Карма и социальная несправедливость

Сфера, в которой закон кармы действует в полную силу, — это наш этический мир. И потому этот

закон нельзя переносить на экономическое положение. Нищета не является необходимым следствием

злых поступков, а богатство — следствием благих деяний. То, богат человек или беден, главным образом зависит от экономического принципа, в той мере, в какой речь идет о нынешней социальной системе. Нравственность и экономика — две различные области человеческой деятельности. Честность и нравственная прямота не обязательно гарантируют благополучие. Напротив, бесчестность и преступления против нравственного закона часто используются для материального процветания. Разве мы не замечаем, как много хороших, совестливых людей вокруг нас прозябает в ужасающей нищете? Станем ли мы считать, будто они страдают из-за проклятия неблагой кармы предшествующих жизней, если можем объяснить этот факт как случай социальной несправедливости? Никоим образом не обязательно — более того, это даже вредно — устанавливать отношения между двумя вещами, которые по своей сущности не имеют причинной зависимости друг от друга. Карму не стоит приплетать для объяснения имущественного неравенства.


Люди слишком страстно хотят узреть, каким образом любой совершенный ими поступок способствует собиранию земного богатства и материальному благополучию. Они бы хотели даже нравственные поступки, в принципе не имеющие отношения к экономической стороне жизни, обратить в способ добывания земных благ. Они хотели бы закон кармической причинности приноровить к сфере, где действуют совершенно иные законы. На самом деле из совершения достойных деяний вытекает только обретение духовных даров, которые не могут быть изъедены ни молью, ни ржавчиной. А что еще может карма благих деяний принести нам?


Пока мы зависим от нынешнего положения вещей, невозможно избежать проклятия социальной несправедливости и имущественного неравенства. Одни люди должны рождаться богатыми и знатными, должны наслаждаться сверхизобилием материальных благ, другие должны стенать под тяжестью непосильного бремени, наложенного на них жестоким обществом. До тех пор, пока мы не совершим радикального изменения социальной среды, нельзя и думать, чтобы каждый из нас радовался равным возможностям и справедливому распределению. До тех пор, пока у нас не появится какая-то форма социализма — либерального, рационального и систематического, наверняка останутся те, кто в материальном плане более счастлив, чем другие.


Судзуки Д.Т. "Основные принципы буддизма Махаяны"

https://www.indostan.ru/biblioteka/27_2517_0.html