Как я пыталась стать писателем

У приличных авторов (вона, Фёдору Михалычу на днях 200 стукнуло) есть всякие там "Дневники писателя", автобиографии и вот это вот всё. У авторов нормальных есть бложик. Ну, а у меня пусть будет вот это вот - немного поучительная история о том, как делать не надо, а немного – попытка психоанализа, что ли.

А не будет это рекламой. Вот.

В общем, мой путь самурая начался лет в 16, когда я заболела писательством.

Как я пыталась стать писателем Писатели, Писательство, Юмор, Признание, Хобби, Длиннопост

Собственно, первые поэтические симптомы наблюдались некоторое время раньше, да и в 16 лет многие страдают этим экзотическим вирусом. Но в случае со мной дело осложнялось а) быстротой развития патологии, б) количеством выдаваемого продукта, в) тем, что продукт представал не в виде отдельных глав и набросков, а в виде законченных крупных текстов.

Умные дядьки-литературоведы уверяют, что чаще всего юный аффтор эволюционирует примерно так: стихи – малая проза – крупная проза. В моём случае эволюция пошла вкривь и вкось и выдала на-гора кривую: стихи – фэнтезийные романы в несколько частей, муа-ха-ха, выкусите, умные дядьки!


Тексты писались в тетрадках и читались всем, кто не успел увернуться (бедные мои друзья, которых я мучила и чтением, и обсуждением сюжетов!). В тетрадках - это потому, что компьютера в доме в те отдаленные, темные века (начало 2000-х) пока еще не было. Потом он появился, и тексты перекочевали в компьютер. Пока я их туда переносила – научилась писать за клавиатурой. Продуктивность творчества подросла, вышла на новый уровень и одарила меня с размаху раздвоением личности.

Как я пыталась стать писателем Писатели, Писательство, Юмор, Признание, Хобби, Длиннопост

Сознание оперативно раздвоилось на парочку Писатель и Критик (с балансом отношений примерно как «Смеагорл-Голлум»).


Писатель – это тот самый маньяк, который «Оуеееее, привет, моя клавиатура, даёшь много всякого прекрасного!» И который: «Ути-пути, какие у нас персонажики, какие у нас сюжетики, вот этот момент даже хорошо вышел».

Критик приходил потом, когда пыл писательства прогорел, а очередная корявая юношеская поделка была закончена. Вот тогда темными ночами он принимался точить печень с вечными «Ы-ы-ы-ы, да ты посмотри, да у тебя описаний нет, и диалоги – отстой, а стиль?! И вообще, всё, не показывай это никому, никому не показывай».

На свою беду, я поступила на филфак, чем нехило так подпитала Критика («Стой, юный падаван графоман, ибо теперь у меня есть знания!»).

Как я пыталась стать писателем Писатели, Писательство, Юмор, Признание, Хобби, Длиннопост

И вот тут уже не помогало ничего. Преподаватели говорят, что я пишу интересно? Пф, это они так, подбодрить желают. Весь воспитательный отдел перечитал распечатки твоей книги и такой «Прям окей»? О-о, если бы у них был внутренний критик – они бы знали, чего эта книга стоит!

Дело немного осложнялось тем, что в могилёво-белорусской глуши мало было тех, кто мог бы с профессиональной стороны указать на мои огрехи. В том смысле, что да, я познакомилась с парой-тройкой местных писателей, и да, кое-какие советы они мне дали. Но этот самый Критик, зараза этакая, видел проблемы моих текстов лучше и критиковал жестче (о даааа, выпорите меня литературной критикой… упс, прошу прощения). И (двойная зараза) – видел их, исключительно когда текст был уже закончен. До того момента вдохновение пёрло, работали Писатель и бессознательное, и Критик благоразумно не совался.


Потому творческая эволюция в моем исполнении – это не «написал главку, увидел, что фу, переписал главку», а «НАПИСАЛ ТРИЛОГИЮ, ощутил отвращение к ней и к себе, запихал там, где уже три таких, взялся за тетралогию».

Как я пыталась стать писателем Писатели, Писательство, Юмор, Признание, Хобби, Длиннопост

С этим было связано всякое забавное: когда наши университетские пенаты посетила московская писательница детективов, дамы из воспитательного отдела подложили мне хорошую такую свинью:

- Ой, знаете, а у нас вот тоже студентка пишет. Steeless, сколько ты романов уже написала?

*Пауза. Я с тоской понимаю, что годы макарошек и сладостей не дадут мне схорониться под столом*

- Ы-ы-ы-ы, не-е-е-есколько? – (ну а что, как признаться, что ты графоман, стыд-то какой!)

Серьёзно. Лет за пять таким макаром были сотворены:

- пенталогия-фэнтези.

- тетралогия (юмористический детектив).

- трилогия (мистика-антиутопия, мдэээ).

- дилогия (о, опять фэнтези подвезли, но уже эпическое, а не городское).

- пенталогия-фэнтези.

Круг замкнулся. Я написала нечто, на что Критик неохотно глянул и согласился, что… «Ну, читабельно». И тут как раз настал момент, когда юный автор, подобно мастеру из булгаковского романа, выходит в свет, трепетно держа своё творение…


Но авотфиг, я же знала, чем там кончилось, у Булгакова. Лепить гомункулов в вечности чот не хотелось, а потому… ну да, я предложила книжку в пару издательств (тщательно склепав предложение по найденным в Интернете мануалам, вы не думайте!). Получила отказ и уверилась на этом, что книжка – отстой, Критик был прав, оно читабельно и не более, и вообще, кому оно надо, спрашивается.

Так выяснилось, что я не умею продвигать свои книги. А обучать меня, дикое создание, было некому, ибо одна мысль, что «редактор вот это вот увидит» и, хуже того «да читатели тоже это увидят» - и привет, паника. Опять же, писать книги мне нравилось, так чего еще их продвигать куда-то? Кайф же и так получен, чего еще людей-то ими смущать?

А, да, как насчет публиковаться в Интернете? Ну, люди же увидят. Там же, в интернетах-то, нормальные писатели публикуются, куда ж нам со свиным-то рылом в калашный (от «Калашников») ряд. Так что выкинуть на общее обозрение пару-тройку фанфиков – да. Послать друзьям по соцсетям свои романы (потом с восторгом обсудить и впитать отзывы) – да. Где-то выкладываться… не, ну шо вы, как можно.

Как я пыталась стать писателем Писатели, Писательство, Юмор, Признание, Хобби, Длиннопост

Так и пошло, и поехало. Внутренний Писатель кропал себе то, что уже (условно) можно было читать, радовался мелким успехам (вроде побед в белорусских конкурсах) и ворковал «Моя прелессссть» над страничками и персонажами. Внутренний Критик категорично настаивал, что на фиг нам всё это не надо, продвигаться не будем, потому что ты тексты видела, ты стиль видела? Оно же несовершенно, фу, иди кропать романы в угол, ты наказана.

Этот литературный садомазохизм длился ещё две трилогии. Пока я не споткнулась о третью, которая заставила Критика заткнуться.

Трилогия была вдохновлена «ахейским циклом» Олди. Цикл нежно потрогал меня за античные струны души, я вспомнила о своём интересе к миру Аида – и, что называется, вставило на три года. Диссер я защищала где-то между первой и второй частью, кажется. Попутно на свет полезла куча всякого античного – творческая отрыжка, если можно так выразиться.

Как я пыталась стать писателем Писатели, Писательство, Юмор, Признание, Хобби, Длиннопост

И да, Критик внутри честно орал о плагиате и вот, «сперла стиль у Олдей, и идею у Олдей, и-и-и-и ваще…» Но даже ему было жалко. Оставлять эту трилогию в столе – жалко.

Нужно было – о ужас - предпринимать какие-то да шаги.


Первым делом я привычно послала первый том трилогии в крупные издательства, которые работают с мифологическим фэнтези. Крупные издательства так же привычно послали меня.

Вопрос – а не выложиться ли в Интернете – замаячил на горизонте опять, очень настойчиво. Но – раз, Критик окопался в кустах с граблями и покрикивал, что нет, ну вот ты опубликуешься – и кому оно надо? Два – я не знала, как выбрать сайт (потому что дундук в продвижении, помним, да?). Три – воображение мне подкидывало почитателей творчества Олди и даже самих Олди в привычном антураже – в кустах, с граблями. Готовых как следует причесать незадачливого автора за всякие-разные вдохновления и заимствования.


Потому, как бы, да, было тупо страшно. Параметрами среднего пикабушника я никогда не обладала (ибо девочка), зато количество тараканов в голове исчислялось квадрильонами, потому был выбран сложный способ подползания к публикации. Со спины, через буераки, вернее, через фикбук.

Следующую часть писательских мытарств нужно озвучивать голосом Николая Дроздова:

«Молодые авторы учатся охотиться на читателей постепенно. Посмотрите, вот этот автор разложил перед будущей добычей свои юмористические фанфики по античности. Так он подманивает читателей. Скоро последует хищный бросок – и автор выложит отрывок своего романа…»

Как я пыталась стать писателем Писатели, Писательство, Юмор, Признание, Хобби, Длиннопост

Ага, первичную аудиторию я так и набирала. Через это самое… ну, которое вон публиковалось на пикабу и не зашло. При этом мозг работал примерно так: «Надо найти целевую аудиторию, ну, а тут же пишут всякие фанфики про Аида и Персефону. Их есть у меня!» Потому – да, сначала юмористические фанфики, потом более серьёзные (я упоминала про творческую отрыжку, да?). Потом отрывок из романа. Тоже – исключительно тот кусок, который будет интересен для аудитории фикбука.

И вот только когда ко мне начали стучаться с просьбами «дать посмотреть, а что там в романе» - только тогда я начала выкладывать трилогию целиком. Тоже, малость ошибившись сперва с сайтами.


Наверное, каждый белорус – немножечко партизан. Ну, вот так мне легче всего объяснить мои методы. Потому что чего ж легче – просто выложить трилогию и посмотреть, как на нее читатель отреагирует? Ан нет. Нужно произвести разведку, выработать план, а потом подползти… возможно, взорвать, не знаю.

Сейчас тут будет этически самая спорная часть моего скорбного повествования, но из песни слова не выкинешь. Я всё еще понятия не имела, как и чего там продвигается, потому реализовала простую схему: «ты – мне, я - тебе». В смысле, первая часть книги – в свободном доступе, если читатель хочет вторую – он оставляет отзыв или рецензию (да хоть одно предложение, хоть пару слов) – и вторая часть отправляется ему на почту, вконтакте, или куда там надо. Потом что? Правильно – выкладывается вторая часть, и если читатель хочет третью… ну, и так далее. Сразу же говорю: никогда не просила от читателей позитивных отзывов. Критика? Пожалуйста. Но отзывы, конечно, в основном были хорошие – ведь писали-то их те, кто дошел до третьей части, а стало быть – книгой заинтересовался!


Как раз в это время я попыталась было выпустить первую книгу трилогии в печатной версии (читатели просили). Печаталось всё это по технологии печать-под-заказ, но моя великая дундучность в делах такого рода сыграла своё, и я сокрушительно ошиблась в выборе издательства. Оно попросту сдохло через год после выхода книги. Ну, по крайней мере, кто из читателей хотел – тот экземпляр заказал… У меня, например, один. Я его даже на творческие встречи не ношу – вдруг потеряется?

А потом как-то всё… образовалось, что ли. Случайно я вышла на сайт, который меня полностью устроил по интерфейсу (да, глупо так выбирать, но ничего не могу поделать – если всё кругом мелькает или если сложно работать с выкладкой – сразу бегу). Оказалось, что за мои книжки на сайте никто мне не настучит ни по каким местам. Даже за мои ранние книжки, да.

С двумя ранними книгами, пенталогией и трилогией, вышло довольно забавно. Я искренне была убеждена, что вот это вот, незрелое и недоотшлифованное, нельзя выкладывать под той же фамилией, что и нормальный текст. Потому что ну, кто там знает, вдруг оно бросит тень на мой светлый облик творца всяких там античных историй. Так что я честно попробовала взять псевдоним и даже публиковаться на совсем другом сайте.

Как я пыталась стать писателем Писатели, Писательство, Юмор, Признание, Хобби, Длиннопост

Но сайты рассорились между собой, а я устала от партизанских методов, так что я забабахала на основной сайт и две ранние работы – мол, нате, родные читатели, да, вот она я, кушайте, не обляпайтесь.

Читатели скушали и не обляпались. Чем очень меня удивили. Потом основная трилогия и одна из ранних работ взяли второе и третье место на конкурсах сайта с денежными призами. Я удивилась ещё больше.

Постепенно я научилась работать с читательскими отзывами. Потому что на первых-то порах любой отрицательный отзыв – всё, трагедия, внутренний Критик активируется и загрызает. Нет, положительными не лечится. А если отзыв из серии «читатель не увидел, недопонял и пытается доказать что-то автору про его же текст и его героев» - то это же надо непременно разъяснить, разжевать и переубедить, ну я же знаю – как оно там было! А так со временем как-то пришло понимание, что текст – вот он, а читатель – вот он. Нормально состыковались? Хорошо. Не состыковались? В добрый путь. Чего-то не увидел и не понял? Могу подсказать и немножечко раскрыть какие-то моменты – это же увлекательно, о своем-то тексте поговорить. Переубеждать и смешно спорить – теперь уже нет.

А в нынешнем году вот случилось чудо. Потому что ну, как назвать ту ситуацию, когда Олди – те самые Олди, книги которых меня вдохновили – дают рецензию на твой текст? Вернее, три крутых и позитивных рецензии – по одной на каждую книгу трилогии. От Олега Ладыженского. Это было…

Как я пыталась стать писателем Писатели, Писательство, Юмор, Признание, Хобби, Длиннопост

…примерно так, с моей стороны экрана.

Может быть, после этого я и решилась подвести некие итоги.

Мне 35 лет, и, наверное, я уже немножко писатель. Чуть-чуть. Такой… писатель-любитель, несмотря на то, что у меня даже есть удостоверение (даже два!) – тьфу ты, опять отсылки к Булгакову вылезли.

Я так и не научилась продвигать свои книги как следует. Очень может быть, я так и не постигну эту ужасную тайну. Но я считаю писательство своим хобби – таким же, как вышивание или рисование у нормальных людей.

Все свои книги я выкладываю в бесплатный доступ. Не знаю, хотела бы я зарабатывать на своём творчестве или нет. Для этого я слишком медленно пишу, наверное. И, глядя на тенденции в массовой литературе, я понимаю, что вряд ли смогу привлечь своими книгами действительно много читателей. Может, чего-то не хватает книгам, может – мне самой. Но с годами я поняла, что это всё меня вполне устраивает: я всё равно не смогу писать для того, чтобы заработать или набить аудиторию. Каждый писатель пишет то, что нравится ему. Ну, и если он с аудиторией немного не совпадает…

Как я пыталась стать писателем Писатели, Писательство, Юмор, Признание, Хобби, Длиннопост

Внутренний Критик еще бухтит. Просто они с Писателем пришли к пониманию. И теперь вместе переписывают моменты книги, которые им не нравятся. Именно моменты. Или главы. Опять же, научиться создавать три-четыре варианта главы – это было… наконец-то, ага.

Иногда я немножко завидую людям, которые набираются смелости – и идут, и стучатся во все двери, предлагают свои тексты всем-всем-всем и такие гордо – «я писатель». Я, помнится, год собиралась выложить юмористические тексты на пикабу. Чуть не померла в процессе выкладки, честное слово. Видимо, некоторые не лечатся.


Морали, как водится, в тексте нет, а выводы (тоже как водится) каждый сделает сам. Я только могу пожелать тем, кто пишет или собирается… пишите! И пусть ваш писательский «путь самурая» будет не таким, ну вы знаете, корявым.

Ну и как это? Прошу тапки не кидать, чукча не писа… а, ну да.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Насколько понимаю, они есть везде, где есть О. Ладыженский) На автор.тудэй есть Олди - и там целый цикл его рецензий, и еще там целая крутая рубрика "Олди рекомендуют" - если хочется почитать что-нибудь по совету от мэтров) На своей странице вконтакте он тоже все рецензии, которые пишет, выкладывает, но там полистать до середины октября придется. Вроде, даже на лайвлибе лежали рецензии)

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну я имела в виду рецензии именно на ваши произведения, а не просто все) но тоже спасибо, "Олди рекомендуют" - это интересно.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Так ведь именно там же и на мои))

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

"Наверное, каждый белорус – немножечко партизан" ))

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку