27

Хочу все знать! Система аварийного спасения экипажа на космических кораблях "Союз"

11 октября во время запуска корабля "Союз МС-10" произошла авария ракеты-носителя, экипаж выжил благодаря срабатыванию системы аварийного спасения

11 октября 2018 года во время запуска с космодрома Байконур пилотируемого корабля "Союз МС-10" произошла авария ракеты-носителя "Союз-ФГ". После срабатывания системы аварийного спасения (САС) спускаемый аппарат совершил посадку в 25 км к востоку от г. Жезказгана (Карагандинская область Казахстана). Состояние экипажа удовлетворительное.


САС позволяет сохранить жизни экипажу космического корабля в случае возникновения аварийной ситуации на ракете-носителе.

В состав САС на российских кораблях "Союз" входят блоки автоматики, питания, гироприборы, двигательная установка, двигатели головного обтекателя, а также механизмы и агрегаты, которые размещаются на головном обтекателе (решетчатые стабилизаторы, верхние опоры, ложементы для спускаемого аппарата, механизмы аварийного стыка, противопожарная система, средства отделения блистера оптического визира и др.).

Хочу все знать! Система аварийного спасения экипажа на космических кораблях "Союз" Космос, Союз, Экипаж, Спасение, Длиннопост

Двигательная установка САС установлена над головным обтекателем "Союза" на штанге ("башенка" на самой верхушке ракеты с кораблем).

Двигатели приводятся в готовность за 15 минут до намеченного старта ракеты-носителя.

В случае аварии система активируется вручную из командного пункта двумя дежурными, одновременно нажимающими две кнопки по команде наблюдающего за пуском (как правило, таким сигналом выступает короткое слово, название города или реки).

С помощью пирозамков САС отстреливает спускаемый аппарат с экипажем от аварийной ракеты, уводит его в сторону и обеспечивает мягкую посадку с помощью парашютной системы.


В безаварийном полете при штатном наборе ракетой-носителем достаточной высоты штанга САС отстреливается от головного обтекателя.


За время эксплуатации "Союзов" система неоднократно модернизировалась. Технические характеристики САС с двигательной установкой 11Д855М разработки АО "Машиностроительное конструкторское бюро "Искра" им. И. И. Картукова" (входит в состав АО "Корпорация тактическое ракетное вооружение"):

- масса САС - 2,8 тыс. кг;

- масса отделяемого головного блока - 8 тыс. 340 кг;

- время увода головного блока за пределы опасной зоны - 4 секунды;

- высота увода головного блока при аварии на старте - 1 тыс. 200 м;

- номинальное удаление места посадки спускаемого аппарата от старта при аварии на старте - от 500 до 1 тыс. 800 м.

Случаи срабатывания САС на "Союзах"

14 декабря 1966 года после отмены пуска беспилотного орбитального космического корабля "Союз 7К-ОК" была ошибочно выдана команда на срабатывание САС на старте. Система отработала штатно, но отделение корабля привело к пожару и взрыву ракеты-носителя "Союз".

В результате погиб один из офицеров стартовой команды - инженер-майор Коростылёв, отравившийся продуктами горения.

27 сентября 1967 года после старта беспилотного "Союза 7Л- Л1" (автоматическая межпланетная станция "Зонд", программа облета Луны) произошла авария ракеты-носителя "Протон-К". В результате срабатывания САС спускаемый аппарат приземлился без повреждений. Погибших и пострадавших из-за падения ракеты не было.

22 ноября 1967 года через 4 секунды после запуска второй ступени носителя "Протон-К" произошла потеря управления ракетой. После срабатывания САС беспилотный спускаемый аппарат корабля "Союз 7К-Л1" (также предназначался для облета Луны) приземлился без повреждений. Погибших и пострадавших при падении ракеты не было.


20 января 1969 года при запуске космического корабля "Союз 7К-Л1" в беспилотном режиме ракета-носитель "Протон-К" взорвалась на 510-й секунде полета. Благодаря работе САС спускаемый аппарат успешно приземлился на территории Монголии. Жертв и пострадавших не было.


3 июля 1969 года после старта ракеты-носителя Н-1 с беспилотным кораблем 11Ф92 "Зонд-М" (прототип лунного орбитального корабля) и макетом лунного посадочного корабля 11Ф94 из-за ненормальной работы одного из двигателей, автоматика последовательно отключила почти все двигатели первой ступени, когда ракета находилась на высоте около 200 м. На 15-й секунде полета сработали двигатели САС, спускаемый аппарат успешно покинул зону падения ракеты. Погибших и пострадавших не было.

5 апреля 1975 года после старта пилотируемого корабля "Союз-18-1", который должен был доставить на орбитальную станцию "Салют-4" космонавтов Василия Лазарева и Олега Макарова, произошел отказ третьей ступени ракеты-носителя "Союз" на высоте 192 км.


Штанга с двигателями САС и головной обтекатель к тому моменту уже были сброшены. Сработала автоматическая система отделения спускаемого аппарата от аварийной ракеты. После отстрела капсулы и до раскрытия парашютной системы космонавты испытали перегрузки, по разным данным, в 20 или даже 26 g. Аппарат с экипажем приземлился на склон горы юго-западнее Горно-Алтайска, космонавтов обнаружили геологи и эвакуировали военные.


26 сентября 1983 года на Байконуре за 48 секунд до старта произошло возгорание ракеты-носителя "Союз-У" с пилотируемым кораблем "Союз Т-10-1". Сработавшая САС увела из опасной зоны спускаемый аппарат с космонавтами Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым, которые испытали перегрузки от 14 до 18 g.

Приземление прошло в 4 км от места аварии. Погибших и пострадавших в результате падения обломков ракеты-носителя не было. Причиной происшествия стала неисправность в системе смазки газогенераторов первой ступени ракеты. Корабль должен был доставить третью основную экспедицию на орбитальную станцию "Салют-7".

Хочу все знать! Система аварийного спасения экипажа на космических кораблях "Союз" Космос, Союз, Экипаж, Спасение, Длиннопост

Дубликаты не найдены

+3

   То что живы космонавты, конечно очень хорошо, но РОСКОСМОС имхо обосрался уже дальше некуда...Нельзя столько воровать....

раскрыть ветку 6
0
Нельзя столько воровать....
Можно, почему нет? Воруй сколько хочешь... кто запретит?
раскрыть ветку 5
0

Ну тогда нужно смириться, что мы проебали космос...

раскрыть ветку 4
-1

Опять дырку не в том месте просверлили наверно

раскрыть ветку 1
+1
Отверстие, 35 лет без аварий
-2

Юрий Алексеевич, извините, мы все проебали...

