КАРТОННЫЙ СТАКАНЧИК

Тарт на своих семинарах демонстрировал (а может, и сейчас) любопытный эксперимент. Брал картонный одноразовый стаканчик из-под кофе, ставил рядом с собой на пол и просил аудиторию недолго на этот предмет посмотреть. То есть без ощущения при этом всяких особых чувств, или смыслов – просто внимательно и расслабленно стаканчик этот понаблюдать некоторое время.


А потом наступал на него ногой.

И спрашивал, не испытал ли кто из присутствующих каких-то особых чувств, ощущений и проч. – в тот момент, когда он неожиданно стаканчик этот раздавил.


А люди к нему приходили очень разные: домохозяйки, бизнесмены, преподаватели и т.д. И вот представьте себе – независимо от возраста, образования и статуса, – практически все одинаково болезненно вздрагивали. Хотя, казалось бы, – ну свернутый кусок картона, притом использованный, да еще в стране изобилия всяких упаковок и прочего одноразового хлама; это ж вам не наши пенаты, где еще недавно полиэтиленовые прозрачные пакеты по двадцать раз стирали и снова в дело пускали. Да каждый из них сам до этого миллион раз такие стаканчики плющил-выбрасывал, без всякого сожаления. И вот тем не менее.


Большого понимания человек, дай Бог ему всяческого здоровья. Более наглядной и доходчивой иллюстрации основной идеи всяких буддизмов – представить невозможно. Две минуты смотришь на то, что к тебе никакого отношения не имеет и что ни до, ни после этого момента внимательно изучать и не подумаешь – и почти физически неприятно, когда оно разрушается.


А когда тебя всю жизнь какая-то привычная мысль сопровождает, или базовая какая-то установка – что-то, что наблюдаешь умом день за днем и год за годом, и при этом она же не вне тела, а в уме, то есть в самой что ни на есть интимной, своей зоне… Попробуй-ка ее даже не разрушить, и не засомневаться в ней – а просто допустить, что существует сама возможность такого сомнения. Хотя, казалось бы, – ну мысль, мало ли их таких. Даже не предмет, который мог бы когда-то пригодиться – просто некий образ в уме, не особо даже и четко видимый, следствие каких-то там привычных нейронных связей. И тем не менее.


Это о самой привычной из мыслей речь. О мысли «я».


Вот. А вы говорите: «дзены-хуены»…