Как сделать визуальную новеллу в одиночку. Часть 2: Движки
Привет, печенькофилы, это снова я, рисователь анимешных девочек, желающий делать игры.
Ранее я уже писала пост, о том, как в один прекрасный день я решила сделать в одиночку визуальную новеллу и даже написала для нее сценарий. Если вы не видели тот пост, то советую прочитать его, так как данный пост - его продолжение.
Также хочется поблагодарить за ту кучку голосов, которые помогли с продвижением игры в гринлайт.
Остановились мы на том, что у нас есть текст нашей новеллы... Но ведь мы понимаем, что текст (даже написанный в особом стиле) игрой не является. Не переживайте! Самая важная часть уже сделана. Вы скажете мне: "Орика, а как же графон?! Ведь новелла-то визуальная!". Верно. И не верно. Если мы не будем тупить и все-таки хотя бы немного ознакомимся с миром визуальных новелл, то наверняка найдем сотни примеров, которые нам скажут: графика в ВН не так важна. Мы к ней обязательно вернемся, но не сейчас.
Я опять сбиваюсь с мысли, а ведь данная часть моего рассказа должна была быть о [внезапно] программной составляющей. Готовый сценарий ВН нам уже позволяет собрать сырую версию нашей игры и составить список того, что мы должны сделать, для того, чтобы ее высушить ^__~
Многие на этом моменте такие: "Ой, всё, надо искать программиста!" Но на наше счастье индустрия разработки визуальных новелл на самом деле уже достаточно развита, что видимо не очевидно - многие утверждают, что вот только в последние пару лет все начали делать ВН, а до этого никто не делал. Глупости!
Даже если не брать японский инструментарий для создания подобных игр, то обратимся к классике - англоязычному инди-движку Renpy, первая версия которого появилась аж в 2004 году! Более 10 лет назад! Так что, если вы все еще не знаете какой движок использовать для создания ВН, то вы просто не пытались искать :)
Но я вас вовсе не осуждаю, в то время, когда я начала свое знакомство с вн (так уж совпало, что и с их разработкой - привет, разработчики БЛ!) я тоже не пыталась их искать. "Вот смотри, все делают на Renpy, и ты так делай!" Впрочем, в то время (2010?) действительно ничего толкового для незнающих японского в этой сфере не было. Как впрочем и сегодня, наверное, Renpy действительно почти идеальный движок для создания своей новеллы. Но у него есть и минусы. В общем...
Renpy. Написанный на питоне на самом деле почти неограниченный постоянно развивающийся движок.
Плюсы:
- бесплатный;
- можно создавать коммерческие проекты;
- готовые игры почти под все платформы;
- простой синтаксис. Даже если вы никогда ничего не программировали, то с ним, при желании, можно разобраться за день. А огромная вики и форум помогут в трудных ситуациях - почти по всем необходимым решениям можно найти примеры и сделать подобное;
- формально расширяемый до бесконечности функционал за счет PyGame. В этом случае, конечно, надо уметь кодить :)
- малые затраты оперативной памяти в классических ВН (т.е. без наворотов типа покадровой анимации, тысячи партиклов на квадратный сантиметр и т.п.)
- не костыльный. Не вылетает, если вы все правильно написали. Не тупит-тормозит. Великолепный :)
Минусы:
- надо понимать как вообще кодить, но мне кажется, что если вы не понимаете принципов, то вам вообще не стоит лезть в программную часть и нанять кодера;
- достаточно неприветливый интерфейс - по сути, весь скрипт пишется в блокноте (что на самом деле является плюсом - можно писать игру даже на калькуляторе);
- вызывает зависимость :) Один раз поработав со скриптами ренпая, вы не за что не станете собирать свою игру на каком-нибудь Тирано (но это вы поймете только тогда, когда соберете ВН на нем. Да, все сложно :D)
- Не поддерживает анимацию. Ну как. Формально, можно загрузить тысячи пнг-шек для покадровой анимации и а) убить оптимизацию, б) умереть от безысходности в попытке прописать это в коде. Не советую даже пытаться. Модные live2d и подобные не дружат с питоном, так что подключить их тоже не получится.
Если вы это прочитали, то вероятно задаетесь вопросом, а нафиг вообще другие движки, если ренпай по сути идеален?
Не знаю. Если вы не планируете внедрять анимацию и вас не пугают скрипты, то я искренне советую этот движок. Он избавит вас от головной боли.
Ну а если нет...
продолжим?
Вторым по популярности в инди-вн комьюнити является Tyrano Builder, являющийся по сути огрызком известного японского скриптого языка kirikiri завернутым в яркий фантик. Предыдущая строка вас уже насторожить!
Плюсы:
- приятный интерфейс и простота создания игрового скрипта (НО на деле получается, что большую часть скрипта конструктором не соберешь, половину блоков при перегонке он забагует и скорее всего все будет работать не так, как хочется, либо не работать вообще. В конечном итоге придется "готовый" скрипт дописывать в блокноте, ругаясь на самого себя, что вообще решил с этим движком связаться);
- возможность сборки игры под большое количество платформ (НО на самом деле движок выдает плюс-минус одинаковые сборки под все платформы и их нужно портировать в отдельных программах с помощью танцев с бубном);
- возможность собирать сцены простым drag & drop (НО это не распространяется на такую важную часть как меню игры - сэйвы-лоады/настройки и прочее. Для этого вам придется разобраться с javascript и html-версткой);
- достаточно широкие возможности работы с медиа из коробки;
- невысокая цена;
- поддержка моднявых SDK, типа live2d.