Похожие посты
270

Поставлен новый рекорд по полетам к МКС: «Союз МС-17» пристыковался к МКС через 3 часа 3 минуты после пуска

Транспортный корабль «Союз МС-17» спустя чуть более трех часов после старта, в 11:48:47 по московскому времени, в штатном режиме пристыковался к модулю «Рассвет» российского сегмента Международной космической станции. Впервые в мире к МКС пристыковался пилотируемый корабль, совершивший всего два витка вокруг Земли. Кроме того, поставлен новый рекорд по полетам к Международной космической станции — общее время от запуска до стыковки «Союза МС-17» составило 3 часа и 3 минуты. Предыдущий рекорд принадлежит грузовому кораблю «Прогресс МС-15», которому понадобилось 3 часа и 18 минут.

Поставлен новый рекорд по полетам к МКС: «Союз МС-17» пристыковался к МКС через 3 часа 3 минуты после пуска Космос, Роскосмос, МКС, Союз

Сближение выполнялось в автоматическом режиме под контролем специалистов Главной оперативной группы управления российским сегментом МКС (входит в Госкорпорацию «Роскосмос»). В настоящее время экипажи выполняют операции по подготовке к открытию люков: проводят контроль герметичности отсеков корабля и выравнивание давления между МКС и «Союзом», а также снимают скафандры «Сокол КВ-2». По окончании проверки герметичности стыка между космическим кораблем и модулем «Рассвет» предварительно в 13:45 мск планируется открыть переходные люки. После чего на МКС перейдёт экипаж «Союза МС-17» в составе космонавтов Роскосмоса Сергея Рыжикова, Сергея Кудь-Сверчкова и астронавта NASA Кэтлин Рубинс. Они присоединятся к работающему на станции экипажу в составе Анатолия Иванишина, Ивана Вагнера и Кристофера Кэссиди.

Поставлен новый рекорд по полетам к МКС: «Союз МС-17» пристыковался к МКС через 3 часа 3 минуты после пуска Космос, Роскосмос, МКС, Союз

Источник

101

Валентина, не побывавшая в космосе

Всем привет, дорогие подписчики! Как известно, история не терпит сослагательного наклонения и рассуждения вроде «что было если бы..» и «что если бы оно было по-другому» остаются все-таки только рассуждениями и какой-то серьезной силы не имеют. История пишется победителями и остается в ней, как правило, тот, кто первый успел запрыгнуть на подножку уходящего поезда времени. Или космического корабля. Наш сегодняшний герой не попадает в этот перечень, однако его личность от этого не становится менее интересной. С вами Бородатый Горец и сегодня мы поговорим о Валентине Пономаревой — дублере Терешковой.

Валентина, не побывавшая в космосе История, Космос, Длиннопост, СССР, Союз, Валентина Пономарева

Ее более известная соперница — Валентина Леонидовна Терешкова известна в мире как первая женщина-космонавт, если, конечно, не идет впереди нее теперь слава депутата Государственной Думы, выступившей инициатором идеи «обнуления» сроков действующего Президента — как минимум «де-юре». Мы не будем лезть в политику и поговорим исключительно о ее «космической» биографии. Полет первой женщины-космонавта состоялся 16 июня 1963 года и продолжался почти трое суток. Главные соперницы «Чайки» (позывной Терешковой, автором которого стала ее коллега Валентина Пономарева) также, как и Терешкова, были главным образом парашютистками — выделялась среди мастеров парашютного спорта Ирины Соловьевой, Татьяны Кузнецовой и Жанны Ёркиной, прошедших отбор, летчица Валентина Пономарева.


Слева направо: Ирина Соловьева, Татьяна Кузнецова, Жанна Ёркина, Валентина Пономарева, Валентина Терешкова и Сергей Королев

Валентина, не побывавшая в космосе История, Космос, Длиннопост, СССР, Союз, Валентина Пономарева

Валентина была москвичкой 1933 года рождения, в женском отряде космонавтов, собранном Сергеем Павловичем Королевым, она была самой старшей и опытной. Золотая медалистка, выпускница Московского авиационного института (МАИ), получив специальность «инженер-механик ЖРД» (жидкостного ракетного двигателя). Во время учебы в МАИ занималась авиационным спортом, летала на самолетах По-2, Як-18, реактивном истребителе МиГ-15, участвовала в воздушных парадах, однако после окончания обучения Валентина решила сосредоточиться на профессии. Так с 1957 года она занимает должность старшего лаборанта Отделения прикладной математики АН СССР (ныне Институт Прикладной Математики им. Келдыша), а с апреля 1962 года — инженера в том же институте.


В этот же период Валентина узнала о наборе в женский отряд космонавтов — институт был тесно связан с ОКБ-1 С. П. Королева, бывшим тогда одним из ведущих предприятий космической промышленности СССР. Валентина Владимировна, которой на тот момент исполнилось 32 года, конечно же изъявила желание поучаствовать, хотя и не сразу поверила, что все это серьезно. А уже совсем скоро директор Института Прикладной Математики Мстислав Всеволодович (Келдыш) подписывал ее заявление, с которого и началась череда комиссий, необходимых для попадания в ряды космонавтов. К слову, Валентина оказалась годной к полету.


С предложением попробовать свои силы в отборе связана довольно интересная, если не сказать романтичная история. На новогоднем вечере в институте, где она работала, молодой сотрудник пригласил Валентину на танец, а после спросил: «Хочешь в космос?». «Конечно хочу!» — ответила Валентина и уже на следующий день парень чуть ли не силой заставил ее написать заявление на имя директора Мстислава Келдыша.


В отличие от той же Терешковой, семью Валентины Леонидовны вряд ли бы удивил такой поворот в ее карьере. Отец Валентины — Леонид Иванович Ковалевский работал инженером БК «Союз», мать — Вишнякова Раиса Ивановна трудилась конструктором в Центральном Институте Авиационного Моторостроения (ЦИАМ), братья — инженеры (один в авиационной, другой в космической сфере), муж — космонавт. Вот и Валентина устремилась к звездам, поступив с 5 апреля 1962 года на воинскую службу рядовой — призвана она была сразу после зачисления на должность слушателя-космонавта.


Валентина Пономарева с Юрием Гагариным

Валентина, не побывавшая в космосе История, Космос, Длиннопост, СССР, Союз, Валентина Пономарева

Пономарева с ее знаниями и авиационным опытом была чуть ли не идеальной кандидатурой будущей покорительницы космоса, однако, как известно, победительницей в этой гонке стала другая Валентина — та, что с рабоче-крестьянским происхождением. А вообще, по словам все той же Пономаревой, до легендарного полета все девушки были одинаковыми, не было кого-то сильно лучше или сильно хуже. К женщинам-космонавткам относились с уважением, но все же не так же серьезно, как к мужчинам. Женского отряда космонавтов как такового не было, была группа при первом «мужском отряде». Это подтверждает и Алексей Леонов, называвший отряд «бабьим батальоном при отряде космонавтов».


