2

Карта души. Динамический центр сознания

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Я продолжаю серию постов про представления о душе и психике человека в рамках Юнгианского анализа. Сегодня пойдет речь о функциях Эго, его взаимодействии с психикой, телом и внешним миром.

И так, Эго – это динамический центр сознания:

  • Оно фокусирует внимание сознания на том, что с нами происходит

  • Но так же оно может «вытеснить» какие-то события или факты из сознания если они представляются нестерпимо болезненными, травмирующими или несовместимы с другим содержанием сознания.

На последнем мне хочется немного остановиться – если есть возможность «вытеснять» что-то из сознания, значит должна существовать и обратная возможность возвращения в сознание содержания, которое было вытеснено в бессознательное.

Эго может вернуть такое «вытесненное» содержание обратно в сознание (благодаря такой возможности Эго и существует психотерапия и возможность работать с «вытесненным» из сознания травматичным содержимым), но при условии что это содержание будет:

  • Иметь достаточно прочную ассоциативную связь с Эго (иногда это звучит примерно как «я всегда об этом догадывался»)

  • Не заблокировано механизмами психической защиты (тут психотерапия направлена на ослабление этих психических защит за счет формирования безопасного пространства и возможности интернализировать принимающую фигуру психотерапевта)

Что еще характеризует Эго как динамический центр сознания – то, что Эго – это центр принятия решений и свободы воли.

Благодаря свой возможности фокусировать внимание сознания Эго отвечает за мотивацию и поведение человека.

Если Эго сильное – то у него есть возможность свободно оперировать большим количеством психического содержания, и принимать такие решения, которые могут бросить вызов инстинктам самосохранения, размножения и творчества.

А если же Эго слабое – то оно чаще поддается импульсам и эмоциональным всплесками, и как следствие теряет концентрацию и мотивацию.

Такая свобода Эго конечно весьма относительная, так как оно легко поддается влиянию как внутрипсихических импульсов, так и внешних стимулов окружающей среды.

Не хочу, чтобы у вас создалось впечатление, что Эго это лишь функция. На самом деле, все говорит о том, что наше Эго рождается вместе с нами, оно не «хорошее» и не «плохое», оно нравственно нейтральное, а значит это не продукт воспитания или развития, и это то, что отличает людей от других живых существ, наделенных сознанием, и отличает одного человека от другого.

Эго – это наша врожденная данность, которая появляется еще до приобретения языка и формирования самосознания.

Знание нашего имени узнавание собственного лица тесно примыкает к Эго, определяет Эго и увеличивает сферу контроля и самосознания.

Но мы люди существуем внутри культуры, а это значит, что в какой-то момент нашего развития Эго и сознание в значительной степени формируются миром культуры, в котором мы растем и развиваемся – так формируется оболочка Эго-структуры, его внешний уровень (иными словами – Персона, но об этом мы поговорим дальше).

По мере взросления и обучения оболочка Эго-структуры становится все более мощной.

Говоря об этих двух составляющих Эго, Юнг называет их «личность № 1» и «личность№ 2»:

Личность № 1 — это врожденное ядро Я,

Личность №2 — его культурно приобретенный слой, который увеличивается с течением времени.

При этом, имея такую мощную культурную оболочку, Эго глубоко укоренено в теле, даже больше, чем в культуре однако на сколько далеко – это по-прежнему открытый вопрос.

Здесь мне хочется процитировать Юнга, в Anion он пишет:

Эго не простое или элементарное явление, но очень сложное, к тому же не поддающееся исчерпывающему описанию. Опыт показывает, что оно базируется на двух, по-видимому, различных основаниях - соматическом и психическом

Таким образом – Эго включает в себя и психическое, и телесное, но они не совпадают друг с другом и не выводимы друг из друга. Эго опирается на тело только в том смысле, что оно переживает чувство единства с телом, однако тело, переживаемое Эго является психической реальностью – то есть то, как мы сознательно переживаем свое тело. Не все процессы внутри организма (например переваривание пищи, кроветворение или иные процессы) переходят порог сознания. Большая часть из них остается в бессознательном. Это не обязательно подразумевает, что эти процессы только физиологические, но

вне всякого сомнения, значительная часть этих эндосоматических стимулов просто непригодна для осознания и настолько элементарна,что нет никаких причин наделять их психической природой.

Таким образом существует 2 границы:

  1. Отделяет сознание от бессознательного

  2. Отделяет психику от соматической основы.

На самом деле эти границы весьма условны, так как до сих пор остается открытым вопрос о том, на сколько глубоко в эндосоматические процессы может углубиться наше сознание (как утверждают некоторые йоги что особенно продвинутые из них могут останавливать биение собственного сердца).

Суммари:

Эго – динамический центр сознания, данный нам от природы. Оно оперирует психическим содержанием и представлением о том, что с нами происходит. Эго может «фильтровать» психическое содержимое сознания и фокусировать внимание на чем-то, побуждая человека к действию. Чем сильнее Эго, тем больше у человека возможности оперировать психическим отражением внешней реальности и не терять концентрацию, смещая фокус на внутренние или эмоциональные импульсы. По мимо психического ядра, Эго опирается на телесное в виде представления о проживании чувства единства с телом и имеет укрепляющуюся по мере взросления культурную оболочку.

На этом мы пока остановимся, а в следующей статье мы рассмотрим местонахождение Эго.

Спасибо за внимание, ваш аналитический психолог Виктория Красножен.

Психология | Psychology

28.1K постов61.5K подписчиков

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.