Как самим удалить отзывы или компромат из Интернета о себе или о компании

Итак, Вы столкнулись с потребностью удалить материал в сети Интернет.

Сразу рекомендую готовиться к длительной битве, особенно при массовом размещении не устраивающей Вас информации. 80% веб-ресурсов удаляют информацию достаточно быстро, однако порядка 20% доставят Вам не мало хлопот в разбирательствах.


Предлагаю сначала разобраться, какого рода информацию необходимо удалить.

Условно ее можно разбить на несколько типов:

• клевета,

• компрометирующая информация,

• личные данные (в том числе скриншоты или записи переговоров/переписок),

• откровенные материалы,

• негатив (анонимный и не анонимный),

• государственная информация.


Теперь необходимо определить места размещения данной информации.

Их также можно разбить на несколько типов: международные Интернет-СМИ, поисковые системы и карты, Интернет-СМИ федерального уровня, второсортные Интернет-СМИ в легальной плоскости, третьесортные т.н. "сливные" Интернет-СМИ, порталы с отзывами, площадки открытого контента, порталы с отзывами, социальные сети, сайты посвященные только вам, видео-обменники, форумы, порносайты.


Теперь давайте подробнее остановимся на каждом типе информации и работе с ней по каждому типу мест размещения.


Общий для всех порядок удаления материалов из сети.

1. Первичная просьба об удалении материала администраторам площадки. Часто, особенно старый материал или информация, носящая характер травли, а также откровенный материал удаляется с ресурсов самими администраторами без каких-либо проблем. Реже это производят на платной основе.

2. Через суд. Плюсы данного метода - обязательность исполнения не только для мест размещения, но и для поисковых систем. Минусы - публичность самого судебного процесса, когда информация о подобном разбирательстве в суде может гораздо больше разойтись по сети Интернет, чем та информация, которую необходимо удалить. Суть метода очень простая - Вам необходим хороший юрист и обращение в суд с приложением доказательств клеветы, распространения личной информации, буллинга или откровенных материалах о Вас. Таким способом не возможно удалить неанонимные отзывы, негатив, государственную информацию (кроме той, что стала "забвением", например, если где-то написано, что Вы в настоящее время генеральный директор, но это уже не так и Вы не хотите, чтобы эта информация была показана в сети).

3. Через цепочку исполнительных органов. Используя официальный путь Вы можете написать ряд жалоб в прокуратуру, Роскомнадзор и правоохранительные органы. Часто этот путь требуется повторить дважды или даже трижды. Нюансов масса, но самый главный - это необходимость найти действительные нарушения закона при размещении материала, такие как наличие персональных данных, анонимный материал, устаревшая информация, травля (неоднократное размещение не отражающей действительности и не возможной к доказыванию информации), вымогательство администратора площадки за удаление материала (равно предложение удалить его за денежное вознаграждение).

4. Удаление через правила и регламенты сети Интернет. В данной методике Вам потребуется найти нарушения данного места размещения правил хостинговой компании или регистратора доменного имени. Нарушениями могут быть материалы, имеющие такой же негативный оттенок, как и в пункте 2.

5. Существует также еще одна методика из области информационной безопасности, но данный эксклюзив мы оставим без рассмотрения в настоящем обзоре.


Как бы это ни было удивительным - самый легкий к удалению материал - это откровенные снимки и видео, особенно из частных архивов.

На большинстве площадок размещения подобного контента действует "Digital Millennium Copyright Act — Закон об авторском праве в цифровую эпоху" США. Соответствующие обращения в рамках соблюдения данного акта строго контролируются всеми площадками, так как в случае не исполнения требований данного закона США им грозит пожизненная блокировка, а в некоторых случаях и громадные исковые последствия. В конечном счете нет ни одного человека в мире, кто ради пары порно-фото захотел бы стать врагом США. На всех площадках, размещающих откровенный контент Вы обязательно найдете раздел обращений в рамках DMCA.

Удаление клеветы. Данная информация также может быть удалена с большинства веб-ресурсов самими администраторами в рамках обращения, в котором Вы укажите и обосновано подтвердите клеветнический характер приведенной информации. Однако этот метод работает только с веб-ресурсами, находящимися в легальной плоскости. Большинство же площадок, на которые мы ранее указывали Вам закономерно откажут и придется применять иные методы удаления контента.

Анонимный негатив и отзывы, личные данные и травля через неоднократное размещение компрометирующей информации с неизвестным источником. Такого рода информация удаляется со многих веб-ресурсов через обращение к администраторам сайтов, цепочку исполнительных органов и обращения к хостинговым компаниям (или регистратору доменного имени) в рамках обнаруженных нарушений их правил. Найти, какая компания является хостингом не сложно - пробить ее можно используя такие сервисы, как ip24.info, 2ip.ru и многие другие, а затем связавшись с хостингом и/или регистратором домена такого сайта.


Не анонимный негатив, отзывы. Подобная информация очень сложна в удалении. Например, сайт otzovik, где размещаются отзывы о работодателе или prodoctorov, размещающий отзывы о врачах. Если отзыв не анонимный, то удалить его классическими методами практически не возможно, особенно, если он содержит лишь оценочное суждение. Единственный общеприменимый, возможный путь - это исполнение требований на реализацию Ваших прав "на забвение". То есть если хотя бы что-то из приведенной информации о Вас не является уже актуальной (место работы, название компании и подобное), тогда есть шанс, задействовать цепочку исполнительных органов для принуждения площадки к удалению данного материала или хотя бы удалению его из выдачи крупнейших поисковых сервисов. Для последнего также потребуются решения и письма исполнительных органов власти. Однако есть и тут минус - поисковые системы могут удалить материал только на территории действия таких исполнительных органов власти. Ссылки на обращение, запросы на удаление информации в рамках "забвения" Вы найдете под видео.

Самая сложная и подчас не возможная к удалению информация - это государственные публикации. Речь идет о следующей информации: публичные данные о судах, регистрации компаний и частных лиц в тех или иных государственных информационных системах, данные о привлечении к ответственности или задержаниях, даже если вина не была установлена и/или доказана. Подобная информация может быть удалена только путем длительных, сложных и дорогих переговоров с администраторами госинформсистем, а далее с операторами данной информации. Речь идет о таких сайтах, как list-org, "зачестныйбизнес" или новостийной ленте интернет-СМИ, где были преданы огласке какие-либо действия государственных структур в Ваш адрес. Одна из не многих лазеек - это чрезмерно полное описание Вас или не верное указание каких-либо обстоятельств произошедшего, а также устаревшая информация. Однако без аккуратных переговоров в том числе с самими площадками размещения, Вы можете стать жертвой банального исправления материала лишь в некоторых его частях.

В сложных ситуациях рекомендуем методики "замещения негатива", как одной из самых экономически оправданных, а при наличии хорошего бюджета, можно попробовать поработать со специалистами в области SERM для удаления данного материала.

Надеюсь материал подготовленный мной поможет Вам самим удалить не желательный контент, а также убережет Вас от траты средств на большое количество жуликов, которые могут пообещать Вам удаление негативных отзывов за 30.000 руб. Конечно же, в сложных случаях подобная стоимость не возможна, а в легких ситуациях рекомендую Вам самим попробовать вышеприведенную методику! Бюджет подобных мероприятий в сложных его проявлениях легко может иметь 7-значные цифры, а большинство из тех, кто предлагает легкие и быстрые решения - это мошенники.