Что интересно, полетевшая в итоге Валентина Терешкова была лишь пятой в очередности к предстоящему космическому полету. Результаты медицинского обследования и теоретической подготовки кандидатов на первое место вывели Валентину Пономареву, а следом за ней Ирину Соловьеву и Татьяну Кузнецову, замыкающих эту тройку. Соловьева, к слову, стала первым дублером будущей «первой женщины в космосе». Также существует версия, что Пономареву не выбрали из-за слишком независимого характера, а Соловьеву — из-за молчаливости и немногословности, совершенно неподходящей той, которая должна стать героиней для всего мира.


Без конфузов, правда, не обошлось и с выбором Валентины Терешковой — многим известны детали начавшегося 16 июня 1963 года легендарного полета. Переговоры велись вяло, поручения выполнялись не полностью и даже ответа от Терешковой не всегда могли добиться — давало о себе знать состояние Валентины Владимировны. Сергей Павлович Королев, наблюдая за полетом, потребовал прекратить его и начать спуск «Востока-6» на Землю. Однако полет все-таки было решено продолжить, правда, на долгие годы он был не только первым, но и последним полетом женщины-космонавта. «Пока я жив, ни одна женщина больше в космос не полетит» — заявил легендарный конструктор.


Женская группа первого отряда космонавтов. Слева направо : Валентина Пономарёва, Татьяна Кузнецова, Ирина Соловьёва, Валентина Терешкова , Жанна Ёркина.

Валентина, не побывавшая в космосе История, Космос, Длиннопост, СССР, Союз, Валентина Пономарева

Так и вышло, в следующий раз женщина отправилась в космос только в 1982 году — через 16 лет после смерти Сергея Павловича. Ей была Светлана Савицкая, совершившая полет в качестве космонавта-исследователя в экипаже космического корабля «Союз Т-5». Через два года Светлана стала первой женщиной, вышедшей в открытый космос. Что же до Валентины Пономаревой, то в космос она так и не полетела, хотя была близка к этому — в лето 1966 года планировался 10-15-дневный полет на корабле «Восход», в ходе которого также планировался первый выход в открытый космос. Правда, на эту роль больше ее подходила коллега еще по первому отбору Ирина Соловьева — ей-то и предстояло оставить свое имя в истории. Однако полет был отменен в связи с закрытием программы.


Валентина Пономарёва - преподаватель Центра подготовки космонавтов

Валентина, не побывавшая в космосе История, Космос, Длиннопост, СССР, Союз, Валентина Пономарева

Все же Валентина осталась в отрасли — с 1 октября 1969 по 14 мая 1988 года она работала в центре подготовки космонавтов на разных должностях: с октября 1969 года - старший научный сотрудник (с.н.с.) 3-го научно-исследовательского и методического отдела (НИМО) подготовки космонавтов. Преподавала слушателям-космонавтам динамику космического полета. В 1974 году получила звание майор-инженер и несколько после должность старшего научного сотрудника 3-й лаборатории 1-го НИИ ЦПК (Центра Подготовки Космонавтов). Сейчас Валентина является действительным членом Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского. Валентина считает, что совершенно неважно, кто в конечном итоге полетит в космос — мужчина или женщина, главное, чтоб это был хороший специалист. Женщиной в космосе уже никого не удивишь, да и было их немного — всего трое в период существования СССР. В 2006 году в интервью летчица заявила:

«Я, конечно же, тяжело переживала крушение своей мечты, что так и не полетела в космос. Но в целом, я считаю, моя жизнь сложилась удачно. Это было интересное время, фантастическое везенье для всех нас. Знаете, я и сейчас, если бы предложили, с радостью отправилась бы в космос»
Валентина Пономарева, наши дни
Валентина, не побывавшая в космосе История, Космос, Длиннопост, СССР, Союз, Валентина Пономарева

О космосе когда-то мечтал каждый советский ребенок, быть может и сейчас многие дети стремятся «домчаться до далеких галактик». О состоянии современной российской космической индустрии можно говорить долго, вот даже песня в свое время появилась под авторством Степана Размышляева. Валентина Пономарева родилась во времена, когда звезды манили людей. И хоть сама она и не отравилась в космос, однако сделала для космической немало, чтобы ее имя навсегда осталось в истории. С вами был Бородатый Горец и мы желаем нашим читателям не отступать от своей мечты и помнить, что судьба не всегда может быть к нам благосклонна. А о тех, кто так или иначе шел к своей мечте мы и дальше будем рассказывать в наших «Бородатых заметках».

Показать полностью 5
493

Разбираем цифровые часы с космического корабля «Союз»  (очень длиннопост)

На Пикабу и раньше встречались фотографии этого занятного устройства, а вот нашелся человек (правда не у нас, а в Америке), который эти часы разобрал и внимательно рассмотрел изнутри:

Разбираем цифровые часы с космического корабля «Союз»  (очень длиннопост) Космос, Союз, Часы, Электроника, Технологии, Техника, Видео, Длиннопост

Бортовые Часы Космические. Показывают время, имеют будильник («оповещатель») и секундомер



Недавно к нам в руки [в Музей компьютерной истории в Маунтин-Вью, Калифорния] попали часы, летавшие в космос с миссией «Союз» («Бортовые Часы Космические», или БЧК). Часы изготовлены в 1984 году и содержат более 100 интегральных схем (ИС) на десяти печатных платах. Почему же эти часы такие сложные? В данной статье я изучу схему часов и объясню, почему для них потребовалось так много чипов. Также часы дают нам возможность подробнее взглянуть на советскую аэрокосмическую электронику и сравнить её с американскими технологиями.


Космические корабли «Союз» были разработаны в рамках советской космической программы во время лунной гонки. Первый «Союз» полетел в 1966 году, а всего в рамках программы за последние 50 лет было совершено более 140 полётов. Космический корабль (см. фото ниже) состоит из трёх частей. Круглая секция слева – обитаемый модуль, где хранится груз, оборудование и находятся жилые отсеки. В середине находится спускаемый модуль, и это всё, что возвращается на Землю; космонавты находятся в спускаемом модуле во время запуска и возвращения. В сервисном модуле справа находится основной двигатель, солнечные панели и другие системы.

