Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Как узнать, что вам вешают лапшу в новостях и постах Телеги: 3 простых правила, чтобы распознать манипуляцию и защитить себя

Скажите, вы поверили, что Google, Microsoft и Amazon реально отключат всех российских пользователей от своих облачных сервисов? Такая новость вчера разошлась по СМИ и породила панику в соцсетях: “Все срочно бэкапьте свои Гугл Таблицы! Как же теперь работать? Мы все умрём, ааа!” . Попробую раскрыть, почему иногда распространяется всякая фигня.

Пишу на "Пикабу" впервые, здравствуйте! =)

Ретроспектива событий

15 марта крупная IT-компания публикует сообщение о скорой приостановке доступа к облачным продуктам иностранных вендоров. Формулировки достаточно расплывчаты и потому допускают разные толкования.

Во второй половине дня 15 марта инфа начинает распространяться. Мало какой эксперт доступен журналистам вечером пятницы, поэтому кое-где предположения подавались уже как факты:

Как узнать, что вам вешают лапшу в новостях и постах Телеги: 3 простых правила, чтобы распознать манипуляцию и защитить себя Манипуляция, Пиар, Новости, СМИ и пресса, Маркетинг

Один из многих заголовков, которые вы могли повстречать, загуглив инфу по событию

Люди у нас умные и читать умеют, но паника такая паника! Я вечером пятницы зашла в Телеграм и чуть глаз не выпал. Жаль, не заскринила увиденного, т.к. утром блогеры переобулись. Посты стали зануднее, адекватнее, и этот восхитительный панический вайб: “Делайте резервные копии Гугл таблиц! Прощайтесь с расширениями Google Chrome! Аааа, мы все умрём!”, — ах, этот вайб прекрасный малость поутих.

Я считаю, что это пример очень эффективного маркетинга. Компанию-вендора, которая выпустила новость, упомянули десятки СМИ и сотни (тыщи?) популярных блоги. У вас кручёные мозги, дорогие читатели, а у них — успешно закрытая бизнес-задача типа “увеличить brand awareness при KPI “количество упоминаний бренда”. Как говорится, хорош любой пиар, кроме некролога.

Объясняю хаки, из-за которых эта новость "зашла":

а) Правильный момент. Пятница, вторая половина дня — время, когда редакторы устали и испытывают дефицит новостей (те, у кого есть KPI по контенту). Потому выше шансы, что третьесортная инфа сможет стать публикацией. Был у меня один знакомый, который пиарил гаджеты (ну, знаете “вышел новый телефон, у которого экран на 3 миллиметра шире!”) и этот парень обожал пятницы.

б) Триггеры и "маркеры достоверности" (чтобы притушить критическое мышление):

— ключевое слово "все";

— резонанс с повесткой: ЕС, санкции;

— крупные бренды: Microsoft, Amazon, Google.

Это вызывает доверие. Я не удивляюсь отключениям и запретам (Atlassian, сцуки, как вы могли!) и вы тоже, наверное, привыкли.

Вы же видали, как на баннерах кликбейтят: "Врачи в шоке! Все пациенты теперь знают ЭТО! Достаточно взять простой советский… " Появился интерес, да? Сработали триггеры.

в) Инфа стала массовой, начались дикие интерпретации, паника пошла в народ (вам в Телеге не встречалось?). Серьёзные СМИ, которые изначально отмахнулись от этой новости, теперь вынуждены что-то по теме сообщить.

Теперь самое главное. Как проверять информацию на лапшу?

1. Найти самую первую инфу.

2. Чекнуть, кому выгодно. В данном случае инфа поступила от крупного вендора, у которого (вот это да!) есть собственные аналоги популярных западных программ. И они об этом говорят напрямую:

Как узнать, что вам вешают лапшу в новостях и постах Телеги: 3 простых правила, чтобы распознать манипуляцию и защитить себя Манипуляция, Пиар, Новости, СМИ и пресса, Маркетинг

На скрине кусочек официального сообщения. Как по мне, пресс-служба вендора всё понятно расписала и в тексте, и между строк

3. В идеале — проверить все документы, на которые ссылаются в новости. Я вот не нашла оригинальный текст "Двенадцатого пакета санкций", зато вот вам понятное разъяснение от cnews, почему простым пользователям паниковать не стоит.

Надеюсь, инфа оказалась познавательной и полезной.

А резервную копию всё равно сделайте. Это должно быть регулярной практикой, так уж принято в айтишном мире — по расписанию бэкапить важную инфу.

И конечно, встречая новость, которая содержит триггеры, выдохните и задумайтесь — кому выгодно, чтобы вы восприняли информацию именно так, как она преподнесена в новости.

Минутка самопиара, конечно же

Если хотите больше подобных разборов и много лайфхаков безбюджетного продвижения, подписывайтесь на мой канал по вот этой уникальной пригласительной ссылке. Такая ссылка нужна, чтобы я посчитала конверсию и ROMI. Малобюджетный маркетинг — он такой!

p.s. Количество комментов я тоже посчитаю. Интересно же.