Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Казахская белогвардейщина победила

Казахская белогвардейщина победила Политика, Казахстан, Протесты в Казахстане, Белая гвардия, История, Длиннопост

Едва успели мы отпраздновать наступление нового 2022 года, как Казахстан погрузился в пучину кровавых событий, потрясших всех нас. Поводом для трагедии стало решение казахских буржуазных властей поднять цену в Мангыстауской области на сжиженный газ с 60 тенге до 120 тенге за литр, то есть в два раза. Такое повышение цены на сжиженный газ для широких масс трудящихся означало только одно: подорожают продукты питания, проезд в общественном транспорте и коммунальные услуги.

По всей стране вспыхнули акции протеста, а в южных областях и в городе Алматы дело дошло до вооружённых столкновений протестующих с силами правопорядка.

В этой тяжелейшей обстановке Президент РК Токаев принимает решение запросить помощь у стран - участниц ОДКБ, где самой сильной армией располагает Российская Федерация.

И ввод миротворческих сил стран-участниц ОДКБ, где большая часть соединений принадлежит России, мне напомнил исторические события, которые происходили на территории Казахстана в далёком 1918 году, связанные с кумирами казахской буржуазной власти Алаш-Ордой.

Итак, в разгар Гражданской войны борцы за независимость казахского народа А. Букейханов вместе с А. Ермековым и заведующим военным отделом капитаном X. Тохтамышевым в июле и августе 1918 г. вели переговоры в Самаре и Омске с представителями военных ведомств КОМУЧа и Временного сибирского правительства по вопросам оказания помощи Алаш-Орде в формировании вооруженных сил. Лидеры западного отделения Алаш-Орды X. и Ж. Досмухамедовы получили из Самары через КОМУЧ 600 винтовок и пулемет, обещая в ближайшее время организовать казахские отряды в количестве 2000 человек; тургайской группе в сентябре 1918 г. было выделено 300 берданок, 20 тыс. патронов и большое количество обмундирования.

С помощью атамана Дутова приступили к формированию двух конных полков: одного в Кустанайском, другого — в Иргизском уездах. В августе 1918 г. в Семипалатинске был сформирован первый Алашский конный полк в составе 38 офицеров и 750 бойцов.

Инструкция по мобилизации джигитов о Уральскому округу. «Для пополнения комплекта джигитов киргизской народной армии до двух тысяч человек, согласно постановления всеобщего оренбургского киргизского съезда 1917 года, необходимо объявить по оляяту мобилизацию джигитов и лошадей на следующих основаниях: "По каждому уезду сроки мобилизации объявляются особым приказом Алаш-Орды, с каждых пятидесяти кибиток мобилизуется по одному джигиту и одной лошади».

Итак, еще раз. Идет гражданская война. Нужно создавать новую киргизскую народную армию. Букейханов хочет ее пополнить ДО ДВУХ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК. Вы серьезно? Из шести миллионов вы выделяете на армию две тысячи человек? Почему бы не объявить массовый призыв всего населения от 18-ти до 55-ти? Ведь этот народ воюет за свою независимость, разве нет?Да потому, что Букейханов понимал, что более-менее массовый призыв породит возмущение среди народа, и вся власть развалится как карточный домик.

С горем пополам, к 1919-му армия едва выросла до трех тысяч. Отчитываясь перед белыми, Букейханов сказал: «В вопросе о милиции вы меня не поняли. Милиция наша — это войско. Оно уже фактически существует: 700 наших джигитов находятся на фронте в Семиречье, 540 человек у Троицка, 2000 человек в Уральской области. Когда вы читаете сообщение об успехах на семиреченском фронте, то знайте, что эти успехи достигнуты благодаря нашим отрядам».

Как видел армию Букейханов? «Штаб армии будет общим с русским. В остальном отношении армия должна быть организована наподобие казачьих войск с самостоятельным войсковым управлением».

Вот такой вот борец за независимость – со штабом у представителей российского временного правительства и подчинением, подобно казакам.

Заметь, дорогой товарищ, что в формировании алашского войска участвовали российские и казацкие командиры, выступавшие за единую и неделимую Россию и как ни странно, но при таком обилии вышеуказанных фактов казахская буржуазная власть выставляет алаш-ординцев “борцами за независимость казахского народа”.

Всё бы ничего, но даже в этой микроскопической алашской армии происходит восстание из-за жестокого обращения казачьих офицеров с казахскими военнослужащими.