Разбираем цифровые часы с космического корабля «Союз»  (очень длиннопост) Космос, Союз, Часы, Электроника, Технологии, Техника, Видео, Длиннопост

"Союз ТМА-7" отходит от МКС, 2006



В спускаемом модуле находится панель управления космическим кораблём (см. ниже). Цифровые часы находятся слева вверху. На ранних кораблях «Союза» использовались аналоговые часы, но с 1996 по 2002 год на корабле стояли уже цифровые часы. Цифровые часы также использовались на космической станции «Мир». Из более поздних «Союзов» часы исчезли, и там использовалось два компьютерных экрана на панели управления.

Разбираем цифровые часы с космического корабля «Союз»  (очень длиннопост) Космос, Союз, Часы, Электроника, Технологии, Техника, Видео, Длиннопост

Панель управления «Союза». Цифровые часы – слева вверху. Экран посередине – телевизор.



Подробнее о часах


У часов было три функции: показывать время, служить будильником и секундомером. В режиме Часов Текущего Времени (ЧТВ) часы показывают текущее время по Москве при помощи шести цифр слева вверху, а ОП показывает время установки будильника. Будильник (или "оповещатель", ОП) можно поставить на определённое время; в это время часы активируют реле, запуская одну из внешних схем корабля (выводы обо всех функциях пока сделаны мною на основании реверс-инжиниринга. Когда мы включим эти часы, посмотрим, где я был неправ). Настраиваются часы в режиме «Коррекция»; цифры увеличиваются по нажатию кнопки «Ввод». Нижняя часть часов – это секундомер. Четыре светодиодных индикатора показывают прошедшие минуты и секунды. Кнопка внизу запускает, останавливает или сбрасывает секундомер (судя по инструкции для команды «Союза», часы автоматически измеряют время, прошедшее с запуска двигателя до остановки, а также время во время спуска до контакта с поверхностью). Тумблер «Вкл» включает часы.

Разбираем цифровые часы с космического корабля «Союз»  (очень длиннопост) Космос, Союз, Часы, Электроника, Технологии, Техника, Видео, Длиннопост

Нам, конечно, хотелось посмотреть, что у них внутри, так что Марк открутил крышку и снял её. Под ней обнаружилась плотная пачка печатных плат. Часы оказались гораздо сложнее, чем я ожидал – десять печатных плат были усеяны ИС поверхностного монтажа и другими компонентами. Компоненты расположены на двухслойных печатных платах – это распространённая технология сборки. На плате перемешаны как компоненты поверхностного, так и сквозного монтажа. Это означает, что компоненты типа резисторов и конденсаторов монтировались посредством продевания их ножек через отверстия в платах. А ИС поверхностного монтажа были напаяны на площадки, расположенные на поверхности платы. Это более передовой подход, чем использовали в американской потребительской электронике в 1984 году: там использовали большие ИС сквозного монтажа, и не перешли на поверхностный монтаж вплоть до конца 1980-х. При этом аэрокосмические компьютеры США использовали поверхностный монтаж ИС с 1960-х.

Разбираем цифровые часы с космического корабля «Союз»  (очень длиннопост) Космос, Союз, Часы, Электроника, Технологии, Техника, Видео, Длиннопост

Часы со снятой крышкой



Одна интересная особенность часов состоит в том, что платы соединяются отдельными проводами, собранными в жгуты (я ожидал, что платы будут вставлены в материнскую плату или будут соединены кабелями). У плат есть ряды контактов по периметру, и провода припаяны к ним. Затем провода собирали в жгуты, обматывали пластиком и закрепляли на платах.

Разбираем цифровые часы с космического корабля «Союз»  (очень длиннопост) Космос, Союз, Часы, Электроника, Технологии, Техника, Видео, Длиннопост

Сначала мы думали, что дальше разобрать часы, не отпаяв провода, не получится, однако затем поняли, что жгуты проводов были расположены таким образом, что платы можно развернуть на манер книги. Это позволило нам тщательнее изучить платы. Неудобство доставило то, что некоторые части плат были спаяны спереди короткими проводами, поэтому мы не могли увидеть эти платы с обеих сторон.

Разбираем цифровые часы с космического корабля «Союз»  (очень длиннопост) Космос, Союз, Часы, Электроника, Технологии, Техника, Видео, Длиннопост

Видно, как много в часах ИС. В основном это ИС с плоским металлическим корпусом и 14-ю контактами, что отличает их от американских ИС того времени, корпус которых делали из чёрной эпоксидки. Также встречаются 16-контактные ИС в розовых керамических корпусах.


Схема часов


Следующим этапом стояло более детальное изучение схемы – давайте рассматривать её, начиная с задней части часов. Разъём с 19-ю контактами (стандартный для советской военной электроники РС19ТВ – мне удалось найти для него ответную часть на eBay, и её мы будем использовать для запуска часов) соединял часы с приборами корабля. Через этот разъём приборы подавали на часы 24 В, а также все необходимые тактовые импульсы и управляющие сигналы для секундомера. Часы по прошествии заданного отрезка времени подавали команду кораблю через контакты реле.

Разбираем цифровые часы с космического корабля «Союз»  (очень длиннопост) Космос, Союз, Часы, Электроника, Технологии, Техника, Видео, Длиннопост

Две платы в задней части часов – это питание, и оно оказалось сложнее, чем я ожидал. Первая плата – импульсный источник питания, преобразующий 24 В корабельного напряжения в 5 В, необходимые для работы ИС. Керамические цилиндры – это катушки индуктивности разного рода, от простых катушек до сложных 16-контактных. В управляющей схеме присутствует два операционных усилителя в металлических цилиндрах. Два других корпуса, похожие на ИС, содержат по четыре транзистора. Рядом с ними – цилиндрический стабилитрон, регулирующий выходное напряжение [так в оригинале — хотя один из читателей настаивает, что «стабилитрон это источник опорного напряжения и он сам по себе ничего не регулирует» / прим. перев.]. В центре видно большой круглый транзистор импульсного питания. Можно было ожидать найти там простейший понижающий трансформатор. Однако источник питания построен по более сложной схеме, обеспечивающей электрическую изоляцию корабля и часов (гальваническую развязку). Не знаю точно, зачем это понадобилось.

Разбираем цифровые часы с космического корабля «Союз»  (очень длиннопост) Космос, Союз, Часы, Электроника, Технологии, Техника, Видео, Длиннопост

Многие компоненты источника питания отличаются по виду от американских. Американские резисторы обычно промаркированы цветными полосками, но советские резисторы – это зелёные цилиндры с напечатанным на них номиналом. Советские диоды – оранжевые прямоугольные корпуса, а не цилиндрические, как в США. Транзистор питания в центре – круглый, у него нет металлической кромки, как у американских транзисторов в корпусах TO-3. Не берусь судить, лучше или хуже корпуса у советских компонентов – просто интересно изучать, как они отличаются от американских.

Разбираем цифровые часы с космического корабля «Союз»  (очень длиннопост) Космос, Союз, Часы, Электроника, Технологии, Техника, Видео, Длиннопост

Источник питания использует диоды на 1 А в прямоугольных оранжевых корпусах. ОС означает высокое военное качество.


Вторая плата тоже является частью источника питания, но она гораздо проще. На ней есть фильтрующие катушки индуктивности и конденсаторы, а также чип линейного регулятора напряжения (розовый), выдающий 15 В для ИС операционного усилителя первой платы. У чипа регулятора напряжения есть две большие металлические петли, припаянные к плате и рассеивающие тепло. Странно, что у платы есть три больших отверстия с правой стороны. Вероятно, они нужны для того, чтобы освободить место для компонентов большой высоты на соседней плате – но там таких компонентов нет. Видимо, эту плату изначально разрабатывали для другого устройства.

Разбираем цифровые часы с космического корабля «Союз»  (очень длиннопост) Космос, Союз, Часы, Электроника, Технологии, Техника, Видео, Длиннопост

Вторая плата наполовину пустая, и её правая часть, видимо, работает как радиатор


Остальные платы заполнены ИС цифровой логики. Плата 3 на фото ниже и похожая на неё плата 5 отвечают за функции текущего времени и оповещателя. На каждой плате стоят двоично-десятичные счётчики для шести цифр (часы, минуты, секунды). Кроме того каждому счётчику требуется логический чип для увеличения и ещё один чип для сброса, в зависимости от того, работают ли часы в обычном режиме или их настраивают (поэтому там так много чипов). Розовый чип управляет выбором цифры при настройке.

Разбираем цифровые часы с космического корабля «Союз»  (очень длиннопост) Космос, Союз, Часы, Электроника, Технологии, Техника, Видео, Длиннопост

У платы 4 (ниже) две функции. Во-первых, она управляет тем, показывают ли часы текущее время или время оповещения. У каждой цифры для этой цели есть отдельный чип. Во-вторых, плата даёт сигнал кораблю, когда текущее время совпадает с заданным временем оповещения. Это реализовано с использованием нескольких чипов, которые сверяют все цифры по очереди, определяя наличие совпадения. Так что, хотя функции этой платы кажутся простыми, для них требуется полная плата чипов. Контакты внизу платы связывают плату 4 с платой 5. С платой 3 она соединяется через жгут проводов.

Разбираем цифровые часы с космического корабля «Союз»  (очень длиннопост) Космос, Союз, Часы, Электроника, Технологии, Техника, Видео, Длиннопост

На некоторых платах размещено больше компонентов, чем нужно только лишь для цифровой логики. К примеру, на платах 6 и 7 есть импульсные трансформаторы, электрические изолирующие управляющие сигналы, поступающие в часы через 19-контактный разъём (в современных схемах эту роль исполняет оптрон). Эти трансформаторы немного похожи на грибы или маленькие водонапорные башни, и их можно видеть на фото ниже. На 7-й плате также есть кристалл кварца – металлический прямоугольник внизу (инструкция для «Союза» утверждает, что точность этих часов составляет до 30 секунд в день, что не очень хорошо – дешёвые электронные часы от Timex 1970-х годов давали точность до 15 секунд в месяц; в инструкции написано, что часы можно синхронизировать по внешним импульсам).

Разбираем цифровые часы с космического корабля «Союз»  (очень длиннопост) Космос, Союз, Часы, Электроника, Технологии, Техника, Видео, Длиннопост

На 7-й плате стоит кристалл на 1 МГц, задающий тактовую частоту для часов


Две функции 7-й платы – генерация тактовых импульсов и реализация секундомера. Кварцевый кристалл выдаёт импульсы частотой 1 МГц. Они замедляются до импульсов раз в секунду при помощи шести двоично-десятичных счётчиков; каждый из них делит частоту на 10. Затем эти импульсы используются остальными схемами часов. Для работы секундомера на плате есть четыре счётчика для четырёх цифр. Также там расположена управляющая логика для запуска, остановки и обнуления секундомера. Три импульсных трансформатора позволяют кораблю управлять секундомером при наступлении определённых событий.

Разбираем цифровые часы с космического корабля «Союз»  (очень длиннопост) Космос, Союз, Часы, Электроника, Технологии, Техника, Видео, Длиннопост

Платы 8 и 9 управляют светодиодными дисплеями. Каждой цифре требуется чип, зажигающий определённые сегменты 7-сегментного дисплея на основе двоично-десятичного значения. Чипы, преобразующие двоично-десятичные значения в 7 сегментов – это розовые 16-контактные чипы. Поскольку на часах есть 10 цифр, используется 10 управляющих чипов. Восемь из них расположены на 8-й плате, а на 9-й плате расположено два чипа и различные ограничивающие ток резисторы для светодиодных дисплеев. Переключатели для настройки часов также видны на фото внизу.

Разбираем цифровые часы с космического корабля «Союз»  (очень длиннопост) Космос, Союз, Часы, Электроника, Технологии, Техника, Видео, Длиннопост

И, наконец, на 10-й плате расположены десять светодиодных дисплеев. Каждая цифра состоит из дисплея с семью сегментами и точкой. Думаю, одна из точек должна что-то обозначать – мы узнаем, что именно, подав питание на часы.

Разбираем цифровые часы с космического корабля «Союз»  (очень длиннопост) Космос, Союз, Часы, Электроника, Технологии, Техника, Видео, Длиннопост

Советские интегральные схемы


Рассмотрим далее ИС часов. Часы в основном содержат микросхемы на транзисторно-транзисторной логике (ТТЛ), популярной с 1970-х по 1990-е (если вы занимались цифровой электроникой в качестве хобби, вам, вероятно, знакомы ТТЛ-чипы серии 7400). Чипы ТТЛ были быстрыми, дешёвыми и надёжными. Однако их главным недостатком был дефицит функциональности. На простейшем ТТЛ-чипе есть всего несколько логических вентилей, типа 4 NAND или 6 инвертеров, а более сложный ТТЛ мог содержать что-то типа 4-битного счётчика. В итоге ТТЛ уступили дорогу КМОП (чипам, которые используют в современных компьютерах), которые используют гораздо меньше энергии и имеют большую плотность.


Поскольку каждый отдельный чип в часах мало что умел, часам требовалось множество плат с чипами для выполнения их функций. К примеру, каждой цифре часов требуется счётчик, а также пара логических чипов для увеличения или очистки этой цифры по необходимости, а также чип, управляющий соответствующим 7-сегментным светодиодным дисплеем. Поскольку часы показывают 10 цифр, это уже даёт нам 40 чипов. Дополнительные чипы обрабатывают нажатия на кнопки и переключатели, реализуют оповещатель, отслеживают состояние секундомера, управляют осциллятором, и так далее, что доводит общее число чипов до 100.


Что мне понравилось в советских ИС, так это что нумерация чипов подчиняется рациональной системе, в отличие от, по большому счёту, случайной нумерации американских ИС (больше информации можно найти в справочнике "Интегральные микросхемы и их зарубежные аналоги"). Две буквы в номере детали обозначают функцию чипа – логический вентиль, счётчик, триггер, декодер. К примеру, микросхема ниже отмечена, как "Δ134 ЛБ2А". Номер серии 134 говорит о том, что это ТТЛ-чип с низким энергопотреблением. Буква «Л» обозначает логический чип, а «ЛБ» – логические вентили NAND/NOR. «2» обозначает определённый чип категории «ЛБ» (функциональность чипа 134ЛБ2 включает в себя NAND-вентили и инвертер с 4 входами, и у него нет американского аналога; "Δ" используется на мелких чипах вместо «Л», чтобы не перепутать её с «П»).

Разбираем цифровые часы с космического корабля «Союз»  (очень длиннопост) Космос, Союз, Часы, Электроника, Технологии, Техника, Видео, Длиннопост

Логотипы на ИС говорят о том, что у них были разные производители. Ниже показано несколько чипов, вместе с названием производителей и переводом на английский. Больше информации о логотипах советских полупроводников можно найти тут и тут.

Разбираем цифровые часы с космического корабля «Союз»  (очень длиннопост) Космос, Союз, Часы, Электроника, Технологии, Техника, Видео, Длиннопост

Сравнение с технологией США


Как выглядят часы с «Союза» по сравнению с американской технологией? Впервые взглянув на них, я бы сказал, что их сделали в 1969-м, а не в 1984-м – если смотреть на их устройство и большое количество простых чипов в плоских корпусах. Американская технология к 1984 году произвела IBM PC/AT и Apple Macintosh. Кажется абсурдным, что в часах используется несколько плат с большим количеством ТТЛ-чипов через десять лет после того, как в США начали выпускать цифровые наручные часы на одном чипе. Однако оказалось, что сравнивать технологии не так-то просто.


Для сравнения часов «Союза» с современной им американской космической электроникой 1980-х, я взял плату от компьютера AP-101S космического «Шаттла». На фото ниже показана схема от часов «Союза» (слева) и компьютера «Шаттла» (справа). Хотя компьютер «Шаттла» более продвинут с точки зрения технологий, разница между ними не такая большая, как я ожидал. Обе системы сделаны на основе ТТЛ-чипов, хотя чипы у «Шаттла» из более быстрого поколения. Многие чипы у «Шаттла» чуть более сложные; обратите внимание на чипы с 20 контактами вверху. Большой белый чип куда как более сложный – это чип коррекции ошибок памяти AMD Am2960. Печатная плата «Шаттла» более продвинутая, у неё больше двух слоёв, из-за чего чипы можно располагать на 50% плотнее. В то время считалось, что СССР отстаёт от Запада в ИС-технологиях на 8-9 лет; это совпадает с тем, что видно на основе сравнения двух плат.

Разбираем цифровые часы с космического корабля «Союз»  (очень длиннопост) Космос, Союз, Часы, Электроника, Технологии, Техника, Видео, Длиннопост

Однако что меня удивило, так это схожесть компьютера «Шаттла» и часов «Союза». Я ожидал, что в компьютере «Шаттла» будут использоваться микропроцессоры 1980-х годов, и он будет опережать часы «Союза» на целое поколение, но оказалось, что обе системы используют технологию ТТЛ, и во многих случаях у чипов оказывается почти одинаковая функциональность. К примеру, на обеих платах используются чипы, реализующие по 4 NAND-вентиля (поищите слева чип 134ΛБ1A, а справа — 54F00).


Заключение


Почему же в часах «Союза» используется более 100 чипов, вместо системы на единственном чипе? Советские технологии СС отставали от американских на 8 лет, и ТТЛ-чипы в то время казались разумным выбором даже в США. Поскольку ТТЛ-чипы не обладают обширной функциональностью, то даже для реализации таких простых вещей, как часы, требовалось использовать несколько плат, заполненных чипами.


В следующий раз мы попытаемся подать на часы питание и посмотреть, как они работают. Я изучал этот вопрос специально. Планирую подробнее описать про их питание и другие их части, а пока что посмотрите видео, на котором Марк разбирает часы.

Оригинал статьи на английском: http://www.righto.com/2020/01/inside-digital-clock-from-soyu...

Перевод: https://habr.com/ru/post/485044/


Видео с работающими часами от этих же ребят:  https://twitter.com/kenshirriff/status/1226199411270676481

Показать полностью 19 1
116

Страницы космической истории: 25 лет российско-американской встрече на станции “Мир”

29 июня 1995 года впервые в истории мировой космонавтики была проведена стыковка американского корабля (шаттла "Атлантис") с российской орбитальной станцией "Мир". Программа "Мир" — "Шаттл" также предоставляла астронавтам NASA возможность работать на российской станции

Страницы космической истории: 25 лет российско-американской встрече на станции “Мир” Шаттл, NASA, Космос, Стыковка, Станция мир, Союз, Космонавтика, Длиннопост

Экипаж корабля состоял из семи человек: пятерых американцев — Роберта Гибсона, Чарльза Прекорта, Эллен Бейкер, Грегори Харбо, Бонни Данбара — и двух россиян — Анатолия Соловьева и Николая Бударина.


Для Героя Советского Союза Анатолия Соловьева этот полет в космос был уже четвертым, но первым на американском корабле. Для космонавта Николая Бударина полет был первым в жизни.


Что такое "бесполый" стыковочный узел, где космонавты переодевались из американских скафандров в российские и как встретили стыковку председатель правительства России Виктор Черномырдин и вице-президент США Альберт Гор — в материале ТАСС.


Подготовка к полету


NASA и Российское космическое агентство договорились о первой стыковке космического корабля многоразового использования типа Space Shuttle с пилотируемой станцией "Мир", находившейся на орбите с 1986 по 2001 год, в июле 1992 года. Стыковку назначили на 1995 год.

Страницы космической истории: 25 лет российско-американской встрече на станции “Мир” Шаттл, NASA, Космос, Стыковка, Станция мир, Союз, Космонавтика, Длиннопост

Роберт Гибсон, Анатолий Соловьев, Бонни Данбар, Чарльз Прекорт, Николай Бударин и Грегори Харбо на стартовой площадке Космического центра им. Кеннеди, 22 июня 1995 года


ТАСС, как и другие СМИ, активно освещал события, связанные с подготовкой к полету шаттла, его стыковкой и возвращением на Землю.


"Несмотря на то что впервые двое российских космонавтов вместе с пятью американскими коллегами будут доставлены на "Мир" не на российском "Союзе", а на "Атлантисе", экипаж в полном объеме выполнил программу подготовки. А во время комплексной тренировки были отработаны все основные этапы полета на тренажерах корабля "Союз" и станции "Мир", где космонавты провели "типовые сутки", — передавали корреспонденты ТАСС.

Страницы космической истории: 25 лет российско-американской встрече на станции “Мир” Шаттл, NASA, Космос, Стыковка, Станция мир, Союз, Космонавтика, Длиннопост

Запуск шаттла "Атлантис" из космического центра им. Кеннеди во Флориде, 27 июня 1995 года


Изначально старт шаттла "Атлантис" был намечен на 24 июня, однако в последний момент его пришлось перенести на три дня. Российско-американский экипаж, который должен был стартовать с мыса Канаверал, уже сел в корабль и приготовился к старту, когда самая свежая метеосводка заставила специалистов отложить запуск из-за неблагоприятных погодных условий. По некоторым данным, этот перенос обошелся почти в миллион долларов.


Историческая стыковка


Экипаж стартовал 27 июня. Чтобы "Атлантис" мог пристыковаться к станции, для "Мира" был специально изготовлен стыковочный отсек 316ГК. Он был разработан под руководством конструктора Владимира Сыромятникова, автора узла, используемого в первой стыковке космических кораблей разных стран в 1975 году — "Союз-19" (СССР) и Apollo ("Аполлон", США).

Страницы космической истории: 25 лет российско-американской встрече на станции “Мир” Шаттл, NASA, Космос, Стыковка, Станция мир, Союз, Космонавтика, Длиннопост

Вид на космическую станцию "Мир" с камеры челнока "Атлантис", 29 июня 1995 года


Командир экипажа "Атлантиса" Роберт Гибсон успешно выполнил непростой маневр сближения и касания двух многотонных систем. По словам Соловьева, в ходе полета и стыковки никаких проблем не возникло и все прошло штатно.


"На наших кораблях стыковочный узел — это "штырь-конус", а шаттл пристыковывается с помощью андрогинного узла. Андрогинный узел, то есть "бесполый", — аналог того, что было использовано в 1975 году во время стыковки советского корабля "Союз" и американского "Аполлона". Вот и при стыковке шаттла со станцией "Мир" использовался такой узел. Гибсон вручную управлял кораблем и выполнял стыковку", — говорит российский космонавт.


На лентах новостных агентств появились сообщения об успешной стыковке.


"Сегодня ровно в 17:00 мск с помощью лазерных дальномеров американский "Атлантис" и российский комплекс "Мир" состыкованы. Впервые в истории освоения космоса на околоземной орбите функционирует крупногабаритная космическая система массой около 220 тонн с международным экипажем", — описывал историческую стыковку 29 июня 1995 года ТАСС.


За действиями космонавтов наблюдали участники заседания российско-американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству, которое проходило на тот момент в Москве.

Страницы космической истории: 25 лет российско-американской встрече на станции “Мир” Шаттл, NASA, Космос, Стыковка, Станция мир, Союз, Космонавтика, Длиннопост

Председатель правительства России Виктор Черномырдин и вице-президент США Альберт Гор в Москве, 29 июня 1995 года


В конце заседания председатель правительства России Виктор Черномырдин и вице-президент США Альберт Гор вместе с участвующими в работе сессии министрами двух стран перешли в небольшой кинозал, где на огромном экране передавался прямой репортаж из космоса о стыковке американского космического корабля "Атлантис" и российского орбитального комплекса "Мир". Сидевшие перед экраном в креслах премьер и вице-президент внимательно следили за сближением корабля со станцией и живо интересовались событиями, попросив специалистов комментировать происходившее на экране. Ровно в 17 часов, когда произошла стыковка, в зале раздались аплодисменты, Черномырдин и Гор обменялись рукопожатиями.


На станции


"Мы прилетели на шаттле, на следующий день перенесли свои скафандры "Сокол" на "Мир", разместили их там и доложили в Центр управления полетами. С этого момента мы становимся экипажем нашего "Союза" и станции "Мир", а экипаж, который был до этого, примеряет американские скафандры, в которых он должен спускаться на Землю, и он уже знает — если что, надо бежать на шаттл. Произошла формальная смена экипажей", — сказал Соловьев.


Во время нахождения в составе комплекса экипаж шаттла ночевал только в корабле. "Каждый экипаж приписан к какому-то космическому объекту, поэтому американские астронавты, которые являлись экипажем "Атлантиса", располагались только на шаттле. Конечно, они заходили, точнее, "заплывали" на станцию "Мир", могли перемещаться по необходимости, в рамках рабочих действий. Но размещались и спали только на шаттле", — вспоминает Соловьев. Это было необходимо для того, чтобы в случае нештатной ситуации не возникло путаницы.

Страницы космической истории: 25 лет российско-американской встрече на станции “Мир” Шаттл, NASA, Космос, Стыковка, Станция мир, Союз, Космонавтика, Длиннопост

Члены экипажа космического челнока "Атлантис" и экипажа российской космической станции "Мир", 3 июля 1995 года


"Атлантис" доставил на орбитальный комплекс инструменты для ремонта солнечной батареи, которая ранее не раскрылась на модуле "Спектр", пристыкованном к "Миру", и оборудование для медицинского обследования космонавтов.


Шаттл находился в составе орбитального комплекса еще три дня. Отстыковавшись от станции 1 июля, челнок еще трое суток находился в автономном орбитальном полете. Впервые на "Атлантисе" на Землю вернулись россияне Геннадий Стрекалов и Владимир Дежуров, а также астронавт NASA Норман Тагард. До этого космонавты возвращались на Землю на российских кораблях "Союз-ТМ". Экипаж шаттла приземлился на территории США.

Страницы космической истории: 25 лет российско-американской встрече на станции “Мир” Шаттл, NASA, Космос, Стыковка, Станция мир, Союз, Космонавтика, Длиннопост

Посадка челнока "Атлантис" в космическом центре им. Кеннеди, июль 1995 года


Соловьев и Бударин остались работать на "Мире" до сентября 1995 года.


