут, батенька, работы аналитическому центру не на один месяц.


Теперь публику интересуют немного другие вопросы, уже не те, что раньше. Однако, как бы то ни было, убирать со сцены киберпанк было бы ошибкой. Киберпанк существует не только в своём логическом продолжении, но и под маркой ретро и ностальгии.

Киберпанк

496 постов5.4K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Подпишись на сообщество "Киберпанк"! Читай, смотри и делай свои посты. Здесь все о жанре и стилистике киберпанк - арты, видео, книги, авторские рассказы, концепты персонажей.

Не приветствуется :

Троллинг, спам, оскорбление пользователей.

Не тематические посты будут вынесены в общую ленту.


Для постов по игре от CDPR существует отдельное сообщество https://pikabu.ru/community/Cyberpunk2077. Все посты по теме игры просим постить туда. Исключения составляют материалы, не относящиеся к игре но имеющие логотип Cyberpunk2077.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
18
Автор поста оценил этот комментарий

Ты так и не написал про отличия киберпанка от посткиберпанка.
В киберпанке классическом герой не сказать чтобы героичен. Это противостояние одного слабого человека огромной машине, будь то корпорация, мафиозный клан, правительство или ИИ. И сам он обычно не особо положительный (сеттинг не располагает) и точно не избранный Нео, способный "сломать систему". Киберпанк - это противостояние, цель которого не победить, а выжить. Герой там не бросается грудью на амбразуру - он оказался втянут туда, куда втягиваться совершенно не хотел. Так что даже если хеппи-энд случится, это не будет заслугой главного героя.
Пост-киберпанк пошёл по пути Голливуда и, по сути, вторичен по отношению к типичным голливудским схемам. Герой - Мери Сью, круче него только Чак Норрис, он, ведомый жаждой Высшей Справедливости(тм), бросает вызов Системе. И, скорее всего, побеждает. Т.е. "Матрица" была бы типичным пост-киберпанком, если бы вместо истории о роботах, поработивших человечество, там был социальный класс, нещадно дерущий во все дыхательно-пихательные прочие социальные классы. А так - тоже пост-, но нетипичный, ибо людям в большинстве своём и невдомёк, что их имеют.

Естественно, это не значит, что пост-киберпанк хуже. Просто в первом случае герой просто "выдернут" из общей массы жителей сеттинга, то во втором он исключителен.

И да, это сугубо ИМХО, готов к поправкам.

раскрыть ветку (11)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Под киберпанком часто понимают "чистый", "неголливудский" вариант, с безысходностью и всеми атрибутами, подходящий под классический шаблон. Под посткиберпанком - всё остальное. В общем-то я бы тоже так считал, но на практике... получается что сняли по одному произведению фильм, добавили героическую атмосферу, хеппиенд и в результате книга у нас - киберпанк, а её экранизация - скорее, посткиберпанк. Как это и получилось с Джонни Мнемоником.


И самое главное, Голливуд в те времена ещё умел показать любую чернуху так, чтобы это выглядело страшной, но сказкой, а не гнетущей чернухой. Тут сгладить, тут, наоборот, преувеличить, и, в результате, у нас уже совсем другой акцент. А персонажи те же самые и события примерно те же. Вот мне и показалось что безнадежность и слабость человека - не совсем адекватный критерий для такого разделения. Наличие неких проблемных сторон мне кажется более чётким.


В киберпанке проблемой становится, как правило, само наличие технологии. То есть изобрели люди технологию, а она им боком вышла - то общество разделила, то синдром нервного истощения то ещё что. В общем своеобразный демонстративный плевок в радостные журналы шестидесятых а-ля "Техника Молодёжи".


Посткиберпанк немного про другое, технология там только предлог, а не повод. Декорация, можно сказать. А сама постановка вопроса именно про людей, про их природу. Технология тут глубоко вторична.


Так что для меня главный критерий - застал автор "технику молодёжи" или не застал. Вступает ли он в полемику с утопистами от радостной фантастики шестидесятых-семидесятых или же нет.

раскрыть ветку (10)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Я бы не сказал, что в киберпанке технология показывается проблемой. Проблемы, связанные с технологиями - сколько угодно. Вспомни весёлое дитя Тессье-Эшпулов в "Нейромантике" и "Графе Ноль". Рази ж оно там проблема? В общем, категорически не согласен с первой частью.

А вот "сама постановка вопроса именно про людей, про их природу" - мысль интересная. С одной стороны, классический киберпанк про природу много чего показал, даже сама основа жанра - поганая человеческая природа просирает все полимеры. То есть да, в классике природа всегда была поганая и превращала мир с шансом на утопию в ржавую помойку с редкими островками роскоши. В пост-киберпанке человеку таки дают шанс исправить то, что человечество накосепорило.

