Карачаево-балкарский танец «Тюз Тепсеу».
Танец “Тюз тепсеу” (танец приглашения или танец знакомства) исполняется на всех торжествах. В древних вариантах участвовала большая группа людей, если танец имел обрядовый характер. Обрядовые варианты исполнялись в строгой последовательности фигур и па. Тот, кто нарушал строгую последовательность фигур, выходил из круга. В обрядовом варианте танца участвовали парни и девушки, составляя пары.
Перед перегоном скота на летние пастбища совершали обряды, чтобы сохранить приплод скота от болезней, нападения хищных зверей, от падения в пропасть, для изобилия трав. На барана-производителя надевали шапку, а на самку - платок; бурку устанавливали на посохе в вертикальном положении; на козла-вожака надевали платок и шапку, водили его по дворам селения. При этом каждому дому желали много скота и сохранения его приплода. Пастухи обменивались посохами, башлыками, бурками. В конце обряда исполняли танец “Тюз тепсеу”. На пастбище чабаны вокруг посоха, обвязанного башлыком, исполняли “Тюз тепсеу”. Часто обряд дополнялся обращением к божествам Аймушу и Маккурушу. Когда пастухи спускали скот на зимние стоянки, то устанавливали флаг с изображением головы первого божества и исполняли вокруг него “Тюз тепсеу” для благополучного возвращения с пастбищ.
История быта и искусств
1.8K постов6.3K подписчиков
Правила сообщества
Исключаются:
- упоминания политики в актуальном контексте
- "клубничка" вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат
- спорная информация без указания авторитетных источников