Как эксперимент с крысами изменил подход к воспитанию?
Вывод, сделанный из работы психолога, изменивший взгляд на педагогику,
В 1938 году психолог Беррес Фредерик Скиннер провел эксперимент, который перевернул представления о мотивации и обучении. Он поместил крыс в специальный ящик, где еда выдавалась только после нажатия на кнопку. Так родилась теория оперантного научения, доказавшая, что поведение эффективнее формируется через подкрепление, а не наказание.
4 способа управления поведением
Скиннер выделил ключевые методы влияния на действия живых существ:
Положительное подкрепление – награда за правильное действие.
Отрицательное подкрепление – устранение дискомфорта после нужного поступка.
Положительное наказание – боль или неприятные последствия за ошибку.
Отрицательное наказание – лишение чего-то приятного за проступок.
Почему наказания не работают?
Исследования показывают, что наказание лишь учит скрывать ошибки, а не исправлять их. Например, заключенные после освобождения часто повторяют преступления, потому что страх наказания не формирует внутреннюю мотивацию к правильному поведению.
Как применять это в воспитании?
Хвалите за попытки – поощрение укрепляет желаемое поведение.
Игнорируйте мелкие проступки – отсутствие реакции иногда эффективнее крика.
Создавайте систему вознаграждений – например, закрепляйте полезные привычки, награждая себя.
Традиционные методы воспитания, основанные на страхе и наказании, неэффективны и вредят психике. Наука доказала: подкрепление работает лучше.
Психология | Psychology
26.9K постов61.3K подписчиков
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
2) Не выкладывайте:
- прямую рекламу;
- спам;
- непроверенную и/или антинаучную информацию;
- информацию без доказательств.