-4

Как защитить интеллектуальную собственность (на примере компьютерной игры)

Это своеобразный ответ на вот этот пост от @VladWireframe, у которого была здравая идея, но скверное исполнение.


Допустим, Вы разрабатываете свою супермегакрутую игру, которая обещает принести Вам 100500 денег. Все у Вас идет хорошо, но в какой-то момент Вы начинаете бояться, что Вашу игру скопируют-украдут-переиздадут злобные инопланетяне и Вы останетесь ни с чем. Можно ли этого избежать?


Да, можно. Но для этого сперва надо понять, а что же именно Вы хотите защитить? Это ведь только для Вас "игра" - это один объект. А с точки зрения закона интеллектуальная собственность - понятие очень многогранное, состоящее из нескольких разных объектов, которые отличаются как по своей сути, так и по способам защиты. Многие неспециалисты их часто путают, выдавая в итоге абсолютно безграмотные шедевры вроде "надо патентовать исходный код" или "защитить копирайтом товарную марку".


Попробую разложить все по полочкам. В общем случае защита может потребоваться:

1. Товарному знаку,

2. Исходному коду программы,

3. Художественным решениям (персонажи, графика, сценарий, тексты),

4. Техническим решениям (алгоритмы).


Еще раз подчеркну: для Вас это все может быть одним большим объектом - "игрой". Но с точки зрения закона, это все разные объекты интеллектуальной собственности, каждый из которых требует отдельной защиты. Разница между ними очень существенная и то, что Вы зарегистрировали свой товарный знак, вовсе не будет означать, что Вы тем самым защитили еще и свой алгоритм.


1. Товарный знак


Товарный знак - это обозначение, применяемое для отличия товара одного производителя от товара другого. Чтобы защитить товарный знак, его нужно зарегистрировать. То есть, придумал знак - подал заявку - ее проверяют - регистрируют знак (вносят в реестр) -  выдают свидетельство. Защита действует с момента регистрации.


Зачем надо защищать - чтобы никто другой не использовал Ваше название для обозначения своего продукта. Допустим, Вы выпустили на рынок игру под названием "Сепульки". Игра становится популярной и куча других производителей, захотев заработать, тут же выпускает массу своих игр (никак не связанных с Вашей) под названиями "Сепульки-2", "Сепульки возвращаются", "Месть сепулек" и т.д.


Зарегистрировав товарный знак "Сепульки", Вы не сможете помешать другим людям делать похожие игры, копировать Вашу графику, Ваших персонажей, Ваши диалоги и т.п. - это все другие области интеллектуальных прав. Вы также не сможете помешать упоминать это название (например, писать обзоры на Вашу игру). Зарегистрированный товарный знак лишь не даст никому другому выпускать на рынок игру, в названии которой будет слово "Сепульки". Не больше и не меньше.


Как защитить - Иногда думают, что для защиты достаточно поставить значок ® или ™. На самом деле, это, конечно, не так. Эти значки (в России используется только ®) всего лишь предупреждают о том, что данное обозначение - зарегистрированный товарный знак и, следовательно, его нельзя использовать. Вот и все. Сами по себе они ничего не защищают, равно как и их отсутствие ни о чем не говорит. Защищается только знак, который был официально зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков.


Для регистрации надо подать заявку в Роспатент, точнее, в Федеральный институт промышленной собственности (Роспатент - это головная организация, которая только щеки надувает стратегию разрабатывает, все работы делает ФИПС). Как подавать заявку я расписывать не буду, это достаточно обширная тема. Ничего сложного там нет (заявление, описание знака, перечень товаров), просто надо читать регламенты и смотреть примеры. Ну или обратиться к специалистам, желательно к зарегистрированным в Роспатенте патентным поверенным. Это такие люди, которые прошли курс обучения и сдали экзамен на владение предметом.


Естественно, перед подачей заявки желательно провести поиск (или заказать поиск) на тему того, не зарегистрирован ли уже такой (или похожий) знак, иначе Вы просто потратите деньги зря.


Имейте в виду, что регистрировать товарный знак надо в каждой стране отдельно и регистрация действует только локально. То есть товарный знак, зарегистрированный в США, сам по себе еще не дает никакой защиты в России. Конечно, сейчас есть международные соглашения, которые облегчают жизнь - можно подать одну заявку, которую потом по специальной процедуре "раскидают" по ведомствам тех стран, в которых Вы хотите защищать свой знак. То есть опять же, для специалиста ничего сложного, просто надо иметь это в виду, если Вы планируете выходить на международные рынки.


Немного особенностей:


1. Товарный знак может быть словесным (защищается слово "Сепульки" в любом виде) или графическим (защищается изображение - т.е. только изображение слова "сепульки", нарисованное определенным образом, но не само слово). Может быть анимированным, звуковым, трехмерным, каким угодно. Может быть даже осязательным и обонятельным. И нет, я не шучу. :)


2. Товарный знак распространяется только на обозначение товара определенного класса МКТУ. Т.е. если Вы зарегистрировали знак для игр, то не сможете помешать обозначать им металлорежущие станки. Зарегистрировать знак для всех товаров не получится - во-первых, это очень дорого, а во-вторых, знак необходимо использовать. Если владелец знака в течение нескольких лет не выпускает продукт с таким обозначением, то его регистрацию можно досрочно прекратить.


4. Поскольку товарный знак предназначен для обозначения товаров и услуг, то и регистрировать его могут только юр. лица или ИП. Физические лица в РФ регистрировать товарные знаки не могут.


5. Знак регистрируется на 10 лет, но регистрацию можно продлевать до бесконечности (разумеется, за деньги). Если в какой-то момент не продлил - регистрация прекращается, товарный знак перестает охраняться и его может зарегистрировать кто-то другой.


Ну вот, хотел как покороче, а получилось как всегда. В следующем посте расскажу про то, как и зачем надо защищать другие объекты интеллектуальной собственности.

Дубликаты не найдены

0

А если я выпустил игру, а кто-то взял и зарегистрировал имя игры как товарный знак. И я теперь в жопе или это невозможно?

раскрыть ветку 3
+1

Насчет других стран не скажу, а в России - не то, чтобы совсем, но как минимум в очень серьезной проблеме. Ну то есть да, в жопе. :)


https://blog.pravo.ru/blog/6513.html


Если коротко, то есть такое "право преждепользования". То есть если ты что-то делал до того, как оно было запатентовано, то можешь продолжать делать в том же объеме. Но в российском законодательстве это право прописано только для патентов, а для товарных знаков его нет. Поэтому суды решают в разных делах по-разному.


Сейчас они вроде бы склоняются к тому, что раз право преждепользования для знаков не прописано, то не важно, что ты там делал раньше. Есть товарный знак - его нельзя использовать и точка.


Вам в помощь может быть только пункт 9 статьи 1483 ГК РФ:


""9. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные:

1) названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака (статья 1492) произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;"

Программы для ЭВМ охраняются также, как литературные произведения. Поэтому если игра успела завоевать популярность, то наверное, можно попробовать опротестовать регистрацию знака. Но предсказать результат я не возьмусь.


Ну и еще вот тут может быть зацепка: http://ipcmagazine.ru/news/3444-news2281


Вместе с тем суд вправе отказать лицу в защите его права на товарный знак на основании статьи 10 ГК РФ, если по материалам дела, исходя из конкретных фактических обстоятельств, действия по государственной регистрации соответствующего товарного знака могут быть квалифицированы как злоупотребление правом.


Но как Вы понимаете, доказывать это все в российском суде - офигенный геморрой.

раскрыть ветку 2
0

Спасибо за развернутый ответ. У меня есть еще один вопрос.

Можно ли запатентовать товарный знак на физическое лицо или обязательно оформлять сначала юридическое?


Upd: Нашел небольшую статейку:
Законодательство РФ не предусматривает регистрацию товарного знака на физическое лицо, так как товарный знак – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Соответственно зарегистрировать его возможно только на юридическое лицо или на индивидуального предпринимателя (ст. 1478 ГК РФ).
Исключением из этого правила будут физические лица-граждане других государств. Если в стране, гражданином которой является физическое лицо, разрешена регистрация товарных знаков на физических лиц, то и в России такая регистрация будет возможна.
Передача товарного знака физическому лицу по наследству
При наследовании исключительные права на товарный знак могут перейти к гражданину, только если он зарегистрирован как индивидуальный предприниматель.
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
0
Сам не сталкивался, но меня в ВУЗе учили, что ™ это зарегистрированная торговая марка, а ® это подано на регистрацию. В России реально не дают "тм"?
раскрыть ветку 1
0

ГК РФ Статья 1485. Знак охраны товарного знака

Правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы "R" или латинской буквы "R" в окружности <*> либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак" и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории Российской Федерации.

То есть ТМ не то, что "не дают", а просто не предусмотрено такое обозначение. Его никто не мешает использовать, естественно.

0
А про остальные части будет? В частности про защиту алгоритмов интересно.
раскрыть ветку 2
+1
Будет. Все по порядку. :)
раскрыть ветку 1
0
Спасибо, буду ждать
0
Спасибо, что развернуто ответил и исправил мои ошибки. Буду ссылаться на твой пост теперь.

Мне задали вопрос, а так как нигде не нашел конкретных примеров - пришлось самому углубляться, что вышло у меня паршиво..
раскрыть ветку 1
0
Всегда пожалуйста. :)
0

Вы выбрали хитрое слово, которого нет в словарях и тут ваш пример работает, да. А что насчет общепринятого слова? Есть какая-то судебная практика? Ну, например, не "сепульки" слово будет, а "смерть". Вы хотите сказать, что если я создам игру с название "Смерть и веники", то никто больше не сможет издать игру где в название есть слова "смерть" или "веник"? Звучит как бред.

раскрыть ветку 8
0

С общеупотребимыми словами сложнее. Для знака "смерть", например, может быть отказ потому, что во многих играх происходят убийства, то есть это ближе к описанию свойств товара. Но при этом можно написать слово "смерть" каким-то хитрым шрифтом, как-то раскрасить и т.д. То есть защитить знак уже не как слово, а как графическое изображение. В этом случае слово "смерть" там будет неохраняемым элементом.


То есть, если еще проще: для товара "огурцы" нельзя сделать ТЗ "огурцы", "вкусные огурцы", "зеленые", "пупырчатые" и т.д., потому что это не обозначение уникального товара, а обозначение свойств товара, которые могут быть у многих производителей. Но для огурцов можно сделать товарный знак Windows. А вот для окон тз "окна" сделать нельзя.

0

вовсе не бред , игру название которой содержит в своем составе именно "смерть и веники" кому то другому выпускать будет уже незаконно.

Суд, все дела, ваши бабки.

раскрыть ветку 6
0

Вопрос в другом вообще-то.
Есть игра "Смерть и веники", человек создает "В конце вас ожидает только смерть", другой человек создает "Война с вениками" итого мы получаем иск к каждой созданной игре? Кулстори. Так слов может не хватить.

раскрыть ветку 5
Похожие посты