1

ХУРБОН - МИЛОСТЫНЯ И БЛАГОДАРЕНИЕ

Впервые это слово я услышала, когда молодой невесткой прибыла в дом своего мужа.

- Надо петуха порезать, сделать хурбон, – сказала золовка Лима.

Мой муж что-то ответил сестре по-армянски, и пытливо взглянул на меня. Я почувствовала неладное. В самом деле, зачем еще и петуха резать, когда в доме полно еды: готовились же к приезду «новой невестки».

- У нас принято делать хурбон по важным случаям, - начал было объяснять Володя. Но до конца так толком и не успел. При упоминании жертвоприношения, на моем лице видимо что-то отразилось, так что моя новая родня решила не травмировать мою тонкую душевную организацию. Я еще не знала, что кровью этой несчастной птицы надо было начертать крестики на обуви новобрачных. А чемоданы с моим приданным еще стояли нераспакованными. Мало ли что молодой невестке в голову взбредет, вдруг сбежит. В общем, петушиной крови не пролилось, но вопросы остались.

Когда я немного обжилась, познакомилась с историей и обычаями народа моего мужа, многое прояснилось. Но смысл хурбона оставался непонятным.

- Как же так? – допытывалась я у мужа с почти инквизиторской настойчивостью. – Армяне первыми приняли христианство всем своим государством, почему тогда ветхозаветное жертвоприношение сохранилось в армянской церкви? Ведь Христос принес Себя в жертву за нас вместо этих животных.

- Ты не понимаешь, - с горячностью отвечал муж. – Это не жертва за грехи. Это знак благодарности. И чтобы голодных накормить.

Я вспомнила об этом обычае, когда размышляла над темой нового сборника «Сочи на вкус». И тут неожиданным консультантом выступил мой старший сын Ефрем, которого мы в шутку называем министром внешних семейных дел. Он у нас организатор семейных праздников, встреч, и поминальных событий. Оказалось, он знаком с этим обычаем, и рассказал мне, как правильно совершать хурбон. Животное нужно зарезать до восхода солнца. Мясо готовят без специй, только с солью. Все приготовленное нужно раздать, чтобы на следующий день ничего не оставалось. На хурбон обычно приглашают соседей, и случайных людей, вдруг кто голоден, или передают нуждающимся. Сам хозяин и распорядитель ритуала к этому мясу не притрагивается. А шкуру, внутренности и кости следует закопать в землю так, чтобы никакие животные не смогли их разрыть и достать.

Наверное, так принято у амшенских армян, думала я. Они давно оторваны от своей исторической родины, возможно, и от язычества что-то сохранилось. Но в Армении тоже практикуют этот обряд, только называется он «матах», что означает «вознести соль» -"мато ах". Значение его кроется в словах «ахкатац керакур», в переводе с армянского – пища для нищих. А при чем здесь соль? Это связано с тем, что священник освящает соль, символ чистоты и освящения, как и написано в Евангелии: «Вы – соль земли». Оказывается, порядок совершения матаха установлен св. Григорием Просветителем еще в III или в IV веке. Так что, никакого язычества.

Как правило, для матаха выбирают самое лучшее животное, мужского пола, из крупного скота, овец или коз, и даже птиц, но обязательно здоровое, без всякого порока или увечья. Матах нельзя совершать в дни поста. Намерение должно быть благодарственным, а цель – благотворительной. Это пожертвование, милостыня, а не жертвоприношение.

Поводов всегда много: сын вернулся из армии живым-здоровым, внук выздоровел, удачно приобрели жилье. Так же - с надеждами на успех, исцеление, решение проблем. За все благодарите, и благословите ближнего, как и вы получили благословение.

Почему амшенские армяне этот обряд называют хурбон, а не матах? Есть мнение, что слово «хурбон» происходит от тюркского «курбан», что означает «жертвоприношение». За века этот ритуал оброс разными наслоениями. Некоторые вообще никакой религиозной подоплеки в хурбон не вкладывают. Как наши отцы делали, так и мы. Это вызывает справедливый протест армянского духовенства, которое предупреждает от искажений подлинного смысла этого древнего обычая. Нельзя устраивать из матаха (хурбона) застолья с обильными алкогольными возлияниями, тем самым упраздняя христианскую ценность традиции: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Автор Наталия М.