Что до "книга киберпанк, а фильм посткиберпанк" - ну таки да, это разные произведения. Вопрос ведь даже не в событиях и героях, вопрос в постановке. Либо глупый Джонни пожадничал, поторопился, понадеялся на "авось" и теперь его мозг готов превратиться в кашу, а тут ещё и вся королевская рать за ним охоту начала, либо ловкий Джонни всех наебал и от дедушки ушёл, и попутно спас мир.

раскрыть ветку (9)
1
Автор поста оценил этот комментарий

В классике основной лейтмотив - "раньше лучше было". В том смысле что природа человеческая была та же самая, но вообще экология целая, радиации меньше, жабы - натуральные, еда - выращенная заботливыми руками африканского народа, города - просто горда, а не муравейники и так далее и так далее.


В посткиберпанке это как-то упускают, а то и заменяют на очень похожее внешне, но более мягкое "вот радио есть, а счастья нету".

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий

Да брооось, где такое было? С каких пор киберпанку присущ консерватизм?

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

Тогда какой смысл описывать очередные ужасти информатизации и глобализации?

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Эм... Зачем пишут антиутопии? Ты же сам в комментарии писал - полемика с "Техникой молодёжи". Попытка предугадать влияние некоторых тенденций развития технологий на общество. Предостеречь, подготовиться... Выбирай любое.
И "ужасти" киберпанка - это не "ужасти" киборгизации, информатизации, глобализации или подсаживания на виртуальные мыльные оперы. Это социальное и экономическое неравенство, помноженное на бОльшие по сравнению с современностью возможности, данные технологией. Это моральное разложение, поощряемое у упрощаемое за счёт доступности и совершенства технологий.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Дело в том, что первые работы писались именно так, чтобы вызвать максимальный отклик, авторы хотели эпатировать читателя, "поговорить об этом". Нам это не очень заметно, потому что у нас иная культурная среда и то, чем хочет нас напугать тот или иной автор - это как ёж и задница. Но вообще если знать контекст, то получается смешно.


Например тот же секс. У "киберпанковцев" секс - это ТЕМА. То у них сутенеры, то трансы, то проститутки кругом, то ещё что. А почему? А потому что это писалось для американцев-пуритан 70х-80х, для которых и голые титьки-то на экране - грех, харам и немыслимый творческий эксперимент, приличный разве что для артхауса. Сюда же все эти клонирования - как такой же эпатаж для сторонников семейных ценностей и традиций.


И, судя по всему, производило на них немыслимое впечатление. А всё почему? Потому что автор как бы намекает, что технологии до этого и доводят. В посткиберпанке эту тему как-то благополучно закрыли. Вопросы те же остались, а эпатажа уже нет.


В "классическом" киберпанке люди из-за технологий морально падают. В посткиберпанке... посткиберпанк, по сути, о том, что чтобы откуда-то упасть, надо туда сначала забраться. Вот люди и пытаются, но без особого успеха. Уже и декорации поменяли, и импланты изобрели, и нанотех, а суть всё та же что и раньше - бабки, власть, etc.

раскрыть ветку (4)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Ну хрен знает.
Я всё же считаю, что в киберпанке люди не из-за технологий морально падают, а технологичный мир больше раскрывает, насколько люди уже упали.
Но тут уже мнения, не думаю, что мы придём к согласию)
Мне вот всегда вспоминается фраза, которая лейтмотивом проходит через практически всего Гибсона и неявно раскрывается у многих других: "улица найдёт своё применение вещам". То есть не технология плохая - люди находят ей наихудшее применение.
Плюс, это хорошо сочетается со сладкой парочкой "мирный атом и ядрёна боньба". В фантастике атом всех греет и радует, в киберпанке - "ой, глядите - мирный атом добрался до Хиросимы!". Таки страх перед ядерным апокалипсисом там был близок к истерии.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну ядерная бомба это уже политика больше, чем творчество. )


Тут всё просто - если у конкурента что-то получается хорошо, то это неэкологично и всем вредит. Те же самые люди, которые вещали про опасный атом, вскоре достаточно быстро договорились о том что у некоторых стран коровы сильно... загрязняют атмосферу, политкорректно выражаясь. Коровы.


www.google.ru/search?q=коровы+загрязняют+атмосферу

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Киберпанк всегда был остросоциален, как и любой другой панк. Это то творчество, которое отражает в том числе политические настроения.
А на тему конкурентов - ни разу ничего подобного не замечал. Или ты уже не про жанр?

раскрыть ветку (1)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку