Как выжить музыканту в России

Немного о музыке как искусстве. Конкретно — о направлении «авторская независимая музыка», больше это касается рока, но им не ограничивается. В других направлениях, скажем, в поп- или академической музыке есть свои проблемы, которые рок-музыкантам иногда даже и не снились в страшном сне, но сейчас об условном «андеграунде».

Музыка как искусство сама по себе не утилитарна. Продать музыку или сделать ее «полезной» крайне сложно, тем более — рок-музыку. При этом попытки продажи именно в рок-н-ролльной среде ВСЕГДА вызывают сильное возмущение.


Когда художник продает свою картину, вряд ли его кто-то осудит. Даже если она теперь висит на яхте у олигарха. Наоборот. Музыканты же олигарху ничего продать не могут, разве что в реальном времени свою музыку на этой яхте сыграть. За что тут же получат моральное осуждение, за то, что продали сами себя («продались»).


Несмотря на то, что музыку почти нереально продать, именно здесь вопрос «продался-не продался» стоит особенно остро. Неудивительно, что молодые музыканты болезненно этого избегают. Помните, как в 1996 году группа, допустим, «Сплин», еще не мегапопулярная, участвовала в одном мероприятии за деньги. И это все помнят и некоторые даже до сих пор осуждают. А прошло уже 20 лет!


При этом музыкантам обычно предлагается «зарабатывать на концертах» (а двойных стандартов в этом никто видеть не хочет), а покупать их альбомы — это не комильфо, раздавайте свою музыку бесплатно.


По иронии судьбы, заниматься музыкой — очень дорогостоящее занятие (если взять другие виды искусства — большинство из них обходятся куда дешевле). Учитывая неутилитарность, невозможность «потрогать» результат — для молодых музыкантов это занятие даже неоправданно дорогое. Вкладывая реальные силы, время, здоровье, деньги, на выходе они получают эфемерный продукт, который никто не хочет покупать. И не потому что он плохой, слушать-то его хотят.


И все эти затраты музыканты должны взять на себя сами. А альбом вы скачаете бесплатно.


Вы представляете, сколько стоит записать альбом на более-менее приличном уровне?


Хотя бы одну песню?


Сколько стоят инструменты? Приличный синтезатор? Примочки?


Одна моя подруга, помню, всерьез решала — что купить, вокальную примочку или нормальный диван. Вы догадываетесь, что она выбрала.


Сколько стоит снять клип? «Какая же группа без клипа?»


Некоторым начинающим разве что повезет, и знакомый/знакомая снимет группе клип для своего курсового проекта по сценарию «мы идем по осеннему лесу, а потом типа такие стоим с гитарами».


Но в большинстве случаев музыканту, чтобы свое творчество хотя бы донести, нужно заплатить реальным людям реальные деньги (дураков-то нет). А ему самому потом никто не заплатит.


Музыканты что постарше и помудрее, уже выкупили фишку и просто без затей говорят слушателям: «Дайте денег». Но, к сожалению, так могут далеко не все.


Я видела много осуждений даже за краудфандинг. Он мало имеет отношения к обычному сбору денег (хотя и что в этом плохого? нет, осудим). Это предпродажа альбома и ПРОДАЖА мерча, попытка хоть как-то что-то оправдать. Но любой, даже уже известный, музыкант осуждений за крауд получит больше, чем реальных финансов. Что уж говорить о начинающих.


При этом в нашей стране поддержки у музыкантов, кроме слушателей, нет никакой. Не буду произносить слова типа «министерство культуры», это уж совсем сюр, но есть например слово «гранты». Бывают же гранты для искусства?


Я лично знала одну оперную певицу и одного художника, которым удалось получить гранты. Они знакомы между собой не были, но совершенно одинаково ими распорядились - оба их пропивали. Не в печальном смысле, а дорого и культурно – с ресторанами, коллекционным коньяком и черной икрой. Они были уже не молоды, и хотели, чтобы было красиво.


Для молодых рок-музыкантов грантов нет. Если бы были, то они бы нашли куда их потратить, и совсем не на коньяк.


Чтобы не быть голословной, я посмотрела сайт с грантами, отфильтровав список «для музыкантов, композиторов». Вот что вышло на момент написания этого текста:


- Молодежный фестиваль патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!»

- Международный музыкальный песенный конкурс «Бессмертный полк»

- Конкурс на лучшие произведения литературы и искусства о деятельности ФСБ


Ну как бы не сказать, что все крайне плохо, но это не совсем гранты и вообще не рок-н-ролл…


На поддержку государства пока рассчитывать очень рано. А может уже и поздно.


Нельзя забывать и о том, что музыканту, чтобы осуществлять деятельность, нужно очень далеко выйти из зоны комфорта. Это по сравнению с тем, что музыка не продается, не так ужасно, но...


Художник, писатель, может сидеть дома, и даже с пользой. А музыканту-то предлагается зарабатывать на концертах. Да и вообще музыкант дома не сидит. Кстати, если сидит, обычно это плохо заканчивается. Вы знаете примеры.


Оставаясь при этом человеком искусства, то есть будучи тонко чувствующим, рок-музыкант живет в суете и постоянно выходит из зоны комфорта.


Но делают они это не для того, чтобы заработать денег, потому что не зарабатывают. А для чего? Только для того, чтобы у нас с вами вырабатывался дофамин?


Есть, конечно, такие, которые пробиваются, как могут, сами организуют свои концерты, ездят по стране, прут как танки. Обычно это такие крепкие пареньки, часто родом из райцентров, у которых неуязвимость и танковость прокачана чуть больше. Но все равно они в первую очередь музыканты. И близкое знакомство с некоторыми их них меня убеждало в одном — за всеми этими «вот я такой и все сам» стоит такая непроглядная безысходность и усталость, уж страшнее, чем у любого субтильного поэта.


Думаете, они ездят, потому что это легко и можно заработать?


Да любая работа легче.


Чем эта, с ежедневными переездами, некомфортными ночевками, недосыпами, распухшим горлом, постоянным общением с не всегда приятными людьми.


Думаете, они зарабатывают больше, чем могли бы заработать на обычной работе?


Кто еще так долбит по городам? Разве что цирковые артисты, но они привыкли с детства, и это для них как раз и есть зона комфорта.


Да, большинство музыкантов сделали выбор сами. И при этом уже дорого заплатили за него. И иногда ничего не получили взамен.


Если независимые музыканты никому не нужны, зачем об этом писать?


Потому что именно авторская независимая музыка создает в конечном итоге то, что мы называем мэйнстримом, популярной музыкой. Формирует вкус, атмосферу и культурные предпосылки в обществе, если хотите. И когда на государственном уровне поддерживается тюремный шансон и попса в плохом смысле слова, а независимая музыка находится ниже плинтуса — это огромный вклад в деградацию, который потом отзовется очень сильно. И который нельзя допустить.

Как выжить музыканту в России Рок, Музыка, Длиннопост, Гитара