Халява помоги (нет, не поможет)

На пикабу часто проскакивают посты о студенчестве и о халявных сессиях. Дескать, выучил один билет из ста он и попался. Или халявные автоматы. Или истории из категории "сначала поработай на зачётку, потом зачёта поработает на тебя". Сам учился, сам этим пользовался. Но есть у меня опыт обучения заграницей, в частности в Германии. Так вот, там эти привычные нам понятия отсутствуют целиком и полностью.

Одна из причин, как по мне, лежит в отличиях системы преподавания. Буду говорить про немецкую высшую школу. В немецком вузе по факту отсутствуют практические задания, материал даётся в виде лекций. Практические задания даются в форме одного-двух примеров в рамках лекции, остальное студент должен разобрать сам. К каждой лекции есть список рекомендуем литературы, в том числе с примерами по практике. Кроме того, студенты старших курсов ведут практические занятия, где как раз таки можно задать свои вопросы и порешать примеры. Такие занятия не являются частью учебной программы, однако очень важны для учебного процесса. Кроме того, студенты, которые ведут такие занятия, получают от ВУЗа оплату, порядка 12-15 евро за час.
Подводя итог по первому пункту: никто студенту разжевывать и складывать в рот не будет. Студент должен сам (относительно, конечно же) разобрать и понять материал. Этот принцип виден и в распределении учебных часов - 30-35% аудиторные, остальное - самообучение.

Халява помоги (нет, не поможет) ВУЗ, Заграница, Халява, Студенты, Экзамен, Длиннопост

Когда узнал, что просто ходить на лекции недостаточно

Вторая причина (игорьниколаев.jpg) вытекает из первой, преподаватель не спрашивает у студента то, что он ему сам же и рассказал, его интересует то, что студент выучил сам в течении семестра. Отсюда практически полное отсутствие устных экзаменов. Всё письменно, все по хардкору. За все время обучения максимум два-три устных экзамена, один из которых защита выпускной работы. Как правило, устный экзамен проводится комиссией и протоколируется, так что ожидать тут халявы не стоит.

Вернемся к письменным экзаменам. Преподаватели, конечно, тоже понимают, что иногда объёмы неподъёмные и идут студентам на встречу: ограничивают круг тем, дают примеры задач, позволяют делать легальные шпоры (например А4 с одной стороны рукописным текстом или А4 с двух сторон, но никаких текстов, только формулы). Тут все индивидуально и зависит от ВУЗа, предмета, профессора (нужное подчеркнуть)

На письменном экзамене студентов рассаживают на максимально возможное расстояние друг от друга, на столах только заранее оговорённые предметы (вплоть до цвета чернил и количества карандашей. Перед экзаменом студентам зачитываю их права и обязанности во время экзамена. На самом деле зачитываю не всегда и не везде, но права и обязанности студента прописаны в уставе каждого ВУЗа и студент знать их априори обязан. Например, студент имеет право покинуть экзамен до его официального старта, если и пытывает проблемы с самочувствием. При этом экзамен не будет считаться проваленным (но нужно потом представить справку от врача). Или право на тишину во время экзамена.
За попытку списать, воспользоваться запрещенными средствами, использование телефона - удаление с экзамена и автоматически неуд (твой единственно возможный автомат в немецком ВУЗе)
Никто не сюсюкается, никто не делает по десять замечаний, не упрашивает. Спалился - выходи. Спорить, а тем более что-то доказывать может выйти себе дороже. Наверное, это чем-то похоже на ЕГЭ, только такой ЕГЭ по 5-6 раз за сессию.

Третья причина, как ни странно, связана с первыми двумя. У студента отсутствует зачётка как явление. Его оценки находятся в электронной ведомости, куда имеет доступ только он и секретариат. Свои работы студент сдаёт деперсонализованными, есть только номер студента. Профессор, глядя на работу, не знает ни пола, ни возраста, ни того, насколько студент успешен в других предметах. Оценивается только знания, а не то, насколько ты хороший КВНщик или какой ты весь активист (простите, активисты-КВНщики).

Ну и последний пункт. Сам экзамен устроен таким образом, что написать его можно только если знаешь материал.

Халява помоги (нет, не поможет) ВУЗ, Заграница, Халява, Студенты, Экзамен, Длиннопост

Серьёзно, я сейчас объясню. Количество задач и их сложность подобраны таким образом, что времени думать у тебя нет. Ты либо знаешь, либо нет. Если знаешь - пишешь решения/ответы/ставишь галочки в тестах. Если начинаешь думать/вспоминать - не хватит времени. Как правило, нижняя граница на сдал - 50%. Что выйти на 90%+ нужно писать не останавливаясь, а чтобы писать нужно знать материал так, чтоб от зубов отскакивало.

Халявы, короче, нет. Если кто знает, пишите. Но я за три с половиной года учёбы так и не нашёл способов обмануть систему.
Вышесказанное оотноситс к техническим, экономическим, ИТ и социальным специальностям. У юристов и медиков может и по другому, я не знаю.