Бунт произошел 7-го декабря 1918 г., против правительства Досмухамедовых киргизской милицией в составе 400 человек <...> Восстание милиции было вызвано плохим снабжением, произволом, господствующим в лагере Досмухамедовых, варварским отношением к национальной милиции казачьих офицеров, поровших рядовых плетью.

В основном же, это общее недовольство масс крестьян и дехкан, которое вылилось через восстание милиции. Этот бунт был крупным прорывом в армии как в уменьшении количества, так и в разложении ее отрядов. Армия начала разбегаться, дисциплина — ослабла, авторитет Досмухамедовых основательно пошатнулся. Бунт был предательски подавлен офицерами при поддержке казачьего войска. Итого, в микроскопической армии произошел бунт, который опять же подавили казачьи войска (сторонники единой и неделимой, то есть).

Немного о Джамбейтинском восстании. В алашевских частях Джамбейтинского гарнизона вспыхнуло восстание, вызванное отказом части джигитов идти на фронт против красных. Из донесения Уральского областного комиссара Г. Бизянова министру внутренних дел правительства Колчака: «Джигиты киргизской народной милиции в количестве приблизительно 300 человек в конном строю въехали на базарную площадь и открыли стрельбу из винтовок, затем бросились на почтовую контору, перерезали телефонные провода и, разделившись на несколько отдельных команд, стали отыскивать офицеров и членов киргизского правительства… джигиты освободили из арестантского дома всех арестантов в количестве 68 человек, разграбили склады оружия, интендантский полковой склад, раздали арестантам лошадей из конного запаса, вооружили их винтовками, патронами и напали на местные учреждения. В уездном киргизском суде, штабе киргизских войск, киргизском интендантстве, уездной земской управе, милиции и канцелярии комиссара сожжены почти все дела. В помещении уездной земской управы открыто похищен денежный ящик, в котором находилось около миллиона рублей, принадлежащих отделению Алаш-Орды… Председатель киргизской Алаш-Орды Д. Досмухамедов, начальник штаба киргизской милиции Студеникин бежали в степь». За время «беспорядков» погиб один освобожденный арестант и один юнкер. Восставшие разъехались из Джамбейты по аулам.

Особое внимание прошу обратить на поведение представителя “выдающейся казахской интеллигенции”, бежавшего от своих же бойцов. Не напоминает ли тебе, дорогой читатель, поведение Досмухамедова действия акима города Алматы и других высокопоставленных лиц, которые исчезли во время беспорядков в Алматы и в стране?

А теперь взглянем как действовали казахские коммунисты во время восстания 1916 года и во время Гражданской войны?

Коммунисты Амангельды Иманов и Алиби Джангильдин, организовали действительно всенародное восстание против Российской Империи. Вот что говорит статья на сайте института истории и этнологии им. Чокана Валиханова: «Как свидетельствуют архивные документы, численность повстанческих отрядов в самый пик восстания составляла около 50 000 чел. Из десятков тысяч неорганизованных повстанцев А. Иманов создал стройный дисциплинированный военный организм, разделенный на десятки, пятидесятки, сотни и тысячи. Во главе каждого из подразделений соответственно были поставлены онбасы (десятник), елубасы (пятидесятник), жузбасы (сотник), мынбасы (тысячник). Было сформировано специальное подразделение снайперов (отряд мергенов). А. Иманов был избран сардарбеком — главнокомандующим повстанцев, при нем функционировал военный совет — кенес».

Думаю, комментарии излишни.

В качестве заключения хочу привести небольшую публикацию товарища Семена Уралова, который дал краткий, но поучительный анализ в отношении январских событий: “Региональная специфика мятежа в Казахстане Кризис в Казахстане интересно рассматривать в регионально-историческом контексте. Север и Запад Казахстана охвачены традиционными митингами в центре города, которые усиливаются точечными забастовками и перекрытием дорог. В Алма-Ате (Юг Казахстана, Семиречье) сразу перешли к погромам и грабежам. Знаменитое восстание 1916 года, которое сейчас пытаются мифологизировать как национальное - разворачивалось по схожей схеме. На Севере, в Тургае - восставшие создавали подобие советов и самоуправления, а на Юге в том же Семиречье начался форменный беспредел с массовыми погромами, захватом земель и захватом заложников. Регион достаточно быстро погрузился в архаичный уклад. Поэтому главная угроза в Казахстане это не "Майдан" и очередная смена начальников в ходе бунта в столице. Главная угроза - это сползание в архаику, когда центральная власть утратит авторитет.”

Организация Трудящихся Казахстана / Красная Юрта