Если вам все еще нужны отдельные минусы, то я отнесу к ним забагованность финального билда в 99% случаев, проблемы с масштабированием, с сохранениями, с перемоткой... Добавим ужасную поддержку, которая не понимает, как работать со своим же движком.
Тем не менее! Я могу посоветовать купить этот конструктор для прототипирования сцен для кодера, если вы не умеете кодить вообще (хотя с тем же успехом вы можете это делать в видеоредакторе).
В остальных случаях - не советую!
Поверьте моему опыту - я на этой шайтан-машине сделала 2 новеллы, но в обоих случаях мне пришлось обращаться к программисту (см. пункт 3 в скобках) и каждый раз после этого извращения я даю себе установку: не связываться с этим мусором никогда больше.
Unity3d. Конечно, можно писать 2д-игры на 3д-движках с нуля, но this is madness! Поэтому, рассмотрим ассеты к Юнити, а не чистый движок.
- Fungus. По сути - диалоговый ассет. Не довелось лично потыкаться в это бесплатное чудо, но судя по тому, что я читала о нем, делать в нем ВН будет проблематично.
- Visual Novel Engine - из коробки подойдет только для простеньких новелл.
- Vinoma - очень напоминает Тирано внешне и по механикам. Наверное неплохой вариант. Но мне вообще не понравилось. Есть проблемы с выводом спрайтов (ресайз).
- Utage. Вот тут я ничего не могу сказать. Задумка очень интересна и близка к тому, что мы сейчас пишем в нашей Студии. Увы, высокая цена (80 баксов!) не дала мне возможности оценить данный ассет, а хотелось бы.
Обобщая все ассеты для юнити выделю плюсы: возможность допиливания средствами Юнити всего чего можно через SDK и ассеты, мультиплатформенность.
Жирнющий минус: скорее всего вам придется выучить юнити. Ну, не самое плохое занятие, пригодится :)
Novelty. Мне не довелось поработать с этой студией. Но функционал у нее очень-очень неплохой, да и судя по отзывам, вещь это весьма годная. Оставлю демо-превью.
OnScripter и KiriKiri - очень популярные инструменты в японском вн-комьюнити в том числе и коммерческом. Увы, языковой барьер не позволяет мне ознакомиться с ними.
Подытожим. Как вы поняли, я-таки считаю лидером Ренпай. Наверное, именно поэтому в данный момент финальная версия Lifemare, той новеллы, о сценарии которой мы говорили в первой части, переписана на данном движке, а разработка Little Green Girl, большого проекта, который мы делаем с друзьями, ведется изначально на Renpy.
Ну и именно поэтому, 3-яя часть моего эпоса пойдет о режиссуре и сырой сборке на этом движке.
До следующего поста ^__^
PS. К слову, если у вас есть деньги или вы программист, всегда можно написать свой ассет под тот же Юнити (чем мы занимаемся в Студии. Но мы бы и дальше писали игры на Renpy, если бы он поддерживал live2d. Только поэтому.)
Лига Разработчиков Видеоигр
7.3K постов22.4K подписчиков
Правила сообщества
ОБЩИЕ ПРАВИЛА:
- Уважайте чужой труд и используйте конструктивную критику
- Не занимайтесь саморекламой, пишите качественные и интересные посты
- Никакой политики
СТОИТ ПУБЛИКОВАТЬ:
- Посты о Вашей игре с историей её разработки и описанием полученного опыта
- Обучающие материалы, туториалы
- Интервью с опытными разработчиками
- Анонсы бесплатных мероприятий для разработчиков и истории их посещения;
- Ваши работы, если Вы художник/композитор и хотите поделиться ими на безвозмездной основе
НЕ СТОИТ ПУБЛИКОВАТЬ:
- Посты, содержащие только вопрос или просьбу помочь
- Посты, содержащие только идею игры
- Посты, единственная цель которых - набор команды для разработки игры
- Посты, не относящиеся к тематике сообщества
Подобные посты по решению администрации могут быть перемещены из сообщества в общую ленту.
ЗАПРЕЩЕНО:
- Публиковать бессодержательные посты с рекламой Вашего проекта (см. следующий пункт), а также все прочие посты, содержащие рекламу/рекламные интеграции
- Выдавать чужой труд за свой
Подобные посты будут перемещены из сообщества в общую ленту, а их авторы по решению администрации могут быть внесены в игнор-лист сообщества.
О РАЗМЕЩЕНИИ ССЫЛОК:
Ссылка на сторонний ресурс, связанный с игрой, допускается только при следующих условиях:
- Пост должен быть содержательным и интересным для пользователей, нести пользу для сообщества
- Ссылка должна размещаться непосредственно в начале или конце поста и только один раз
- Cсылка размещается в формате: "Страница игры в Steam: URL"