Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Как я разобрал поправки в Конституцию (все) и сложил их в историю (президентские)

Решил я сделать сводную таблицу в Notion по поправкам в Конституцию, чтобы всем желающим было понятно. И они оказались настолько хорошо срежиссированными, что сами собой сложились в политический триллер (там даже нашлось место человеку, "похожему на прокурора", и одному предновогоднему дню)

Разбор поправок по карточкам я представил на этой страничке, и по тексту ниже записал видео, кто предпочитает так. Поскольку поправок много, то и лонгрид получился приличный.

Конечно, самой важной целью поправок было обнуление сроков В.Путина (а заодно и Д.Медведева). Теперь вместо 4 и 0 сроков у них в анамнезе 0 и 0, и они могут избираться снова.

Другая поправка ограничивает их возможное правление двумя сроками, то есть максимум 12 лет. Также в Конституцию прописали разные ограничения для президента, в частности, отсутствие в анамнезе иностранного гражданства и вида на жительство. Я подумал было, что и учеба за рубежом подводит черту, но насколько понял, при учебе дают РВП — разрешение для временного пребывания, не ВНЖ.

Дальше — интереснее. Мало стать президентом. Президентство должно быть комфортным. У президента не должно быть проблем ни с обеими палатами парламента, ни с судьями, ни с прокурорами, ни с правительством. И сейчас мы посмотрим. как поправки переворачивают всё с ног на голову и делают всех зависимыми от президента в той или иной степени.

Одним из самых важных органов для президента является верхняя палата парламента. В Совете Федерации сидят по два сенатора от каждого региона и еще есть президентские назначенцы. Так вот, поправки увеличивают количество этих назначенцев с 17 до 30. Причем до 7 из них назначаются пожизненно. При том, что и сейчас Совет Федерации полностью ручной, влияние президента на него только возрастет. А если количество регионов уменьшится, через объединение, например, то доля президентских сенаторов только увеличится. Сам президент после прекращения полномочий может по желанию стать пожизненным сенатором.

Чтобы всё шло гладко, надо, чтобы суды сохраняли лояльность. Как этого добиться? Теперь. все судьи главных судов — Конституционного и Верховного, включая председателей и заместителей — назначаются не через судейское сообщество, а президентом с одобрением Совета Федерации. Назначенные судьи и их руководство будут себя чувствовать обязанными персонально президенту.

Но мало поощрять назначением, надо еще напугать снятием.

Раньше, чтобы снять судью с должности, требовалось осуждение судейского сообщества. Об этом говорило постановление пленума Верховного суда. Теперь всё не так. Предложение о лишении судей полномочий подает Президент в Совет Федерации. Делать он это будет на основе федеральных конституционных законов, к содержимому которых судейский корпус не имеют никакого отношения.

А с прокурорами получается еще проще. Раньше сенаторы должны были одобрять назначение и отставку генерального прокурора. Как это безуспешно пытался сделать в 1999 президент Борис Ельцин с тогдашним генеральным прокурором Юрием Скуратовым (в результате мы получили "человека, похожего на генерального прокурора"). Теперь президент единолично может сместить любого прокурора, от районного до генерального. не спрашивая ни у кого разрешения. И назначить тоже может — для этого ему нужна формальная консультация у сенаторов.

Еще закрепляется норма закона, что президент представляет в счетную палату кандидатуру Председателя, его заместителей и аудиторов. Утверждают их Госдума и Совет Федерации. Интересно, что здесь меняют поправки: если раньше председателя утверждала Госдума, то теперь — Совет Федерации. Над которым, как вы помните, Президент усилил свое влияние.

Теперь, когда президент расширил свое влияние на Совет Федерации и оба главных суда, можно поговорить и о неприкосновенности для экс-президентов. И о других гарантиях. Оговорюсь, что здесь речь об экс-президентах, не смещенных с поста в результате импичмента.

Гарантии неприкосновенности были описаны в отдельном законе. Теперь их перенесли в Конституцию. Кстати, эти гарантии для экс-президента были первым указом Владимира Путина в предновогодний день 31 декабря 1999 года. Думаю, понятно, по какому поводу появился этот указ.

Остальные гарантии, например, пожизненное владение государственной дачей и выплата 75% от денежного довольствия в бытность президентом, регулируются федеральными законами.

Процедура лишения экс-президента неприкосновенности становится такой же, как процедура импичмента. Что же изменится?

Раньше процедура была такой. Председатель следственного комитета обращался в Госдуму с инициативой лишения президента неприкосновенности. Госдума простым большинством направляла постановление в Совет Федерации. Если простое большинство сенаторов поддерживали эту идею, то бывший президент лишался неприкосновенности.

Как это будет проходить теперь. Госдума выдвигает обвинение, причем количеством голосов не менее 1/3. Она должна заручиться заключениями Верховного суда о признаках преступлении и Конституционного суда — о соблюдении порядка процедуры.

Далее, уже не 1/2, а 2/3 голосов каждой палаты парламента должны быть за. И кроме того, должно быть заключение специальной комиссии Госдумы.

На вынесение решения у Совета Федерации есть 3 месяца, если они не вынесут решения, то обвинение снимается. Вот такая получается сложная процедура в отношении человека, который уже не имеет отношения к посту президента. Как будто имеет.

Итак, влияние себе президент обеспечил, тылы прикрыл. Но остается еще кое-что очень важное. Несмотря на то, что у президента и так очень много власти, теоретически ему иногда приходится делать то, что ему не нравится. А именно, подписывать законы, которые преодолели его право вето.

Перед дальнейшими поправками необходимое уточнение. Есть два основных вида законов в России, которые принимает парламент и подписывает президент. Это федеральные законы, и федеральные конституционные законы. Последние отличаются тем, что относятся к вопросам, прямо предусмотренным в Конституции. Например, определяют процедуры конституционных процессов. Чтобы принять федеральный закон, нужно по 1/2 голосов от каждой палаты парламента. Для принятия федерального конституционного закона требования более жесткие: 2/3 голосов За от Госдумы и 3/4 — от совета Федерации.

Сейчас, если президенту не нравится проект федерального закона, он накладывает вето. Закон спускается в нижнюю палату парламента. Если сначала Госдума, а затем и Совет Федерации наберут уже 2/3 голосов, то президент, скрепя сердца, должен подписать этот закон. Причем очевидно, что Федеральный конституционный закон уже на первом этапе набирает голосов достаточно, чтобы преодолеть право вето — поэтому в этом случае оно даже не предусмотрено.

Но не всё так плохо будет для нового президента! Здесь у нас очень любопытные изменения.

Если президенту федеральный закон чем-то не нравится и он наложил вето, а парламенту он нравится настолько, что они набрали по 2/3 голосов в его поддержку, то президент — внимание — может отправить этот закон, куда бы вы думали? В Конституционный суд, на проверку конституционности. В тот самый суд, укомплектованный судьями, предложенными кем - президентом, и отставку которых может инициировать кто — тоже только президент. Если Конституционный суд сочтет, что данный закон неконституционен, то он отправляется в Госдуму без подписи президента, дело закрыто. Интересно, а означает ли это, что принимаемые у нас законы могут быть априори неконституционными? Ведь их перед подписанием суд не проверял.

Помните, я выше отдельно говорил про федеральные конституционные законы? Их изначально принимают с таким количеством голосов, что у президента нет возможности применить право вето. Его и не будет. Но зато точно так же, как и с федеральными законами, президент может направить этот закон в Конституционный суд. Суд может признать федеральный конституционный закон неконституционным. И всё. Нет неудобного закона.

Что у нас осталось? Правительство. Давайте посмотрим, как поправки ощипали правительство России и поменяли расклад игры.

Раньше все министерства подчинялись премьер-министру. Он представлял структуру правительства президенту. Теперь же президент сначала забирает те министерства и службы под свое крыло, которые захочет. Премьеру придется довольствоваться тем, что оставили.

Видимо, чтобы сэкономить силы при выборе министерств, президенту уже на уровне Конституции прописано, какие министерства и службы автоматически переходят под его подчинение. Это все силовые и ключевые ведомства. Президент сможет назначать этих министров после консультации с сенаторами и единолично снимать их с должности.

Выглядит список этих федеральных органов власти так: ведающие вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.

По всей видимости, Минобороны, ФСБ, МВД, Минюст, МИД, МЧС, Росгвардия. Назовем их главными министерствами.

Теперь премьер-министр не имеет к ним отношения. У него неглавные министерства. Например, экономики и развития. И то, любое неглавное министерство президент вправе отобрать.

Зачем это надо президенту? Видимо, чтобы иметь прямой контроль над исполнением юридических и силовых решений, в том числе в отношении своих граждан.

Утверждает неглавных министров Госдума, назначает их президент. Но вот что интересно. Президент может единолично отправить в отставку даже не своего, неглавного министра — утвержденного Госдумой.

Если президент в чем-то не срабатывался с премьером, то президент мог отправить его в отставку. Вместе со всем правительством. Как бы они все одна команда, одно целое. Согласитесь, это бывает хлопотно, особенно если министры хорошие, а с премьером ошибся. Теперь это досадное недоразумение исправлено.

Президент может принять отставку премьер-министра и сохранить правительство. Более того, президент может единолично отправить премьер-министра в отставку. В последнем случае новый премьер даже лишается возможности предложить новую структуру правительства. Его оставят работать в той структуре, которая досталась.

Если Госдума при утверждении премьер-министра три раза отвергает предложенную президентом кандидатуру, то президент все равно его назначает — так было и раньше. По старой конституции дума распускалась и избиралась новая. Но вот в новой конституции президент вправе Госдуму не распускать. Потому что трижды отклоненный премьер-министр — это политический кризис и усиление оппозиции. Созывать новый парламент в неспокойный период — себе дороже.

Даже без отдельной поправки понятно, что президент стал главой исполнительной власти. Но специальная поправка на этот счет все же есть — теперь он вместо "имеет право" осуществляет общее руководство Правительством Российской федерации.

Более того. В России до того формально независимые государственная власть и местное самоуправление сливаются в новое понятие: публичную власть. Это прописано одной из новых поправок о местном самоуправлении и лишает, собственно, данную фразу приставки "само". И вот президент обеспечивает согласованное функционирование органов, входящих в эту публичную власть. То есть его общий контроль над местным самоуправлением тоже закреплен в Конституции.

Кроме того, в части поправок о президенте есть еще ремарки о Госсовете, Совете Безопасности и Администрации президента. Но я не буду их подробно касаться, они пока не то, чтобы много говорят.

Там еще много интересных пассов руками в отношении других адресатов, особенно народа. Оставлю их для другой истории.