Какой самолет самый экологичный?

Пандемия сильно ударила по мировой авиации. Количество полетов сократилось в разы, страны то закрываются, то открываются. Один плюс от этой ситуации все-таки есть — выбросы вредных веществ тоже резко сократились. На долю авиации приходится до 3% мировых парниковых газов. Но ведь когда-нибудь пандемия закончится? Как может развиваться отрасль, чтобы сократить ущерб окружающей среде?

Какой самолет самый экологичный? Экология, Авиация, Самолет, Технологии, Наука, Гражданская авиация, Техника, Длиннопост

Автопром уже довольно успешно использует электрические и гибридные двигатели. И это не просто тестовые модели, а массовые — они продаются и ездят по дорогам многих стран. В авиации над этим только работают.


Чего уже достигли? В 2008 году Boeing запустил первый в мире самолет с водородным двигателем. В воздух он поднял всего одного человека — пилота, но было доказано, что эта технология в принципе применима в авиации.

Какой самолет самый экологичный? Экология, Авиация, Самолет, Технологии, Наука, Гражданская авиация, Техника, Длиннопост

В 2016 году полет совершил первый в мире четырехместный самолет на водородном топливе, построенный Немецким агентством авиационных исследований при содействии университета Ульма.

Какой самолет самый экологичный? Экология, Авиация, Самолет, Технологии, Наука, Гражданская авиация, Техника, Длиннопост

Сейчас в качестве одного из решений рассматривается гибридно-электрический самолет. Как и в гибридном автомобиле, в нем предполагается использовать два источника энергии: обычное топливо и электрическую батарею (или водородный топливный элемент).


Ксавье Робоам, заместитель директора лаборатории Университета Тулузы: «Путем гибридизации источников можно снизить расход топлива в самолетах и, следовательно, воздействие на окружающую среду. Это первый шаг перед последним шагом, которым может стать полностью электрический самолет с нулевым уровнем выбросов»


Зачем же нужен этот шаг? Почему электрический самолет не может сейчас прийти на смену обычным?


Дело в количестве энергии, которое выдает двигатель на килограмм массы самолета. Существующие сейчас батареи слишком тяжелы, чтобы их можно было использовать без других источников питания. Их вес примерно в 30 раз больше, чем объем керосина, который может обеспечить такое же количество энергии.

Какой самолет самый экологичный? Экология, Авиация, Самолет, Технологии, Наука, Гражданская авиация, Техника, Длиннопост

Самый большой из электрических самолетов, которые сейчас совершают испытательные полеты, может взять на борт до 9 пассажиров и преодолеть с ними 160 км. С батареями, которые позволили бы перевозить привычное нам количество пассажиров на более значимое расстояние самолет будет слишком тяжелым для взлета.

Какой самолет самый экологичный? Экология, Авиация, Самолет, Технологии, Наука, Гражданская авиация, Техника, Длиннопост

Поэтому основные усилия ученых и конструкторов сосредоточились сейчас на разработке гибридных самолетов. В частности, в Университете Тулузы работают над проектом HASTECS. Его цель сейчас — добиться наилучшего соотношения между мощностью батареи и весом, необходимым для этой мощности. По расчетам Ксавье Робоама, на доработку гибридного самолета у них уйдет от 5 до 15 лет.

Какой самолет самый экологичный? Экология, Авиация, Самолет, Технологии, Наука, Гражданская авиация, Техника, Длиннопост

В сентябре Airbus объявил о планах создания первого в мире самолета с нулевым уровнем выбросов. Концерн представил 3 концепции, каждая из которых представляет собой отдельный подход и исследует различные технологии и аэродинамические конфигурации. Все они в качестве топлива используют углерод. В Airbus считают, что именно он станет чистым климатически нейтральным авиационным топливом.


Гийом Фори, генеральный директор Airbus: «Я твердо верю, что использование водорода — как в синтетическом топливе, так и в качестве основного источника энергии для коммерческих самолетов — может значительно снизить воздействие авиации на климат».


По первой концепции самолет имеет турбовентиляторный двигатель и может перевозить от 120 до 200 пассажиров на расстояние до 3700 км.

Какой самолет самый экологичный? Экология, Авиация, Самолет, Технологии, Наука, Гражданская авиация, Техника, Длиннопост

Второй самолет может взять на борт до 100 пассажиров и преодолеть до 1800 км. Вместо турбовентиляторного он использует турбовинтовой двигатель.

Какой самолет самый экологичный? Экология, Авиация, Самолет, Технологии, Наука, Гражданская авиация, Техника, Длиннопост

Третий — самый футуристично выглядящий — самолет со «смешанным крылом». Его крылья сливаются с основным фюзеляжем. Перевозить он сможет до 200 пассажиров на расстояние до 3700 км. Очень широкий фюзеляж дает возможность организовать дополнительное место для хранения и распределения водорода.

Какой самолет самый экологичный? Экология, Авиация, Самолет, Технологии, Наука, Гражданская авиация, Техника, Длиннопост

Все три самолета будут изучаться и совершенствоваться, чтобы к 2035 году создать первый в мире климатически нейтральный самолет с нулевым уровнем выбросов.


Разработкой гибридно-электрического самолета занимаются и в Штутгартском университете. Цель проекта FutPrint50 — к 2035 году ввести в эксплуатацию воздушное судно, которое сможет вмещать до 50 пассажиров. По мнению руководителей проекта, рассматривать меньшую вместимость не имеет смысла с коммерческой точки зрения.

Какой самолет самый экологичный? Экология, Авиация, Самолет, Технологии, Наука, Гражданская авиация, Техника, Длиннопост

Сейчас команда сосредоточилась на выборе способа сбора энергии, который поможет снизить вес батареи и топлива. В частности, они предполагают, что во время снижения, когда мощность самолету не требуется, пропеллеры могут генерировать энергию из воздушного потока — по аналогии с электромобилями, в которых электричество вырабатывается во время торможения.


Андреас Штромайер, заведующий кафедрой проектирования самолетов Штутгартского университета: «Я мечтаю, что мои внуки смогут сидеть со мной на борту одного из этих самолетов через 20 лет. Я хочу увидеть, как его построят».


Что же должно произойти, чтобы эта мечта осуществилась?


Во-первых, необходимо развивать технологии хранения водорода, чтобы его хватало для передвижения на значительные расстояния. Кроме того, необходимо разработать новые способы доставки водорода в аэропорты. Придется также изменить интерьер самолетов, чтобы интегрировать все необходимые системы и трубопроводы.

Какой самолет самый экологичный? Экология, Авиация, Самолет, Технологии, Наука, Гражданская авиация, Техника, Длиннопост

Большая часть водорода в мире сейчас производится путем риформинга метана из природного газа. Но ученые предпринимают усилия по разработке экологически чистого водорода — используя электрический ток (полученный из возобновляемых источников) для преобразования воды в кислород и водород. Сейчас таким образом производится лишь малая часть водорода. Если это количество удастся существенно увеличить, то при отсутствии выбросов от самих самолетов авиация стала бы по-настоящему чистым видом транспорта.

Какой самолет самый экологичный? Экология, Авиация, Самолет, Технологии, Наука, Гражданская авиация, Техника, Длиннопост

Самолеты, использующие водород, будут выделять лишь воду. Судя по испытаниям, которые уже прошли, они смогут летать с той же скоростью, что и обычные.


По материалам: horizon-magazine.eu, futprint50.eu, airbus.com, airlines.iata.org, wired.com, theengineer.co.uk