Дорога к МКС


Как и в 1975 году, России и США требовалась четкая координация — при изготовлении агрегатов стыковки и управлении ими, работы ЦУПов в Королёве и Хьюстоне, взаимодействия инженеров, врачей, специалистов радиосвязи и даже переводчиков.


По мнению исполнительного директора Роскосмоса по пилотируемым космическим программам Сергея Крикалева, первая стыковка американского шаттла к орбитальной станции "Мир" стала важным шагом на пути к созданию ныне действующей Международной космической станции.


По его словам, первым шагом к сотрудничеству в космосе по пилотируемой тематике была стыковка по программе "Союз" — "Аполлон" в 1975 году. "Спустя 19 лет возникла идея снова сближать наши программы, состоялся первый обменный полет: то есть я слетал на шаттле "Дискавери", а американец — на корабле "Союз", — напомнил Крикалев.

Страницы космической истории: 25 лет российско-американской встрече на станции “Мир” Шаттл, NASA, Космос, Стыковка, Станция мир, Союз, Космонавтика, Длиннопост

Космический челнок "Атлантис", пристыкованный к российской космической станции "Мир", 29 июня 1995 года


Исполнительный директор Роскосмоса отметил, что после этого состоялся еще один обменный полет, а летом 1995 года "Атлантис" пристыковался к станции "Мир".


"С этого начался следующий этап совместного сотрудничества, которое потом и привело нас к общей программе Международной космической станции", — считает космонавт.


При этом, как подчеркнул Крикалев, в первоначальных планах шаттлы не рассматривались в качестве дублирующей транспортной системы. "Это была новая идея, которая возникла и довольно быстро была реализована", — сказал он.


Всего состоялось девять стыковок шаттлов с "Миром" — семь раз ее осуществил челнок "Атлантис", по одному разу — "Индевор" (Endeavour) и "Дискавери" (Discovery). На станции побывали 44 астронавта NASA (один из них — трижды, трое астронавтов — дважды), из них семь человек работали в составе длительных экспедиций. Астронавт Норман Тагард (входил в состав основного экипажа станции) первым из американцев был доставлен на "Мир" на российском корабле "Союз ТМ-21".


На шаттлах же слетали в космос семь российских космонавтов, первым был Сергей Крикалев (полет в феврале 1994 года).


Станция "Мир" давно затоплена в Тихом океане, к тому моменту уже начали функционировать первые модули МКС. Программа полетов шаттлов окончательно была закрыта в 2011 году, в 2020-м на смену ей пришли новые пилотируемые корабли частных компаний США.

авторы статьи Алексей Песляк, Екатерина Москвич / тасс

Показать полностью 7
86

Как летают «Союзы». От «А» до «Я»

Часовой фильм Европейского космического агентства о том, как российские корабли «Союз» доставляют космонавтов и астронавтов на Международную космическую станцию. В переводе и с исправленным звуком.

78

Госдеп США разрешил Роскосмосу «расшириться» на американском рынке

Российская компания International Launch Services (ILS), являющаяся дочерним предприятием Центра Хруничева, входящего в структуру «Роскосмоса», получила от Госдепа разрешение продвигать комплекс услуг в сфере космонавтики на территории США. Об этом сообщила сегодня пресс-служба ILS.

Госдеп США разрешил Роскосмосу «расшириться» на американском рынке Космос, Роскосмос, Космический туризм, Центр Хруничева, Ils, Союз

Теперь компания сможет оказывать услуги по запуску ракет-носителей «Союз». Так как она получила право перевозить на российских космических аппаратах не только грузы, но и людей, у нее появляется возможность продвигать космический туризм на территории Соединенных Штатов.


ILS недавно получило разрешение от Госдепартамента США на продвижение услуг по коммерческим запускам ракет-носителей «Союз».
- говорится в пресс-релизе компании.


Предприятие было создано Центром Хруничева для оказания услуг по запуску ракет-носителей «Протон-М» и «Ангара».


В ILS также заявили, что на должность директора предприятия вместо уволившегося Кирка Пайшера пришла Тифайн Лурадур. Ранее она работала в американской фирме United Launch Alliance, где работала президентом по глобальным продажам. Компания специализируется на предоставлении услуги запусков космических аппаратов правительственным организациям в США.



Источник

515

Способ устранения отверстия в обшивке «Союза» с клеем и салфеткой официально запатентовали

В декабре 2018 когда, когда в обшивке «Союз МС-09» было обнаружено отверстие, российские космонавты устранили дефект при помощи ткани и специального клейкого состава.

Получен патент на способ «заделки деффектов» в оболочках пилотируемых космических аппаратов (ПКА) в процессе их космического полета при помощи тканевой салфетки и герметика. соответствующий документ можно найти на сайте Федеральной службой по интеллектуальной собственности.


Этот способ применялся в 2018 году, когда в обшивке «Союз МС-09» было обнаружено отверстие, которое привело к падению давления на Международной космической станции.

Способ устранения отверстия в обшивке «Союза» с клеем и салфеткой официально запатентовали Россия, Космос, МКС, Патент, Телеканал звезда, Союз
Способ устранения отверстия в обшивке «Союза» с клеем и салфеткой официально запатентовали Россия, Космос, МКС, Патент, Телеканал звезда, Союз

Способ герметизации дефекта предполагает пропитать герметиком тонкую тканую салфетку (хлопчатобумажную салфетку из отбеленной марлевой ткани). Затем ввести ее на всю глубину отверстия и залить герметиком.

«Удерживая салфетку за ее периферийную часть заводят пропитанную герметиком часть салфетки в дефект на всю его глубину, контролируя при этом выход салфетки за внешнюю часть оболочки ПКА», - говорится в пояснении к патенту.

После затвердевания герметика, лишние края салфетки удаляют ножницами, а качество проверяют ультразвуковым течеискателем. При необходимости «пробку» заливают герметиком в несколько слоев.

«Наносят сплошной слой герметика с перекрытием наружной поверхности пробки, а после его затвердевания наносят, при необходимости, последующий слой с полным перекрытием первого слоя», - говорится в пояснении.

В декабре 2018 года российские космонавты выходили в открытый космос и находились там более шести часов, чтобы вскрыть противометеоритную защиту, провести осмотр отверстия в бытовом отсеке снаружи, а также взять мазки и образцы с поверхности корабля для последующего анализа. Именно тогда обнаруженный деффект был устранен при помощи салфетки и герметика.

Тамара Астапенкова

Источник:


https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/202031423-SB...

Показать полностью
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: