Как распространялся ВИЧ

В прошлом посте мы затронули тему происхождения ВИЧ и нулевого пациента. Краткие тезисы:

- нулевым пациентом точно не был Гаэтан Дугас, хотя в течение десятилетий этот ярлык висел на нем

- источником группы M ВИЧ-1 («M» - основной) является шимпанзе Pan troglodytes troglodytes из центральной Африки

- первое заражение скорее всего было на юго-востоке Камеруна или в прилегающих районах Центральноафриканской Республики и Конго-Браззавиль в течение первых трех десятилетий 20-го века

- с обезьяной не сношались. Заражение произошло во время разделки мяса

- найдены три другие «группы» ВИЧ-1 (группы O, N и P). Им удалось заразить гораздо меньше людей


Что было дальше?

Кому лень читать, сразу пролистывайте вниз - там выводы.


Французские и бельгийские колонизаторы создали небольшие города, в которых количество неженатых мужчин намного превышало количество незамужних женщин. Естественно, этот дисбаланс привел активизации древнейшей профессии.


Долгое время проституция в Центральной Африке, особенно в Леопольдвиле и Браззавиле, была вполне прилична. Les femmes libres («свободные женщины») имели трех или четырех постоянных клиентов. Каждый из них навещал свою женщину раз в неделю. Такой схемы бизнеса было достаточно, чтобы вирус сохранялся и медленно распространялся


Откуда прорыв?

Первая мировая война или хотели, как лучше

Во время Первой мировой войны, начиная с Камеруна и Французской Экваториальной Африки, колониальные органы здравоохранения реализовывали программы борьбы с отдельными тропическими болезнями. Первоначально целью была сонная болезнь, но вскоре в программу включили сифилис, фрамбезию и проказу.


Дважды в год специальные мобильные группы обследовали все население каждого села. Участие было обязательным. Тех, у кого было обнаружено одно из этих заболеваний, лечили на месте медсестры, которые остались в селах.


Противомикробные препараты тогда были не очень. Чтобы усилить действие, многие из них нужно было вводить внутривенно. Как правило, один раз в неделю в течение 3–15 недель подряд, в зависимости от диагноза.


О существовании вирусов только начинали догадываться. Никто не ожидал, что вирусы могут передаваться посредством инъекций. Иглы и шприцы использовались многократно, стерилизация, ну вы сами понимаете.


Например, в городе Эболова внутривенное лечение малярии было основным путем передачи вируса гепатита С среди пожилых людей.


Наиболее сильный очаг сонной болезни в колониальную эпоху был в районе Нола в Центральноафриканской Республике. Там вирус гепатита С передавался при лечении этого паразитарного заболевания до 1950 года.

В этом районе, вероятно, проживал нулевой ВИЧ-пациент. Тогда же человеческий T- клеточный лимфотропный вирус (HTLV-1) распространялся посредством инъекций пентамидина, вводимых дважды в год всему населению для профилактики трипаносомоза.. Удивительно, но источник HTLV-1 - тоже шимпанзе. Пациенты, лечившиеся от сонной болезни в Ноле в 1940-х годах, умирали слишком часто. Это вполне можно объяснить распространением ВИЧ-1.


В другой части континента эпидемиологическое исследование пожилых людей в Гвинее-Бисау показало, что ВИЧ-2 передавался при лечении сонной болезни, а также туберкулеза (при длительных курсах внутримышечного стрептомицина).


Таким образом, в трех разных странах терапевтические вмешательства в отношении тропических болезней колониальной эпохи привели к передаче трех разных вирусов, передающихся через кровь. В отличие от высоколетального ВИЧ-1, эти вирусы совместимы с долгой жизнью, что позволяет задокументировать эти связи.


Лечение ИППП, которых не было

Второй и наиболее важный этап пандемии произошел в двунациональном мегаполисе Леопольдвиль – Браззавиль, конечной остановке для всех речных перевозок в огромном бассейне Конго.


Из образцов, взятых в Леопольдвилле в 1959 и 1960 годах, были извлечены два самых старых ВИЧ-1. Также молекулярные исследования показали, что в этом районе самое высокое генетическое разнообразие ВИЧ-1 группы М в мире. Здесь обнаружены все девять подтипов ВИЧ-1 группы М, а также множество рекомбинантов.


В отличие от групп, подтипы представляют эволюцию ВИЧ-1 в организме человека, накопление ошибок репликации. Их разнообразие отражает не только продолжительность присутствия ВИЧ-1 в данном месте, но и эффективность его передачи (чем больше людей заражается, тем больше копий вируса создается каждый день и возникает больше ошибок репликации).

Как только вирус достиг столицы Бельгийского Конго, количество инфицированных очень медленно увеличивалось в течение первой половины века. С начала 1950-х годов последовало экспоненциальное усиление.


Полупроституция, практикуемая в то время свободными женщинами, не могла объяснить столь резкий рост числа ВИЧ-инфицированных, но как насчет не половой передачи?


В Леопольдвиле тропические болезни были редкостью. Африканское население регулярно проходило обследование и лечение, чтобы защитить бельгийцев. Но местная клиника по лечению ИППП, могла быть идеальным штормом: она обследовала свободных женщин, которые должны были приходить ежемесячно, чтобы соблюсти закон, и мигрантов. Ошеломляющее количество инъекций было сделано в этом небольшом учреждении. Пиковое количество инъекций было в 1953 году - 154 572. Почти все во имя лечения предполагаемого сифилиса.

Ирония в том, что, оглядываясь назад, подавляющее большинство этих пациентов никогда не болели сифилисом. Их анализы на сифилис чаще всего были положительными из-за фрамбезии, приобретенной в детстве.


В 1953 году среди пациентов, проходивших лечение ИППП, началась вспышка «прививочного гепатита». В клинике инъекционные устройства просто промывались между пациентами. Можно представить, что, если бы вирус гепатита процветал в этом учреждении, ВИЧ-1 мог бы также пойти по тому же пути передачи свободным женщинам, большинство из которых занимались сексом с 3-4 постоянными клиентами.


Выводы:

Вероятно, что между 1900 и 1930 годами «нулевой пациент» заразился вирусом обезьяньего иммунодефицита в результате манипуляций с мясом шимпанзе где-то на юго-востоке Камеруна


В этот самый момент обезьяний вирус стал ВИЧ-1: тот же вирус, с тем же геномом, но в новом хозяине.


Возникла местная передача, вероятно, в основном при внутривенном лечении сонной болезни и других тропических болезней.


Была достигнута первая критическая масса ВИЧ-инфицированных, может быть, несколько сотен. Стало неизбежным, что некоторые из них поедут в местный мегаполис Леопольдвиль-Браззавиль, где половая и другие виды передачи позволила вирусу сохраниться.


В начале 1950-х годов экспоненциальное усиление происходило в основном за счет не половой передачи. В 1960-х годах последовало усиление передачи половым путем среди гетеросексуалов. Это стало возможным, когда лицо проституции в городе резко изменилось. Потрясения, спровоцированные неудачной деколонизацией Конго, привели к массовой миграция в Леопольдвиль и крайней нищете.


Начиная с 1960-х и до 1970-х годов вирус попал из Леопольдвиля в другие африканские страны, а также в США через Гаити, вероятно, через гаитянских технических помощников, которые работали в Конго в этот период.


Из Гаити вирус быстро попал в США, предположительно в результате сексуального туризма американских геев в 1970-х годах.


Затем американцы завезли ВИЧ в другие регионы, в основном в Западную Европу и Латинскую Америку.


В Африке, с плацдарма в Леопольдвиле, разные подтипы распространялись по разным маршрутам. Например, подтип C в конечном итоге достиг Элизабетвилля (ныне Лубумбаши), откуда он пересек границу с Замбией, в конечном итоге достигнув Южной Африки через Малави и Зимбабве.